Почему завтра вы не найдёте программиста в компанию

Я занимаюсь подбором персонала в IT уже 5 лет в рекрутинговом агентстве WIT. Мы находим сотрудников для IT-компаний. В начале работы это были небольшие диджитал-агентства, потом появились крупные компании и технологические стартапы.

В этой статье я хочу поделиться главными выводами и рисками, к которым должны быть готовы руководители и HR ИТ-компаний.

Суровая правда

Почему завтра вы не найдёте программиста в компанию

Дальше будет только хуже. Мы можем вспоминать высказывания Никифорова про миллион программистов, а можем просто посмотреть на частоту отказов кандидатов, на время принятия ими решения, на зарплатные ожидания в динамике последних пяти лет.

Ещё 2-3 года назад работодатели просто рассказывали о вакансии. Сегодня, они её продают кандидату, особенно, если у него есть релевантный опыт, хорошие хард и софт скилы.

То, что раньше было хорошим бонусом (ДМС, фитнес, питание в офисе и т.д.), сегодня становится стандартом, можно списать это на развитие отрасли, но я, в первую очередь, связываю этот тренд, с повышающейся конкуренцией за квалифицированные кадры на рынке IT.

Самый простой способ увидеть, что конкуренция за персонал выросла — это посмотреть на офисы компаний. Слева среднестатистический офис компании раньше, справа — сейчас.
Самый простой способ увидеть, что конкуренция за персонал выросла — это посмотреть на офисы компаний. Слева среднестатистический офис компании раньше, справа — сейчас.

Почему так происходит

Количество компаний растёт, увеличивается количество программистов, работающих удаленно на крупные зарубежные компании, которые активно ищут за 2 000 — 4 000 долларов разработчиков на удаленку. Конкуренция растёт, а количество квалифицированных специалистов увеличивается не так быстро.

Есть ли свет в конце тоннеля

Быстроизменяющиеся компании всегда побеждают. А вот у компаний, которые не планируют перестраивать процесс найма, ситуация будет только усложняться, но уже сегодня я вижу, как небольшие компании, не раздувая зарплатные фонды, делают отличные результаты. Для начала нужно перестроить процесс найма в формат. Это не значит, что нам нужно подстраивать компанию под каждого кандидата, но растущая конкуренция заставляет нас рассматривать процесс найма как ключевой, и поэтому относиться к нему сегодня также важно, как к процессу разработки продукта или клиентского сервиса.

Что можно сделать уже завтра, чтобы стало проще

Проанализировать рынок

Все знают, что нужно знать конкурентов. В том числе и конкурентов за персонал, но когда последний раз вы это делали? Сделайте минимальный анализ вакансий конкурентов со схожим стеком и проанализируйте ваши преимущества, а если их нет — сформулируйте. Возможно, у вас идеальные условия, а может быть пришло время улучшить. Учитывайте все факторы предложений конкурентов: известность бренда, обучение и участие в конференциях, белая ЗП, ДМС, релокация, возможность удаленной работы и другие важные факторы по вашей позиции.

Пересмотреть своё отношение к процессу подбора

  1. Текстовая презентация вакансии в формате выгод для кандидата — оставьте требования на финальное собеседование — наша цель, сформировать максимальное количество откликов.
  2. Активный поиск в социальных сетях и по рекомендациям, а также по всем другим возможным каналам, по нашим оценкам, их количество может доходить до 40, при поиске разработчика.
  3. Первое собеседование — это такая же продажа компании и позиции и только после того, как кандидат заинтересовался, можно переходить к выяснению его компетенций. Просто расскажите почему у вас работают сотрудники, какие цели компания себе ставит и кого сейчас ищет, что даст это кандидату.
  4. Обязательно в ходе переговоров по найму, выяснять цели сотрудника на ближайшие 1-2-3 года, и если они точно сформулированы, то увязывать их с целями компании.

Итоги

Найм IT-специалистов сегодня, такой же сложный процесс как разработка продукта, поэтому не стоит недооценивать его важность. Улучшайте этот процесс, формируйте позитивный HR-бренд, тогда и в вашей компании будут работать сильные специалисты, потому что не все хотят работать в IT гигантах, но все хотят работать у лучших.

13
32 комментария

Комментарий недоступен

11

Согласен, сама профессия подталкивает к знанию английского языка и внезапно оказывается, что если вы не фанат российского рынка, особого смысла и, тем более, перспектив в работе на нём нет. Рынок труда, это рынок, страна в экономический штопоре, в таких условиях, деньег в мифической компании, чтоб кормить жирно ИТ-отдел больше не становится, иностранные работодатели всё охотнее пылесосят рынок, специалисты будут уезжать только охотнее, кадровый голод будет только нарастать. Ванную, что гибкие SaaS решения, это будущее этого рынка.

1

Да, общий тренд сегодня - многие с неплохим послужным списком хотят иметь запись в резюме Гугл или Фейсбук, стремятся попасть в западные компании, что также играет против работодателей в рынке на территории РФ, но об этом можно вообще сделать отдельный обзор с примерами и причинами, часто это не только деньги, но и возможность участвовать в масштабных проектах

1

"Мы находим сотрудников для IT-компаний" - по сути, вы обладаете довольно интересной информацией: Какие специализации IT-шников в данный момент наиболее востребованы. Другими словами, что именно лучше изучать и практиковать соискателю, чтобы быстрее и выгоднее устроиться на работу.
Вы как-то делитесь, либо пользуетесь этой информацией?

2

Кстати, это интересная тема. Давайте я напишу об этом отдельную статью, потому что есть топ и в хард скилах и в топ скилах на что обращают работодатели.

1

вчера вышло исследование Яндекса, проанализировавшего рынок IT-вакансий в стране. По их данным медианная зарплата в стране в этом сегменте 92К, а средняя начальная 48К.

2

Замечал такую тенденцию: кадровый голод испытывают только те компании, которые в глазах джунов и мидлов выглядят как трамплин в "большую игру", не смотря на позиционирование HR бренда и богатую корп.культуру.
Получается такая картина: принимают разработчика с минимальным базовым опытом, инвестируют в него деньги, знания, опыт коллег (часто тимлидов), а потом он просто уходит в другую компанию, которая в отрасли выглядит более серьезной (проекты, активность в СМИ, участие в профессиональных конференциях).