Как продавец взыскал 39 млн руб. с маркетплейса, самовольно установившего скидку 90% на товар

Продавцы товаров на маркетплейсах, так называемые селлеры, сейчас находятся в сложном положении. С одной стороны, они отвечают перед покупателями за свой товар и периодически подвергаются потребительскому экстремизму - товар портится покупателями, часто не возвращается целиком. С другой стороны, селлерам необходимо постоянно решать проблемы с торговой площадкой.

Как продавец взыскал 39 млн руб. с маркетплейса, самовольно установившего скидку 90% на товар

Сегодня я расскажу о кейсе, в котором Вайлдберриз самостоятельно установил на товар скидку в 90% без согласования с продавцом, а впоследствии ему пришлось возместить продавцу 39 млн руб.

Итак, бизнесмен сотрудничал с маркетплейсом. Все шло гладко: товар продавался, претензий не было, Вайлдберриз высылал в личный кабинет продавца ежемесячные отчеты.

Спустя 2 года плодотворного сотрудничества в какой-то момент предприниматель заметил, что его товар не выставляется на продажу и маркетплейс не высылает ему отчеты. Бизнесмен направил маркетплейсу претензию, работа возобновилась. Но товар стал реализовываться Вайлдберриз со скидкой 90%. Предприниматель такой акции не устанавливал, о чем сообщил маркетплейсу, при этом он попросил убрать скидку и возместить убытки. Переписка сторон велась целых 4 месяца и результатов не принесла. За это время весь товар предпринимателя был распродан по заниженной цене и его убытки составили более 39 млн руб.

За взысканием долга предприниматель обратился в арбитражный суд. Маркетплейс убытки не признал, а в качестве защиты своей позиции представил суду некий документ, согласно которому предприниматель уполномочил на регулировку цен третье лицо и скидки в размере 90% были установлены именно по поручению этого третьего лица.

Предприниматель сообщил, что о таком договоре не знал и подобные документы не подписывал. Поскольку оригинала договора Вайлдберриз и третье лицо представить не смогли, суд не принял его в качестве доказательства.

Вынося решение по делу, суд акцентировал внимание на следующих фактах:

  • стороны согласовали единую цену продажи, что подтвердилось скриншотами личного кабинета предпринимателя;
  • предприниматель за весь период сотрудничества не менял цену товара;
  • продавец лишь однократно применял скидку 10%, но в виде промокода.

В основу позиции суда легли агентский договор и скриншоты личного кабинета продавца. По результатам рассмотрения дела в пользу предпринимателя были взысканы убытки в размере 39 млн руб.

Вайлдберриз обжаловало решение суда в апелляционную, а затем и в кассационную инстанции, ссылаясь на то, что истец якобы содействовал увеличению размера причиненных убытков. Однако маркетплейс отмены решения не добился.

На основе данного кейса и анализа отношений, которые складываются между маркетплейсами и продавцами, я хочу дать несколько советов:

  • постоянно контролируйте свой личный кабинет;
  • сохраняйте всю переписку с маркетплейсом;
  • фиксируйте все ключевые моменты скриншотами, так, чтобы на них была видна дата и владелец кабинета.

Как видим, маркетплейс не только отделывается формальными отписками, но и не гнушается представлять в суд сомнительные документы. А это означает, что очень многие селлеры сейчас нуждаются в юридическом сопровождении.

Интернет торговля — это новое направление со своими правовыми особенностями.

Если вы как селлер сталкиваетесь с трудностями, моя команда Академии правовых и финансовых советников защитит интересы вашего бизнеса.

5
7 комментариев