WeChat для лаоваев
Как WeChat-приложение помогает «Додо Пицце» в Китае.
Привет! Недавно мы в «Додо» открыли пиццерию в городе Ханчжоу в Китае. Для нашей сети эта пиццерия стала новым форматом: мы используем другое тесто, много необычных ингредиентов, из которых получается очень вкусная пицца.
Все операционные процессы на кухне максимально оптимизированы. 80% ингредиентов поступает в пиццерию уже подготовленными, а само приготовление занимает буквально минуты. Пиццерия находится в людном месте, там нет кассиров, все заказы принимаются с помощью WeChat.
Имея единственный источник для заказов, мы были обязаны сделать его максимально понятным для китайцев. Вот как это вышло.
WeChat в Китае
Ключевое слово для понимания Китая — это слово «разнообразие». Магазины переполнены товарами, в любом городе — десятки тысяч мест, где можно поесть. На экране смартфона обычного китайца находится сотня-другая приложений, привлечь внимание клиента очень сложно.
Есть одно исключение из этого правила — социальные сети. В Китае их тоже несколько десятков, но самая крупная — это WeChat, который является не только социальной сетью, но также:
- Работает как дейтинг-сервис.
- Позволяет бизнесу контактировать с клиентами через официальные аккаунты.
- Является одной из основных платёжных систем в Китае. Приходите на рынок за бататом, оплачиваете с помощью WeChat Pay.
- Работает как маркетплейс, позволяет создавать внутри себя полноценные веб-приложения.
WeChat настолько распространен в Китае, что некоторые бренды работают только через него.
Мы решили воспользоваться всеми преимуществами платформы и, вместо того чтобы поднимать в Китае обычные iOS- или Android-приложения, решили сделать единственным источником заказа WeChat.
Как это работает: клиент сканирует QR-код с помощью WeChat, и у него прямо там открывается наше приложение (мини-программа, если пользоваться терминологией WeChat).
Запуск WeChat mini program
Разработка в WeChat ведётся на собственном фреймворке WeChat framework (немного похож на vue js) и сейчас стала довольно дружелюбной.
Ещё два года назад документация встречала фразой на китайском: «Здесь всё очень сложно, а если вы начинающий разработчик, то ещё сложнее». Но недавно случилось крупное обновление, и теперь вся документация понятна и доступна на английском.
При разработке мы столкнулись с двумя проблемами: местным дизайном и бюрократией.
Местный дизайн
Мы совсем не понимали китайский дизайн. Из России было сложно оценить, как люди взаимодействуют с WeChat, половина мини-программ и сервисов просто не работала. Решили ехать исследовать рынок.
Исследование дало нам хорошую почву для размышлений — я был удивлен, что можно спокойно прожить десять дней, расплачиваясь только WeChat и AliPay. Причём заплатить можно было за что угодно: купить продукты, проехать на метро, арендовать велосипед, поесть лапши.
Китайские интерфейсы не получится генерировать синтетически, ими действительно надо пользоваться, прежде чем создавать решения — там есть и логика и красота, хоть на первый взгляд все кажется хаотичным.
Китайская бюрократия
Нужно вспомнить, что в Китае весь интернет контролируется правительством, домен регистрируется на конкретного представителя компании — он выступает ответчиком в случае правовых проблем.
Для того чтобы начать продавать пиццу через WeChat, нам пришлось сделать следующее:
- Купить домен в зоне .cn (естественно, от имени компании, действующей на территории Китая).
- Заполнить заявление на получение сертификата ICP.
- Отправить это заявление в специальную организацию.
- Дождаться рассмотрения заявки и внести исправления, если будет нужно (мы вносили трижды).
- Получить на почту специальный PDF-файл, содержащий плакат два на два метра с информацией о компании.
- Распечатать этот плакат и сфотографироваться на его фоне.
- Отправить фотографию.
- Дождаться получения номера ICP.
- Получить лицензию PWF (там всё сильно проще).
- Разместить ICP и PWF на своём сайте (я уже говорил, что лицензия выдается на определённый список IP-адресов и на лету добавлять их нельзя?).
- Получить food business license.
- Начать продавать пиццу через WeChat.
К счастью, вся эта процедура довольно дешёвая — на всё у нас ушло чуть больше 6000 рублей и целая куча потраченного времени.
Весь процесс занял около трёх месяцев (во второй раз для другого домена, с учётом опыта, было уже сильно быстрее) и был бы невозможен без знания китайского. А у нас разработчик на китайском говорил, повезло.
Кроме бюрократии, всё остальное оказалось сравнительно простым — WeChat даёт довольно гибкий инструментарий, приложение не раз довольно легко меняли почти с нуля.
Первый же день работы пиццерии показал, что мы в целом сделали правильно: люди приходили, сканировали QR код, заказывали через приложение. Понятно, что впереди — баги и фичи, но теперь всё это нужно анализировать. К счастью, здесь у WeChat тоже всё довольно неплохо.
Аналитика WeChat
Получать данные из своего приложения можно через:
- внутреннюю систему WeChat;
- интегрировать свою собственную платформу аналитики по API;
- использовать готовое решение.
Делать своё решение нецелесообразно, поэтому выбор был между собственной аналитикой WeChat и другими готовыми сервисами.
На рынке Китая я нашёл с десяток сторонних систем разной степени гибкости. Моими фаворитами были:
- Hotapp. Не подошли, потому что ни в каком виде не трекали офлайн-события, а у нас часть событий случается без запросов на сервер, прямо на клиенте.
- Google Analytics. Тут всё в целом понятно, но есть нюанс — с Google-сервисами в Китае всё очень плохо. Отложили до запуска в поднебесной Dragonfly.
- TalkingData. В целом умеет всё, что нужно для отслеживания, но больше заточен под игры и проекты с серьёзным маркетингом. Наша же модель в целом должна по плану выживать без солидных маркетинговых вложений.
- Aladdin. Выглядит как тот инструмент, который мы начнём использовать, когда в Китае будет десять пиццерий нового формата.
Про китайские системы аналитики можно сказать ещё две вещи:
- их сильно проще найти через местные поисковики;
- практически ни в одной нет перевода на английский (если же и есть, то выполнен он с тем же качеством, которое даст обычный переводчик в браузере).
Все решения на старте казались плюс-минус одинаковыми, поэтому мы решили остановится на стандартной аналитике WeChat. На самом деле интерфейс в целом понятен даже без знания китайского.
Кроме того, вы можете:
- настраивать кастомные события;
- получать данные по значимым показателям: заходы, конверсии, клиентские атрибуты (пол, возраст, геоданные, информация о телефоне);
- отслеживать транзакции;
- отслеживать источники;
- проводить когортный анализ;
- получать уведомления об ошибках на клиентах, при этом можно конфигурировать, какие именно ошибки кто будет получать;
- связываться с клиентами, у которых в приложении что-то пошло не так;
- трекать производительность.
Аналитика ещё многое умеет, я пока писал этот материал, уже нашел для себя новое.
Что действительно усложняет жизнь — всё на китайском, подбор англоязычных альтернатив снова становится актуальным.
Тем не менее, по ощущениям, вся функциональность, которая нужна маленькому бизнесу в Китае (а здесь именно тот рынок, где лучше двигаться маленькими шагами), есть в WeChat-аналитике.
Можно легко её использовать, обвесив кастомными событиями, и постепенно подбирать альтернативу, которая больше будет соответствовать ожиданиям бизнеса. Сильно помогает то, что китайцы неплохо относятся к передаче своих данных — без проблем отдают номер телефона, например.
Какую бы систему вы ни выбрали, главный вопрос останется у всех одним: «Как всё же завоевать китайского пользователя?» Думаю, в следующий раз я смогу больше рассказать о том, что мы узнали о китайцах за время работы пиццерии.