Как Chat-GPT стал "секретным ингредиентом" в воспитании наших детей-билингвов. Личный опыт русскоязычных родителей

VC, привет! Меня зовут Александр, я отец двух билингвальных (даже трехъязычных) сыновей. Мой старший сын уже в трехлетнем возрасте говорил на трех языках - русском, английском и португальском 🇷🇺🇬🇧🇧🇷 Причем живем мы в России, и наш родной язык - русский. И в этой статье я хочу поделиться опытом, как 🧠 chatGPT стал ценным элементом билингвальн…

изображение сгенерированное в midjourney по запросу: 2 young brothers are reading an open english storybook with minecraft characters jumping out of the pages, colorful, bright, farytale, accent on a storybook --ar 16:9 --v 4
3939

⭐️👋 Всем доброго дня!

В целом, интересно, что статья получила такой резонанс.

Хотел бы вывести его в конструктивное русло, резюмировать полученные реакции, и более детально подсветить некоторые моменты. Получился объемный комментарий, можно сказать, целое дополнение к статье 📝 Надеюсь, что выделив его в отдельный комментарий, все корректно отобразится, так как текста много)


Итак, в комментариях просматривается несколько линий:

1. родителей / читателей, которые такой подход разделяют
2. кто считает, что это вредная сверхнагрузка на ребенка, или даже бесчеловечный эксперимент
3. кто считает, что это бессмысленно, так как все равно в лучшем случае язык будет как у среднего индуса
4. кто считает, что тут куча лишних ограничений, которые негативно сказываются на психике ребенка, и он, безусловно, в некоторый момент “бомбанет” и возненавидит родителей за “испорченное детство”.
5. Никак не обосновавшие свою критику читатели. Специфика площадки. Время тратить не будем.

Не смотря на то, что (прошу не обижаться) многие критические реакции носят шаблонный характер и комментаторы с большой вероятностью лично не сталкивались с темой билингвального развития, все же, если детальней раскрыть эти аспекты, статья станет только лучше. За что им спасибо!

Тем более, что с рождения первого ребенка, я слышал достаточно критики в адрес того, что разговариваю с сыном на английском. Аргументы были плюс минус те же. Критика как правило от непонимания и основана на рассказах про каких-то знакомых через 3 колена.

Итак, ниже последовательно рассмотрю первые 4 пункта 👇

2
Ответить

1 Спасибо всем, кому статья понравилась.

Основная цель была - показать, что если один из родителей владеет иностранным языком, на уровне, достаточном для повседневного общения, то в такой семье есть возможность передать его ребенку. Даже живя в России. И для этого лишь нужно наполнить ваше общение с ним этим языком + разнообразить языковую среду множеством других элементов.

И да, это требует творческого подхода, терпения и времени. А один из элементов такой среды теперь - это chatGPT с его поистине бескрайними возможностями. Я надеюсь, что предомонстрировать это удалось)


2 Касательно сверхнагрузки, вреда для развития и экспериментов над людьми.

В комментариях писали, что в билингвальном воспитании, в частности в России, смысла нет, так как в целом ребенок хуже развивается, это вредно. На мою просьбу привести ссылку на первоисточник, даже привели научную статью - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6168212/

Но в ней как раз написано обратное, что нет никаких научных доказательств вреда билингвального развития, и, в целом, у таких детей есть набор преимуществ как в языковом, так и в общем развитии. Так что статья как раз апелирует в сторону «за» билингвальное развитие.

Кому интересно, сделал для вас перевод - https://zalexander.notion.site/03291f0664c741e89b81b14f2cc49d38 Статья большая, но интересная.

Кроме того, я лично знаком с билингвами из разных стран, которые крайне благодарны своим родителям / бабушкам / дедушкам за то, что те дали им несколько языков.

Моя супруга из Уфы, и в Башкирии нет никаких проблем с тем, что в семьях говорят на 2х - 3х языках. Рядом Казань - аналогично и про Татарстан.

В статье выше еще говорится также о Бельгии и Швейцарии. Норма - семья с 3-4 языками и никаких проблем у детей.

В царской России в семьях дворян было нормой воспитывать детей на двух языках - русском и французском.

Так что тут нет никакого эксперимента над людьми, билингвальное воспитание - вполне устоявшаяся практика.

А касательно того, что если языком не заниматься, то он забудется. Да, это так. И тут уже задача родителя сделать так, чтобы была языковая среда, где он не забывается, а развивается.

2
Ответить