Многозадачность — полезная фича или миф культуры суеты?
Во многих компаниях многозадачность/мультизадачность поощряется, ибо именно данный навык помогает заниматься несколькими задачами одновременно. Один специалист за короткий промежуток закрывает несколько задач, разве не круто? Но возникают вопросы после исследований: на самом ли деле многозадачные специалисты настолько продуктивны и стоит ли развивать в себе этот навык?
Многозадачность ≠ качественная работа
Многозадачность — это умение выполнять несколько задач одновременно или быстро переключаться с одной задачи на другую. Идея заманчива, но пока ваш фокус направлен на “успеть закрыть несколько тасков”, есть риск, что пострадает качество проделанной работы.
По опросу тимлидов было выявлено, что в результате есть большая разница между тем, когда фокус был направлен только на одну задачу и когда человек концентрировался на 3-5 задач одновременно.
Наш мозг не может фокусироваться сразу на нескольких задачах одновременно
Даже если вы горите желанием выполнять несколько задач в один момент, ваш мозг сильно от этого устает и переутомляется. И по итогу выясняется, что по-настоящему мы не можем концентрироваться на нескольких вещах. Даже если нам кажется, что у нас все получается и продуктивность растет, то чаще всего мозг обрабатывает отдельные действия, быстро переключаясь между ними и общая результативность снижается. Доказательством могут послужить исследования университета Сассекса, в которых при анализе МРТ было выявлено, что у людей, фокусирующихся на нескольких вещах одновременно, плотность мозгового вещества в передней поясной коре ниже и, как следствие, активность нейронов также снижается.
Перестаньте браться за все сразу, если не хотите чтобы ваш уровень стресса рос, а уровень продуктивности стремительно падал
Исследования Калифорнийского университета в Ирвайне доказывают, что многозадачность и симптомы прерванной работы ведут к негативным физическим и эмоциональным показателям. Больше всего возрастает уровень кортизола, что приводит в дальнейшем к тревожности и апатии.
В исследовании измеряли частоту сердечных сокращений у сотрудников, имеющих и не имеющих доступ к офисной электронной почте. Те, кто имел доступ к электронной почте, работали в напряжении – у них частота сердечных сокращений была выше, чем у тех, кто не имел доступа. При этом вторая группа выполняла свою работу относительно без стресса.
Из прочитанного можно сделать вывод, что сила многозадачности – скорее миф, созданный культурой суеты, которая по сути своей ничего полезного под собой не имеет. Поэтому не стоит гоняться за выполнением нескольких задач, лучше сфокусируйтесь на одной, и работы будет качественнее и, здоровье себе сохраните.