Как нейросеть проходит CustDev
Чистой воды эксперимент, сможет ли нейросеть отвечать за человека, рассказывать о его болях, страхах, стремлениях, предпочтениях. Именно это же нам важно узнать, когда мы проводим CustDev или исследование аудитории.
Спойлерить не буду. Смотрите сами, как нейросеть ChatGPT отвечала на мои вопросы.
Что такое CustDev
Customer Development (CustDev) — это инструмент, который помогает лучше узнать своего клиента, найти точки роста продукта и, в конечном итоге, повлиять на продажи и другие важные метрики.
Проще говоря, CustDev – это общение с клиентом для выявления его потребностей, проблем, болей и паттернов поведения.
Как проходило «интервью»
Я задала роль для нейросети. Описала базовые проблемы исследуемого сегмента аудитории. Отдельно отметила, что важно давать развернутые ответы, использовать лексику типичного представителя аудитории. Периодически нейросеть «забывала», какую роль ей нужно играть, приходилось возвращать.
Моменты, которые в интервью показались особенно интересными, я подчеркивала красным.
Как отвечала нейросеть
- Отвечай от имени фрилансера. Возможно, это дизайнер, специалист по таргетированной рекламе, чат-ботам, копирайтер и т. д. то есть человек, который продаёт свои личные услуги. Он столкнулся с тем, что не растет доход. Основные боли:
— нет потока клиентов
— много сил и времени занимают поиск клиентов
— приходится то перегружать себя работой, то сидеть без заказов
— низкий уровень дохода.
Я буду проводить исследование аудитории, буду задавать вопросы, а ты отвечай как этот аватар. Давай развернутые, эмоциональные ответы, используй слова и лексику описанных выше людей. Разговаривай свободно и искренне. Отвечай развернуто. С какими проблемами ты сталкиваешься?
Первый ответ — в основном повторение вопроса. Но сразу появились данные о страхах.
- А как сейчас ты находишь клиентов? Откуда они приходят? Опиши путь клиента
- Почему возникают сложности с поиском клиентов?
Обратите внимание, эту информацию я во вводной не задавала. Но она совпадает с тем, как происходит на самом деле. Проблемы фрилансеров описаны достаточно точно.
- Как ты уже решал проблему с недостатком клиентов, высокой конкуренцией, сложностями в продвижении?
- Как давно появилась проблема с поиском клиентов и почему она стала актуальна сейчас?
- Что все-таки мешает решить проблему с поиском заказчиков самостоятельно?
- К какому результату с учетом обсуждения выше ты бы хотел прийти?
Из ответа я подчеркнула, что у целевой аудитории есть сложности с эффективным управлением временем. Если бы готовила продукт для фрилансеров, например, курс, то включила бы блок об управлении временем в него.
- Что это даст тебе?
А зачем тебе это?
- А какие цели и мечты у тебя?
- Представь, что ты уже достиг цели и зарабатываешь столько, сколько планируешь, как это повлияет на твою жизнь?
- Что мешает увеличить доход?
- Почему у фрилансеров много сил и времени уходит на поиск клиентов? Как это сказывается на чувствах и мыслях фрилансера?
- Чего ты как фрилансер боишься в работе?
Вот ChatGPT предупредил, что мы все-таки общаемся не с живым человеком: у него нет чувств и эмоций. Но можно вернуть нейросеть к выполняемой роли и она вполне точно ответит.
- Напиши от имени фрилансера и языком фрилансера. Чего ты боишься в работе?
- Что тебя вдохновляет в работе?
Можно ли использовать нейросеть ChatGPT для исследования аудитории?
Для начала подведем итог, что мы узнали об аудитории. Напомню, что нейросеть "играла" роль типичного фрилансера, который продает свои личные услуги. Например, настройку рекламы, может быть делает сайты, создает логотипы и т.д. Конечно, не все фрилансеры одинаковые. Поэтому заранее был очерчен круг проблем, с которыми столкнулся интересный нам сегмент этой аудитории: нет потока клиентов, много сил и времени занимают поиск клиентов, приходится то перегружать себя работой, то сидеть без заказов, низкий уровень дохода.
Что об этой аудитории рассказала нейросеть:
- Типичный представитель такой аудитории стрессует из-за финансовой нестабильности.
- Заказы ищет через биржи, социальные сети, общение в профессиональных сообществах.
- Постоянно переживает, что клиент не получит результат, будет недоволен качеством работы, это скажется на репутации.
- Трудно конкурировать и выделиться из массы других специалистов.
- Непросто дается ведение соцсетей, работа с заказчиком.
- Вообще сам процесс поиска заказчика напрягает, отбирает много сил и времени. Фрилансер с удовольствием бы тратил его на свою основную деятельность.
- Он не очень хорошо управляет своим временем, периодически перегружает себя.
- Он хочет финансовой стабильности и свободы. Быть уверенным что будут заказчики и клиенты, чтобы спокойно планировать расходы и идти в большим финансовым целям.
Фрилансеры, расскажите, вас все это беспокоит? А о чем нейросеть забыла рассказать?
Уже есть ядро полезной информации, чтобы готовить рекламные объявления, писать посты, статьи, разрабатывать какой-то курс или другой продукт на эту аудиторию.
Однозначно, не хватило, словечек целевой аудитории, проблемы не сформулированы на ее языке. Это как раз можно взять из "касдева". После общения с нейросетью у вас появляются гипотезы, которые можно подтвердить или опровергнуть. Вы можете уже сократить количество интервью с реальными представителями целевой аудитории.
Если тема проведения CustDev для вас актуальна, то я подготовила список вопросов, которые вы можете задать своей целевой аудитории. Они здесь.
Реально интересно узнать мнение фрилансеров: правильно ли о них рассказала нейросеть.
Спасибо за отличную идею))