Первое правило книжного клуба – читай или выгоришь
Чтение полезно не только для мозгов. Хотите снизить уровень стресса у сотрудников? Организуйте книжный клуб. В статье: аналитика ведущих HR-исследований по выгоранию и советы, как наладить библиотечное дело в компании – сценарии, цели и пошаговый разбор организации книжного клуба в офисе.
Содержание:
А в этой статье Алина Репкина, директор направления корпоративных продаж Литрес и руководитель книжного рекомендательного сервиса Лайвлиб, расскажет, какую пользу бизнесу может принести корпоративная библиотека и как организовать книжный клуб.
Что такое выгорание и почему это сейчас актуально? Аналитика и данные
По последним опросам и исследованиям, количество людей, которые признают, что они грани выгорания выросло в два раза. Сотрудники все чаще указывают эту проблему, как одну из основных причин увольнения.
Выгорание – это физическое и психологическое истощение, вызванное сильным перенапряжением, чаще всего на работе. Иногда причина его появления – недостаток поддержки и похвалы как финансовой, так и эмоциональной.
Также выгорание может быть связано с профессиональным кризисом, например, из-за проблем с общением в команде или большой ответственности и нагрузки. Когда человек выгорает – он теряет мотивацию, перестает выполнять свои обязанности и в конечном счете может потерять работу.
Исследование Mercer Global Talent Trends 2022-2023 Study – крупнейшей консалтинговой фирмы по управлению персоналом
Большое количественное исследование Mercer говорит о том, что в 2019 году, на пороге пандемии, 63% работающих людей находились в зоне риска по выгоранию. В 2022 году – это были уже 81%. 8 из 10 сотрудников находятся в опасной близости к этому недугу и потере мотивации.
Этим данным вторит исследование HH.ru на российском рынке труда. Согласно ему, 80% работников сталкиваются с проявлением синдрома профессионального выгорания.
Прогноз на 2023 год для HR от Джоша Берсина – ведущего мирового HR-аналитика
Берсин отмечает, что генеральные директора и директора по HR стали уделять больше внимания культуре well-being. Руководители понимают, что выгорание – это проблема менеджмента, а не конкретного работника. Человеку необходима смена деятельности, например, чтобы отдохнуть, поразмышлять или научиться чему-то новому. Если этого не происходит – работники переутомляются, а их результаты страдают.
Well-being — это подход к корпоративной культуре и благополучию сотрудников, который помогает бороться с выгоранием и поддерживать сотрудников.
Рабочие инструменты для формирования well-being культуры в компании: тимбилдинги, спортивные мероприятия и клубы по интересам. Сотрудники могут вместе путешествовать, заниматься спортом, играть в настольные игры, смотреть и обсуждать фильмы или читать книги.
Как работает книжный клуб
Такой клуб – один из инструментов well-being, по сути, альтернативный вариант тимбилдинга. Его популярность связана, в частности, с возросшей актуальностью гибридного формата работы. По всем опросам мы видим, что большинство кандидатов как минимум рассматривает вариант совмещения работы в офисе и из дома.
Мы хорошо приспособили онлайн для нужд бизнеса, но при этом стали выше ценить личное общение. Книжные клубы – это возможность переключить внимание, отдохнуть от бесконечных деловых звонков, даже если участники клуба встречаются в Zoom.
Обсуждая книгу, люди делятся своими впечатлениями и эмоциями. Это помогает коллегам узнать друг друга с неформальной стороны. В книге «5 пороков команды» такой инструмент называется демонстрация уязвимости. Обычно он используется в связке руководитель-команда, когда начальник показывает себя чуть более уязвимым.
На самом деле это актуально для всех сотрудников. Когда они лучше узнают друг друга и открываются, у них появляется больше горизонтальных связей. Эти связи могут быть использованы в рабочей коммуникации как внутренний нетворкинг. То, что мы называем «у кофейного аппарата»: смол-ток, обсуждение задач, процессов и повседневных дел, знакомство. В книжном клубе часто поднимается много тем по работе, что позже выливается в более эффективные решения. Люди делятся информацией, своим опытом.
Основные функции книжного клуба:
- Обучение и развитие. Так чаще всего используют библиотеку крупные корпорации с фокусом на развитие компетенций сотрудников.
- Бонус и инструмент well-being. Хотя первое место остается за обучением и развитием, на втором месте – бонус при найме и инструмент поддержки. В этом случае недостаточно просто организовать для сотрудников библиотеку. Книги – довольно сложно воспринимаемый продукт, в отличие, например, от курсов или тренингов. Людям, которые сейчас перенасыщены информацией, довольно сложно сосредоточиться на длинных текстах, заставить себя читать книги. Этому должна сопутствовать высокая мотивация и большая кампания по продвижению чтения. Мы в Литрес обеспечиваем такую поддержку для компаний, которые сотрудничают с нашей корпоративной библиотекой.
4 шага для организации успешного книжного клуба
1. Определяем цель – обучение, нетворкинг, культурный код, лояльность и т.д.
Если задача компании – развитие навыков или применение книжных идей в бизнес-процессах, то это работа в сторону обучения. Но как правило, 9 из 10 офисных книжных клубов создаются для тимбилдинга, психологической разгрузки и эмоциональной сцепки.
Можно разделить книжные клубы на целевые аудитории. Бывают клубы для топ-менеджмента. Здесь чаще всего важны бизнес-цели. Бывают – для всех сотрудников, нацеленные не на изучение бизнес-литературы, а на более глубокое знакомство друг с другом и коллективное обсуждение прочитанного.
2. Выбираем формат (онлайн/ офлайн/ гибрид) и количество участников
Здесь можно порассуждать о плюсах и минусах офлайна и онлайна. Последний безусловно позволяет привлечь большее количество людей. В то же время, этот формат не дает личного, интимного общения. Конечно, если речь идет о небольшом числе участников, то предпочтительнее проводить встречи оффлайн.
Если продолжить тему с размером клуба, то здесь есть два полюса. Если участников много, не у всех есть возможность высказаться. Получается, что встречи принимают формат лекций, когда модератор много рассказывает о книге сам и отвечает на вопросы.
Клуб, в котором участвуют от 10 до 30 человек более камерный. Здесь у всех есть возможность высказаться, обратить внимание на то, что больше всего впечатлило. Такой клуб эффективнее всего работает на сплочение команды.
3. Выбираем основной жанр (художественная литература/ бизнес/ нон-фикшн)
Выбор книг зависит от целей книжного клуба. Если цель – развитие и рост сотрудников, то выбираются книги по профессиональным навыкам. Если развлечение или тимбилдинг, то книга, как правило, выбирается коллективно.
Можно запускать опросы или пользоваться рекомендациями экспертов. Книжные клубы, которые мы проводим для своих корпоративных клиентов, ведет шеф-редактор Литрес по художественной литературе Екатерина Писарева, эксперт по современной отечественной прозе, литературный критик. Встречи по нон-фикшн, посвященные, например, тайм-менеджменту, навыкам управления, проводят редакторы этого направления – Елена Тарасова и Анна Данилина.
4. Согласовываем подходящую регулярность встреч и подключаем удобную платформу (Zoom, Google Meet, Microsoft Teams и т.д.) или выбираем площадку
По нашему опыту, оптимально проводить клуб раз в месяц или квартал. За это время участники должны успеть прочитать выбранную книгу.
Как выбирать книги
Выбор зависит от кураторов клуба. Если вы провели опрос, то есть больше шансов, что все участники прочитают книгу. Плюс посещаемость будет выше, потому что текст выбрали коллективно. Когда идет речь о трансляции каких-то элементов корпоративной культуры, здесь хорошо работают списки рекомендаций.
Если говорить о каких-то особенных предпочтениях, то, например, в командах, где есть разработчики и it-специалисты чаще всего лидирует фантастика. В прошлом году была очень популярна книга “Дюна”. Также, неожиданно, в топе книжных клубов была автобиография Уилла Смита.
Вообще, автобиографии – вдохновляющие книги. Это почти всегда беспроигрышный вариант для обсуждения на встрече.
Как книги помогают следить за настроением в команде
В каждой корпоративной библиотеке есть онлайн HR-кабинет. В нем есть статистика чтения – это маркер настроения коллектива. Из нее можно понять, что беспокоит сотрудников. Там бывает много топовых книг, но бывают и нетипичные ситуации.
У нас были случаи, когда компании планировали свои тренинги на основе той статистики чтения, которую они видели. Они брали популярные у сотрудников тексты и развивали тему в формате книжных тренингов. Это очень классный инструмент для трекинга эмоционального состояния и интересов.
Очень важно вписывать книги в индивидуальный план развития сотрудников. Книги всегда являются основой для разных курсов и сопровождают их рекомендации. Вы можете развивать сотрудника, рекомендуя ему книги в его плане.
Как привлечь сотрудников в книжный клуб
Книжный клуб от Литрес в любой компании проходит целый цикл продвижения. Мы готовим афиши, которые распространяем по внутренним коммуникациям. Сначала идет прогрев аудитории, реклама – “Почему вам нужно прийти в книжный клуб”. На первом этапе интерес к книжному клубу всегда огромен. Все интересуются этим форматом, это сейчас очень модная тема.
Но, к сожалению, до клуба доходят не все. О причинах мы говорили выше – людям довольно сложно прочитать книгу. И здесь задача модератора сфокусировать читателя на тех вещах, которые эта книга поможет разобрать и развить и объяснить почему она нужна и важна. Сейчас в этом могут помочь аудиоформаты, а также книги в кратком изложении.
Аудиокниги очень популярны и в корпоративном сегменте, и в b2c-продажах. Если у вас был негативный опыт, и вы решили, что этот формат не для вас, рекомендую дать ему второй шанс.
Например, часто восприятие зависит от голоса и тембра чтеца. Бывает, что человеку не понравилось, как книга начитана, и он ставит крест на формате. Но это – не очень хорошее решение. Если вы так и не нашли подходящего чтеца, можно попробовать роботоозвучку, она сейчас очень популярна.
В книжных клубах не всегда обязательно всем читать одну книгу. Есть клубы, где каждый из участников рассказывает про текст, который он сам выбрал. Другой вариант – ведущий рассказывает о книге в формате лекции. Он озвучивает ее основные идеи, объясняет, почему она актуальна и в каком литературном контексте была создана.
Также бывают клубы по обзорам литературных премий, или по отдельным жанрам. Если вы видите, что коллективу сложно начать с клуба, в котором все прочитали и обсудили книгу, можно начинать с более легких форматов. Например, с лекций, но здесь вам будет нужна помощь эксперта.
Другой вариант – готовить аудиторию к чтению постепенно. Например, сначала пройтись по нескольким саммари и провести по ним книжный клуб. Затем, перейти к аудиокнигам.
В заключение:
Чтение – это сложный и трудоемкий процесс, требующий максимальных интеллектуальных усилий. Поэтому, всегда нужно точно рассчитывать время, которое уйдет на прочтение той или иной книги. Необходимо постепенно наращивать читательские мышцы.
Книжный клуб – это долгая история. Это комьюнити, которое формируется не сразу. Участники будут постепенно обрастать опытом, навыком чтения и умением обсуждать прочитанное. Такие выдержанные клубы можно сравнить с группами психологической поддержки, а само обсуждение – с опытом терапевтической практики.
В целом, книжный клуб – отличный инструмент, чтобы обнаружить выгорание и бороться с ним. Плюс он замечательно работает на сплочение команды и стимулирует поиск нестандартных решений рабочих задач.
Что вы думаете о корпоративных книжных клубах? Вы бы хотели принять участие в таком? А может быть в вашей компании уже есть такой опыт? Делитесь вашим мнением в комментариях.
Эту историю подготовила для вас команда StickPeek. Мы делимся с вами кейсами и полезными лайфхаками в сфере HR и маркетинга.
А если вы хотите создать крутой мерч, то пишите нам! Для каждого проекта мы находим своё решение.