Как создать стартап года по версии E&Y в сфере киберспорта? Интервью с Дмитрием Рыбальченко
Путь Дмитрия Рыбальченко от первого маркетолога в "Фоксфорде" до сооснователя "Learn 2 Play", который в 2018 году был признан лучшим стартапом года по версии E&Y.
Фоксфорд
Фоксфорд - лидер рынка онлайн подготовки школьников к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам. Сейчас входит в "Нетология групп", в 2014 до момента слияния годовая выручка составляла 35 млн руб, а на сайте было зарегистрировано 50 000 школьников (прим. Форбс)
Что было в «Фоксфорде», когда ты пришел?
Была небольшая команда разработчиков и Макс Древаль. Это то, что я увидел. Ну и “за кадром” методисты, преподаватели, сооснователь Алексей Половинкин, но с ними я познакомился позже.
Знакомство с Максом я надолго запомнил, меня даже в каком-то роде задело (чсв, амбиции, чего уж). Человек младше меня, а уже построил серьёзный проект и даже в маркетинге едва ли хуже разбирается. Так что почти сразу началось некоторое соревнование, правда, только с моей стороны.
В компании всё оказалось относительно неплохо - была аудитория и монетизация, продукт был полностью функциональным. Впрочем, также быстро оказалось, что ещё очень много всего нужно было сделать, а маркетинга как такового и вовсе не было.
По продажам это какие цифры были тогда примерно?
10-20 миллионов рублей выручки в год. Ну и соответственно, несколько сотен платящих: базовыми были годовые курсы подготовки за 15 000 руб в год без скидки и до 2 000 рублей в месяц за весенние экспресс-курсы. На маркетинг мне выделяли 100, может быть 200 тысяч рублей в месяц, но важно учитывать, что мы активно работали со школьниками, непосредственно в школах, на днях открытых дверей, а также большое влияние имели преподаватели.
Что конкретно делали в маркетинге, когда ты пришел?
Старались аккуратно найти лучшие каналы продвижения. В данном случае с ЦА всё понятно - это дети и родители. Вот их и искали по всем доступным каналам. То есть, не было задачи целенаправленно запустить контекстную рекламу, или размесить баннеры - от каналов неправильно идти. Клиента можно достать через 100500 каналов, вопрос, где это выйдет дешевле. В общем, достаточно быстро пришли к таргетингу ВК и релевантным сообществам для детей, родительским форумам и тематическим сайтам. Аккуратно пробовали контекст (заведомо перегретый репетиторством, вузами, другими курсами), развивали контентную составляющую (наш ютуб-канал), работали с уже сложившейся аудиторией.
Сейчас, наверное, самое очевидное пойти в таргетинг. Раньше люди легко достаточно покупали, сейчас можно продавать в лоб? Или уже тогда использовали что-нибудь вроде автоворонок?
Все продается в лоб. Потребность у аудитории есть, не нужно ходить вокруг да около. Есть родители, у которых понятная боль - ребёнок должен хорошо сдать ЕГЭ (а скорее должен поступить в институт). Наша задача оперативно и понятно сделать ему предложение (разумеется, с внятной аргументацией и всем прочим).
Потребитель все равно пойдет в поисковик или по социальным сетям. Отзывики все с ненастоящими отзывами, у СМИ партнерские материалы и тд. Это не хорошо и не плохо, просто данность - если компания вменяемая, она будет представлена везде.
При этом, разумеется, ретаргетинг, развитый контент маркетинг, автоворонки, мультиканальная атрибуция, look-alike - все прекрасно и юзабельно, но не противоречит главному - в конечном счёте, ты продаёшь в лоб.
Как смогли стать лидерами рынка?
Во-первых, мы действительно делали крутой и интересный продукт сам по себе: трансляции высочайшего качества, аудио-чат с автоматической очередью, домашние задания с авто-проверкой.
Во-вторых, блестящий состав преподавателей с костяком из МФТИ - это мощный магнит, который притягивал сравнительно небольшую целевую аудиторию ребят, настроенных на поступление в серьёзный технический вуз.
С другой стороны, преподавателям было с нами интересно работать: наша платформа давала возможность качественно работать с огромной аудиторией учеников. Даже те преподаватели, которые уже по-статусу не занимались репетиторством, или же стоили огромных денег - с радостью соглашались с нами работать, таких возможностей онлайн-обучения ни у кого не было.
Так что получилась интересная синергия: с одной стороны пользователи хотели заниматься с топовыми преподавателями, с другой - преподавателей привлекала возможность работы с такой аудиторией, а мы давали и тем и другим отличный инвентарь.
Autospot
Autospot.ru - агрегатор цен на новые автомобили. Ежемесячно продает более 1 000 новых авто на общую сумму порядка 1,3 млрд руб, работает с 550 дилерами
Туда ты пришел, по твоим словам, на выжженную землю
Я как-будто на пенсию выходил по ощущениям: готовый понятный продукт, привлечены инвестиции, отстроены продажи, - сиди, масштабируй, управляй, получай зарплату и наблюдай как растет капитализация. А оказалось вот совсем не так.
Никаких продаж не было по сути, продукт никуда не годился, и вообще была лютая апатия. По сути первый год мы провели в духе "или рост чуть ли не неделя к неделе – или закрываемся”. Благо, на продукте был Евгений Южаков (бывший технический директор delivery club), который меня, собственно, и позвал.
Что делал с маркетингом?
Исходные были такие: фиксированный бюджет, digital-агентство, оставшееся в наследство от прошлой команды и задача лить трафик, попутно улучшая конверсию.
Преимущественно занимался контекстом: ниша перегретая, дорогая, испохабленная серыми дилерами. Некоторые вещи было практически невозможно делегировать на агенство, так что порой было забавно, когда в субботу супруга уходила на тренировки, а я под винчик сидел и минусовал ключи.
В итоге за месяц мы продали, кажется 3 машины, за следующий уже 5-7. Прошлая команда за год делала такой результат.
Просто за счет грамотной минусовки удалось сделать годовой результат прошлой команды?
Нет, то, что я описываю, мы бы просто не успели сделать за месяц. В итоге мы дошли до очень тонкой настройки контекста по каждой модели, с учётом её наличия, привлекательности цены, сезона и т.д. А в тот момент достаточно грубо причесали семантическое ядро и запустили трафик.
Параллельно мы сильно изменили продукт: визуально, с точки зрения корректности наличия и цен, подачу скидок, СТА и т.п. А также перестраивали весь процесс: буквально работали в нашем клиентском сервисе, обрабатывали заявки, потом правили на основе этого скрипты, улучшали интерфейсы клиентского сервиса.
На тот момент у нас было порядка 10-15 обращений в день. Через пару кварталов уже 50-60, а в прошлом году, когда я покидал проект, порядка 200-300, не считая звонков.
Просто такое ощущение возникает, что вроде пришел, ничего не поменялось, но рост произошел
Смотри: ты уронил СРС на треть, поднял CTR на 2%, поднял конверсию сайта с 1% до 2%, поднял конверсию в продажи. Вроде везде по чуть-чуть, а суммарный эффект очень мощный. Ну и разумеется, чем хуже исходная ситуация, тем эффектнее результат – ничего же по сути не было, рост с нуля.
Но был и реально крутой момент, в каком-то роде переломный. Как мы “открыли” Youtube. Я без излишнего энтузиазма решил потестить “инфлюенсеров”. Что-то вышло, вроде трафика прибавилось, но не очевидно откуда. Тихой сапой продолжил вообще на микро-бюджете. Проблема была в том, что люди не ходят по меткам, и с непривычки сложно корректно определить источник. В нашем случае на один переход с видео приходилось 3 с поиска и прямых. Это на графиках видно достаточно наглядно, но в случае, когда у тебя минимум поискового и прямого, в противном случае (как было у нас), “лишние” 400-500 переходов терялись.
В общем, в один прекрасный день мне ответил Жора Ревазов и мы договорились на интеграцию. У нас упал сайт. На таком масштабе уже сразу был явно заметен и рост брендового трафика из поиска, и понятен источник прямых заходов. После этого случая очень быстро начали масштабировать наше присутствие в Youtube.
У нас это получалось абсолютно лучше любого дилера или сервиса. Да и не было особо конкуренции там. В итоге мы раз в 5 выросли за счёт этого направления, понизили стоимость привлечения, прокачали бренд.
До момента твоего ухода вы вышли на точку безубыточности?
В целом да, но фокус был и дальше на рост, поэтому всю прибыль реинвестировали. Когда я ушел, мы выполнили все планы, продавали уже машин 700-800 в месяц.
Learn2Play
L2p.game - стартап, разрабатывающий обучающие сервисы для геймеров и киберспортсменов (moremmr.com, morelegends.com). В 2018 году привлек порядка $2млн. инвестиций. Аудитория на первый квартал 2019 более 1,5 млн геймеров
Как выбрали бизнес-модель?
Есть ряд маркеров, которые свидетельствуют о возможности успешного запуска e-learning продукта. О них Макс Древаль говорил в одном из интервью. Например, наличие большого количества любительского и полулюбительского бесплатного контента, внятный запрос на результат от пользователей и необходимость обучения.
Киберспорт отвечал всем этим параметрам, а ещё это едва ли не самое бурно развивающееся сейчас направление. К тому же, у Макса был строгий таргет на "всемирную компанию”, а киберспорт, по сути, не имеет никаких ограничений, все пользователи - единое гигантское комьюнити, играющее по одним правилам.
Я заинтересовался уже в процессе, тк есть железное правило: если Древаль или Южаков куда-то зовут - надо соглашаться.
Расскажи что у вас было MVP?
Первым был сервис по Dota 2. По сути, это была библиотека видео-контента + квесты, которые выполняются в игре для отработки навыка и базовая статистика по результатам. Всё это было жестко подвязано к траекториям, поделено на роли/позиции. Пока не посмотришь первое видео и не выполнишь квест - второе не откроется.
На такой продукт мы пустили трафик (twitch + социальные сети). Собрали очень много фибдека и ушли радикально переделывать проект. Основная ошибка была в том, что дотер хорошо понимает свой уровень игры и часто знает, что конкретно ему нужно улучшать, какой контент потреблять, так что жесткий процесс обучения не зашел совсем.
Зачем я должен проходить кучу неинтересного контента, чтобы добраться к тому, что мне реально нужно
Чем отличается международный маркетинг от российского?
Язык, контекст, интеграция. На самом деле нет особого отличия.
Какие каналы продвижения использовали?
В отличие от предыдущих проектов, в здесь уже в основе был influence-маркетинг. Мы рассказывали о своих проектах через релевантных ютуберов и твичеров. Большая емкость и растущая аудитория в принципе позволяли довольно долго расти только на этом направлении (но это не правильно, т.к. появляется зависимость и риски). Так что параллельно развивали контентное направление, а уже чуть позже заводили в контекст и таргетинг.
Какие планы на будущее?
Очень быстро расти: и в рамках каждого отдельного сервиса наращивать функционал, и с точки зрения запуска новых игр и, разумеется, рост аудитории - выход на Китайский рынок и США.
С точки зрения развития продуктов мы недавно зарелизили бета-версию десктопного приложения, впереди ещё ряд качественных фич. На днях стартует Лига для подписчиков - пока по Дота 2, скоро и по ЛоЛ.
Если у вас есть вопросы к Дмитрию - пишите их в комментариях, он будет рад на них ответить
Спасибо! Интересная статья. На киберспорте оказывается можно неплохо заработать. Живой тому пример :-)
Киберспорт и гейминг это такие же люди. Они играют, смотрят, платят и т.д. и т.п. Так что есть проблемы отдельных продуктов и идей, но никак не отрасли)))
Статья действительно очень интересная. Я прекрасно помню MVP по Dota 2, где поэтапно идёшь от квеста к квесту, было довольно уныло на тот момент, 5 минут почекал и вышел. Через 1 год снова зашёл поглядеть и сейчас это совершенно две разные платформы. Много нового качественного контента, анализ матчей, анализ игр профессиональных игроков, еженедельный турнир и много других фич. MoreMMR очень преобразился, до неузнаваемости в положительную сторону. Рынок прогрессирующий и проекты топовые.
Интересная подача. А самое главное интересный жизненный и карьерный путь. Желаю развиваться в выбранном направлении и достигать высот.
https://i.imgur.com/04f2b3G.png