Роботизированные фабрики, генеративный дизайн и 3D-печать: новая стратегия adidas
Как производитель спортивной одежды и обуви подстраивается под меняющийся рынок ритейла.
В конце 2016 года в берлинском торговом центре «Бикини» открылся временный магазин adidas Knit For You. Там продавали только один товар: свитеры из шерсти мериноса за €200.
В отличие от обычных точек продаж, одежду туда не привозили, а производили на месте индивидуально для каждого клиента.
Процесс покупки и производства состоял из нескольких этапов:
- Выбор паттерна. В тёмной комнате на торс покупателя проецировали узор будущего свитера, что-то среднее между камуфляжем и паутиной. Узоры менялись жестами — датчики считывали движения рук.
- Выбор размера. Стандартные S, M и L и сканирование тела, чтобы свитер идеально подошёл по фигуре. Для этого клиентам нужно было раздеться по пояс — никто, кроме машины, человека не видел.
- Вязка свитера. Переднюю и заднюю части вязала машина. Затем люди заканчивали производство, обрабатывали, стирали, сушили и упаковывали товар.
На мини-фабрике установили три трикотажные машины. Процесс производства одного свитера занимал около четырёх часов, что позволяло продавать до десяти штук в день.
adidas экспериментирует не для увеличения продаж. Компания оценивает готовность клиентов к своей новой стратегии, которая включает:
- цифровой дизайн;
- местное автоматизированное производство;
- персонализированные продукты.
Производство рядом с потребителями
В конце 2015 года adidas открыла роботизированный завод Speedfactory в немецком городе Ансбах, в 40 км от штаб-квартиры. Здесь машины производят кроссовки под присмотром небольшого количества сотрудников, всего их около 150 человек. Для сравнения: на заводе в китайском городе Дунгуань, где изготавливают обувь для adidas, работает больше 4000 человек.
Первая пара кроссовок сошла с конвейера Speedfactory в сентябре 2016 года. Лимитированную модель под названием Futurecraft MFG (Made for Germany) выпустили тиражом всего в 500 пар. В Берлине в день старта продаж покупатели разбили лагерь на улице.
В adidas заявляют, что фабрика, которая находится рядом с потребителями, поможет снизить издержки на транспортировку товара и сократить время производства новых моделей. Создание обуви на фабриках в Азии занимает недели, тогда как на роботизированном заводе на это уходят часы. adidas планирует производить на Speedfactory около полумиллиона пар обуви в год — незначительную часть всего объёма, исчисляющегося сотнями миллионов пар.
По словам Герда Манца, главы по технологиям и инновациям adidas, идеальная ситуация применения местных заводов выглядит так: «Красные кроссовки, которые клиент увидел на концерте Канье Уэста, продаются в магазине уже на следующее утро».
Местные Speedfactory не заменят фабрики в Китае и других азиатских странах, где производят большую часть вещей. Это скорее новая бизнес-модель, основанная на кастомизации, чтобы покупатели могли получить уникальную модель кроссовок в короткий срок.
Если мы сможем дать потребителю то, чего он хочет, где он хочет, когда он этого хочет, мы сможем снизить риски. Сейчас мы лишь угадываем, что может стать популярным.
В adidas также ищут способы убрать станки из производственного процесса. Их подготовка занимает недели, что не ложится в концепцию быстрого производства. Помочь с этим может 3D-печать.
3D-печать для кастомизации
В 2015 году adidas впервые представила Futurecraft 3D — кроссовки с напечатанной на 3D-принтере промежуточной подошвой. В маркетинговой коммуникации компания сообщала: это первый шаг к производству обуви по индивидуальным меркам для каждого. Предполагалось, что в будущем клиент сможет прийти в магазин, отсканировать ступню и получить пару кроссовок, созданную машиной с учётом физиологических особенностей.
Futurecraft 3D не могли стать массовой моделью: создание одной пары промежуточной подошвы занимало 18 часов. Из них десять уходило на печать порошковым методом, а в остальное время готовый продукт остывал.
После этого adidas начала сотрудничать с производителем 3D-принтеров, калифорнийской компанией Carbon. Их машины печатают объекты по технологии Continuous Liquid Interface Production. Для создания изделий используют жидкие полимеры, которые запекаются ультрафиолетом. Жидкость находится в резервуаре со стеклянным дном, под которым расположены лампы.
Вот видео, объясняющее принцип работы принтеров Carbon.
Технология Carbon позволяет печатать объекты в высоком разрешении до 100 раз быстрее печати слоя за слоем. Благодаря этому adidas в 2018 году выпустила первую массовую модель кроссовок с напечатанной на 3D-принтере промежуточной подошвой — Alphaedge 4D. В отличие от Futurecraft 3D, на создание одной пары подошв уходило всего 30 минут.
Промежуточная подошва в Alphaedge 4D изготовлена из смеси полиуретана и смолы, застывающей под воздействием ультрафиолета. Это жёсткий эластомер, который можно печатать в виде решётчатой структуры, сгенерированной компьютером. Уровень жёсткости подошвы в разных частях основан на больших данных, полученных в том числе с помощью технологии захвата движения.
В конечном счёте adidas и Carbon хотят предоставить каждому клиенту продукты, адаптированные к индивидуальным физиологическим данным и требованиям.
Разработкой технологических новинок в adidas занимается Futurecraft — внутреннее подразделение компании. Здесь планируют создание новинок с горизонтом в семь лет. Например, напечатать кроссовок на 3D-принтере во Futurecraft попробовали в 2012 году. Прототип очень хрупкий, напечатана не только подошва, но и верхняя часть обуви. К сожалению, фотографировать его нельзя.
Зачем всё это adidas
В 2017 году Amazon получила патент на технологию покупки вещей по требованию, когда пользователь может заказать вещь, созданную по индивидуальному запросу.
Технологические стартапы в своё время уже изменили рынок такси и гостиничный бизнес. Традиционным корпорациям приходится искать точку опоры, которая позволит им оставаться в деле. Для этого они создают внутренние стартапы, придумывают новые бизнес-модели и пытаются понять, как потребители будут вести себя в будущем.
Прямые конкуренты из рынка спортивной одежды тоже работают над кастомизированными моделями обуви. В 2019 году Nike обновила платформу Nike ID, где клиенты могут выбрать цвет отдельных деталей на обуви. Теперь она называется Nike By You, а после настройки пользователь сможет рассмотреть 3D-модель будущего кроссовка во всех деталях.
Американский производитель спортивной одежды Brooks объявил о начале философии Run Signature. Совместно с HP компания собирает информацию о походке бегуна и сканирует стопы на устройстве HP FitStation. Всё для того, чтобы предложить клиенту идеально подходящие кроссовки.
В марте 2019 года тренд на кастомизацию (в какой-то степени) подхватили в Zara. В трёх магазинах бренда — в Амстердаме, Барселоне и Милане, — открылись временные точки продаж денима, на котором покупатели могли вышить какое-нибудь слово.
Две трети экспертов, опрошенных отраслевым изданием Sourcing Journal, считают, что клиентам нужны кастомизированные одежда и обувь. Нам стоит ожидать настраиваемую одежду и от других компаний. Особенно небольших, которые могут обеспечить мелкосерийное производство или ручную доработку деталей.