Дело Блиновской и его значение для инфобизнеса в России

Арест Елены Блиновской и последующее информационное освещение его обстоятельств заставляют задуматься о том, что это значит для рынка инфобизнеса в России.

В этой статье анализирую правовую сторону вопроса и даю рекомендации, к чему приготовиться онлайн-школам и как им управлять грядущими рисками.

Дело Блиновской и его значение для инфобизнеса в России

Что случилось

27 апреля Следственный комитет задержал российского блогера Елену Блиновскую при попытке пересечь границу с Белоруссией (об этом сообщает Forbes).

По данным РБК, Блиновскую подозревают в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК, наказывается штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или штрафом в размере дохода за период от 18 месяцев до трех лет либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, а также п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет с возможным штрафом, ограничением свободы либо запретом заниматься определенной деятельностью.

Почему это важно

Уголовно-правовое преследование Блиновской осуществляется по налоговому и антиотмывочному составу, однако важно не только это, а то, как на это реагирует общество.

Блогосфера полна комментариев в духе "так ей и надо, инфоцыганке" и "жаль, что её закрыли за налоги, а не за её инфоцыганские марафоны".

Иными словами, в общественном сознании дело Блиновской - это не просто дело о налогах. Это акт социальной справедливости над "проклятыми инфоцыганами".

И хотя пока локомотивом обвинения является налоговый состав, от него недалеко до ст.159 УК РФ "Мошенничество".

Если дойдёт до этого, то это будет первый кейс такого масштаба в российском инфо-бизнесе, когда деятельность наставника признали мошенничеством из-за наличия признаков так называемого "инфо-цыганства"

Инфоцыганство — вид мошенничества, при котором коуч представляется богатым и успешным человеком и продаёт информационные продукты: гайды, курсы, книги и другие обучающие материалы, не имеющие никакой практической ценности.

Источник: Википедия

И это большая проблема.

Современный рынок онлайн-образования действительно представляет из себя противоречивую картину.

Наряду с честными онлайн-школами, которые не обещают ученикам золотых гор и нереальных результатов, рынок полон инфо-проектов, деятельность которых, мягко говоря, далека от общепринятых этических стандартов.

Публичные предложения "вырасти кратно в доходах" за "кратчайшие сроки" и "без вложений" стали нормой, и ученики, ослеплённые жаждой быстрых результатов, идут покупать курсы, не всегда понимая нереальность этих предложений.

Кто в этом виноват - большой вопрос.

Обвинять одних лишь "проклятых инфоцыган" очень удобно, однако надо понимать, что рынок реагирует на потребности аудитории.

Которая, в свою очередь, хочет быстрых результатов, чтобы "просто добавить воды" и без усилий и труда "заработать миллиарды".

Дело Блиновской и его значение для инфобизнеса в России

Примечание. Относительно продукта Блиновской не могу утверждать, что она обещала это. Насколько я понял, речь шла об общем изменении мышления людей. И если там не было обещаний гарантированного обогащения, подобных вопросов к ней, полагаю, быть не может.

Эта тема - безответственность потребителя как ракетное топливо инфобизнеса - ещё ждёт своего отдельного исследования.

Я же хочу далее проанализировать, какие минусы (и, Вы возможно удивитесь, и плюсы) несёт инфо-рынку кейс Блиновской.

Минусы

Инфобизнес славится лёгкими продажами - и лёгким же, порой безответственным, поведением потребителей.

Так, нередко ученики, купившие курсы и не приложившие должного усердия к учебном процессу, приходят к школе и требуют её вернуть деньги.

Стандартный аргумент в этом случае - я не пользовался продуктом.

Я лично видел судебные дела, где потребитель приходил, говорил суду, что он не посетил ни одного семинара в онлайн-школе, а потом, раз он не пользовался продуктом, ему нужно вернуть 100% стоимости с 50% компенсацией, и суд удовлетворял эти требования.

Это типичный "потребительский экстремизм", и это особенность именно онлайн-образования. Сложно представить себе, чтобы студент крупного вуза пропустил все занятия (где его ждали преподаватели), а потом пришёл и потребовал деньги назад.

Да его бы объявили прогульщиком, отчислили за академическую неуспеваемость и не вернули бы ни копейки.

А с онлайн-школой так не просто можно поступить - это стало стандартом поведения для многих потребителей.

Но если до сих пор онлайн-школы находились в более-менее состязательном положении, и могли ссылаться на свои оферты, статью 782 ГК РФ, иные нормы, то теперь у потребителей появляется ещё один аргумент: вы - инфоцыгане, преступники и мошенники.

Я бы даже переформулировал так:

я ленивый, неорганизованный, не хожу на уроки, хочу быстрых результатов без труда, <поэтому> вы - инфоцыгане, преступники и мошенники, верните мои деньги!


Дело Блиновской и его значение для инфобизнеса в России

Таким образом, дело Блиновской и другие дела этого ряда бросают тень на весь инфо-рынок и дают дополнительные аргументы и без того безответственной части масс-маркета.

Примечание. Тут надо отметить, что такое поведение, конечно, характерно не для всех учеников онлайн-школ. Многие понимают, что бизнес-образование это образование, что для освоения предмета нужно потратить время и силы. Это, скорее, лакмусовая бумажка, отделяющая разумного ответственного ученика от одурманенного обещаниями золотых гор и халявного "кратного роста без вложений" "потребительского экстремиста".

Плюсы

Как ни странно, у этой ситуации есть и плюсы.

Представим себе нормальную, не "инфоцыганскую" онлайн-школу. Её лидер имеет реальный опыт, не даёт нереальных обещаний, его формулировки конкретны, он имеет преподавательский опыт и сильную методологическую базу. В общем, нормальное бизнес-образование, только в онлайн-форме.

Такая школа, естественно, конкурирует с условно "инфоцыганскими" онлайн-школами, и очевидно, что она такую конкуренцию проигрывает.

Сравните два офера.

Пример №1. Пройдите большое годовое бизнес-обучение, в котором нужно будет трудиться, учиться управлению, создавать бизнес-процессы и регламенты, искать бизнес-модель, создавать и реализовывать стратегию развития на год и более, учиться нанимать команду, планировать рекламу, делать вложения и окупать затраты.

Пример №2. Получи х10 в личном доходе за 2 недели без вложений.

Какое обещание выглядит более "сладким"?

Одурманенный клиент выберет №2, и скорее всего станет жертвой инфоцыган.

И для нормальных онлайн-школ было бы неплохо, если бы эту пену сдуло с рынка.

Конечно, "сдуванием пены" должны бы заниматься ФАС и Роспотребнадзор, ведь это вопрос законности рекламы, введения потребителя в заблуждение и качества услуг.

И это, конечно, было бы лучше.

Потому что вряд ли деятельность правоохранительной машины будет ювелирно точной.

Тогда как для рынка инфобизнеса важна не только налоговая чистота, но и коммерческая добросовестность участников этого рынка.

Дело Блиновской и его значение для инфобизнеса в России

Что делать онлайн-школам

  • Нормальным - привести в порядок налоги и оферты.
  • "Инфоцыганским" - становиться нормальными (очевидно, что у них есть и другие пути "развития", но едва ли я хотел бы давать им советы:)

Павел Катков

- автор телеграм-канала "Прибыльный юридический бизнес"

- Президент Международного межвузовского форума по юридическому онлайн-образованию

- владелец бизнес-школы Katkov.School

- член Ассоциации юристов России

3
9 комментариев