Распределение налогов - в цифру

Цифровые Платформы могут предоставлять более оптимальные услуги во всех сферах жизни. Налоговая система также постепенно переходит в цифру. В связи с этим возникают интересные возможности для распределения налоговых поступлений, на основе предпочтений налогоплательщика.

Ведь демократия для граждан не обязательно заканчивается возле избирательной урны (поэтично). Сейчас уже работает много инструментов для активности граждан и их взаимодействии с властью, "цифровое правительство" модный тренд во всем мире, и в РФ уровень предоставления госуслуг в электронном виде находится на достойном уровне. И можно двигаться дальше. Граждане платят налоги, и также вправе эти налоги распределять (хотя бы частично) самостоятельно.

Выбор

Представим себе, что в личном кабинете вы можете выбрать, куда и сколько именно ваших налоговых поступлений направить? Допустим, работодатель списывает ваши деньги в «бюджет». В личном кабинете вы можете распределить % отчислений, например на здравоохранение, образование или на какой-либо национальный или муниципальный проект. Такая система позволит распределять денежные поступления от налогов с учетом интересов тех, кто эти налоги платит. Следовательно, ответственность как власти, так и граждан будет немного повышаться, и гражданин, если он вкладывает свои деньги не в какой-то "мифический котел", а в конкретный проект сможет (как инвестор) проверить, куда конкретно его деньги пошли. И чиновники, пока не докажут гражданам, что именно эта статья расходов, или проект нуждается в такой сумме, и эту сумму не наберут – денег не получат. Это обычный рыночный подход. Продвигаете ваши проекты и идеи, и если они находят отклик в виде денег - они нужны. Если нет - очень жаль.

Понятно, что не все статьи расходов можно так финансировать, не все налоги идут именно от граждан, но тут важен сам подход и его дальнейшее развитие.

Можно будет подключить к распределению не только налоги, уплачиваемые с доходов граждан, но и налоги в виде НДС и акцизов. Т.е. если я покупаю алкоголь, или сигареты – эти налоги можно распределить на здравоохранение или национальную программу здоровья. Или на строительство медицинского центра. Если покупаю бензин – на строительство дорог, экологические проекты.

Также налоги бизнеса можно частично распределять в соответствии с миссией компании (если она у них есть). Вся эта система позволит реализовывать действительно нужные проекты, вести четкий контроль средств, идущих на те, или иные статьи расходов. Налогоплательщики и компании всегда смогут проверить, как расходуются их средства, построена ли та или иная дорога, больница, и проверить качество конечного объекта. Для этого достаточно создать страницу проекта, на которой будут отображаться расходы средств, прогресс по проекту, видеоматериалы и форум "инвесторов". И любую подозрительную статью расходов или тендер можно будет одним кликом направить на проверку в счетную палату... (размечтался).

Ответственность

Важная составляющая этой системы, это ответственность за распределение денежных средств, которая частично переходит на граждан, и фраза «мы достойны той власти, которая у нас есть» перестает быть метафорой. Также больше ответственности будет на депутатах, руководителях министерств, глав администраций по расходованию денежных средств. Это будут не безличные деньги, это будут деньги конкретных людей, которые придут и спросят. Другой уровень ответственности, который не прийдет просто так - его нужно начинать воспитывать.

22
2 комментария

Смело, утопично, но написано хорошо. Начать хотя бы с микропроектов в своем ЖКХ, а не отчислять деньги на ремонт крыши на 2050 год. И если проанализировать стоимость текущего ремонта жилого дома могут многие, то разобраться в смете на строительство больницы или закупку военной техники единицы.

Ответить

На военку вряд ли вообще заглянуть дадут... А в расходах на строительство или ремонт чего-либо - да, это не просто, но и не всегда нужно. Как правило, на такие проекты проходят тендеры (госзакупки), и там фиксированная цена за готовый результат. Две точки контроля - корректность проведения самого тендера, и проверка результата. Думаю, что при электронной приемке объектов можно будет собирать общественные комиссии. Много вариантов. В сложных случаях, когда действительно нужна проверка - есть счетная палата. Также, можно организовать аудиторскую проверку (допустим, если проект с участием частного капитала), либо закладывать аудиторскую проверку на определенных этапах и это включать в тендер. Когда ваши деньги тратят другие, сразу мозги начинают работать хотя бы на то, чтобы их не слили, а построили нужный вам садик, больницу, школу, и т.д. и не абы как.

1
Ответить