Госпаблики: победы и факапы
Помните, когда появились первые российские соцсети? В 2006. За год аудитория ВКонтакте и Одноклассников превысила несколько миллионов человек. В то время молодежь заводила сотни друзей, осваивала постинг "крутых" цитат и граффити на стенах ВК. Присутствие власти в соцсетях было редким явлением. Сейчас все в точности наоборот: мы практически не найдем политика без блога и госучреждение без соцсетей. Когда все изменилось?
Как эксперт по работе с госучреждениями в соцсетях расскажу о победах и проблемах российской цифровизации власти.
Моя работа с органами власти в интернете началась в далеком 2003 году, когда все обсуждали появление Бейонсе на поп-сцене, публикацию альбома «Короля и Шута» и выход первой части Пиратов Карибского моря. Тогда я только формировал свое представление о PR: начал с ведения блогов и форумов (ЖЖ, Livejournal) молодежной организации. Люди с головой включались в обсуждения, писали о проблемах. Стало понятно, что интернет-коммуникация идет к чему-то большему, открывался новый мир для общения.
Самарская область, где я вырос и работал, стала одним из первых регионов, где чиновники начали вести соцсети (в то время просто заграничные, ныне — запрещенные). Одним из первых в цифровую среду шагнул мэр Самары Дмитрий Азаров, сейчас — губернатор области. В 2010 году он завел аккаунт в одной из зарубежных соцсетей. За собой он потянул депутатов, глав органов власти и муниципалитетов. Жители могли написать сообщение с жалобой, отметить аккаунт главы, который в свою очередь добавлял в обсуждение ответственного, и проблема решалась публично. Культура открытого диалога власти и граждан в соцсетях только начала зарождаться.
Несмотря на этот пример, четкого подхода к присутствию власти в интернете не было. В основном была обратная ситуация, когда чиновники были на «вы» не только с интернетом, но и с компьютерами. Начинать что-то строить было сложно: никто не понимал, зачем вообще нужны блоги и интернет-общение.
С этой проблемой я столкнулся в 2011 году на работе в одном муниципальном учреждений. Доходило до того, что мы приносили своим руководителям распечатанные комментарии, которые люди оставили под постами: они просто не знали, куда нужно заходить и где их смотреть.
Мне запомнилось, как один руководитель попросил показать ему, что пишут люди под постами сообщества. Он прочитал сообщения, после чего он закрыл ноутбук со словами: «Ну и где теперь твои комментарии? Раз их нет, то и отвечать не нужно».
Случай меня, конечно, поразил. Мы многому в то время не придавали значения, но уже тогда было понятно, что ресурс соцсетей можно использовать во благо. Власть уверенно держала дистанцию, считая появившиеся Одноклассники личным пространством, а ВКонтакте — детским развлечением.
Да и в целом труд в соцсетях был сильно недооценен. В том же 2011 году я слышал массу настойчивых советов, условно, идти на завод и «заниматься делом». Но хотелось развивать идею: государство должно быть там, где люди.
Большой скачок для меня произошел в 2013 году, когда я стал руководителем смены молодых журналистов на форуме iВолга. Это стало значимо с точки зрения формирования моих взглядов: 10 дней палаточного лагеря, несколько десятков журналистов, блогеров в качестве спикеров и 200 участников со всех регионов ПФО насытили меня новыми идеями. Работа с молодежью вдохновляла и двигала вперед: мы вместе придумывали интересные форматы работы в соцсетях и вовлечения аудитории. Например, мы осваивали формат сторис – уникальный на тот момент, снимали влоги и короткие интервью. Делали прямые эфиры, которые длились почти двое суток безе перерыва.
Последующие пять лет активно развивались соцсети, появлялись новые, шла активная конкуренция за внимание подписчиков. В 2014 году аудитория соцсети для постинга фото достигла 100 млн, количество пользователей интернета увеличилось на полмиллиарда, было заведено 222 миллиона новых аккаунтов в социальных сетях.
Со всем этим мы активно учились работать. Следующим важным для меня формирующим этапом стало ведение паблика правительства в 2018 году: тогда все сложности, с которыми сталкиваются сейчас администраторы госпабликов, я почувствовал на себе.
В 2020 году я пришел на работу в «Диалог». Кратко: это та организация, которая сейчас отвечает за позиционирование власти в соцсетях. Мне достался «крест» развития госпабликов.
Работу с официальными сообществами мы с командой начали еще в 2020 году, задолго до вступления в силу соответствующего закона.
- Сначала мы договаривались со всеми регионами, объясняли представителям власти, для чего это нужно и что теперь нужно делать. В день у нас порой было по 8-9 онлайн-совещаний. По моим подсчетам, на тот момент видеоконференций с регионами было более 150.
- Помогали принять нормативки, подстроить их под особенности текущего регионального законодательства.
- Проводили бесчисленное количество семинаров с администраторами госпабликов, ответственных за ведение страниц.
- Помогали с верификацией страниц. Чуть позже участвовали в разработке идеи создания метки "Госорганизация". Видели такую в соцсетях?
- Писали десятки методичек и инструкций.
Каких результатов с этого момента мы достигли?
Более 150 тыс.
1,8 тыс.
Простроить работу со всеми субъектами России было бы невозможно без подразделений «Диалога» — Центров управления регионами. Такие ЦУР под управлением «Диалога» существуют с 2020 года в каждом регионе России за исключением Москвы и Московской области. Ежедневный мониторинг ситуации, беспрерывная коммуникация с ведомствами и госучреждениями, обучение администраторов — все было через ЦУР.
После 1 декабря (вступление в силу закона о госпабликах) удалось немного выдохнуть. Скажу честно, все 160 тыс. организаций подключиться к работе не успели. Где-то мешали технические моменты, где-то неорганизованность. Сейчас эти пробелы восполняются, главное, что 90% требований мы выполнили. Помогло то, что на июнь 2022 года у нас уже было большое количество госпабликов – более 72 тыс. страниц. Мы планомерно вели работу с госорганами и муниципалитетами.
Во всей это работе самым трудным было научить чиновника общаться на человеческом языке.
Мы создавали инфраструктуру госпабликов для коммуникации власти и населения, чтобы люди могли получать официальную достоверную информацию на понятных и доступных площадках. Теперь нет нужды искать официальный сайт муниципалитета, чтобы узнать приемные часы, не нужно звонить туда и уточнять, когда будет заделана яма на дороге – это можно узнать в социальных сетях. В следующей статье расскажу, почему будущее все-таки – за госпабликами.
Итак, подведем итог: мы ежедневно объясняли, что соцсети — это канал связи с людьми, возможность узнать, что они ждут от органа власти, ответить на их запрос и донести важную информацию. Начинать тоже было тяжело: вместо лаконичных постов мы видели портянки-отчеты о "показателях эффективности систем модернизации...", на которых буквально было три лайка: руководителя учреждения, его жены и, возможно, главы муниципалитета. Но первые шаги сделаны — это главное.
Для развития госпабликов предстоит решение массы задач. Например, поддержать тех, кто за бесплатно готов их вести — тоже вопрос для следующей статьи.
Спасибо, что ответили, теперь открыт к вашим вопросам :)
Поделитесь обратной связью, что вам было бы интересно узнать.