Новый визуальный язык Яндекс.Дзена: от ленты к звезде
Сегодня Яндекс.Дзен объявил о ребрендинге — основным элементом нового визуального языка стала четырехконечная звезда, а основной красный цвет сменился на спектр цветов закатного и ночного неба.
Мария Золоткова, директор по маркетингу Яндекс.Дзена, рассказывает о том, почему платформе понадобился ребрендинг и как разрабатывался новый логотип и визуальный язык коммуникации.
Зачем платформе нужен ребрендинг
Идея ребрендинга назревала давно: Яндекс.Дзен эволюционирует и уже никак не умещается в прежний визуальный образ. За последние годы Дзен превратился из «умной ленты» в полноценную медиаплатформу, где рождаются и растут десятки тысяч авторов. Лента в форме буквы Z перестала отражать суть продукта. Нам хотелось разработать логотип, который просто и ярко передавал бы то, что Дзен дает пользователям и авторам.
Также мы стали более активны в продвижении платформы и нам нужен был набор графических приёмов, которые бы четко ассоциировались с брендом Дзена, а нашим многочисленным партнерам – четкие гайдлайны для дизайна материалов, связанных с платформой. Нам был нужен свой визуальный язык.
О задаче и подходе
Задача перед нами стояла не вполне тривиальная — разработать знак, который:
- Отражает всю сложную сущность продукта.
- Масштабируется на разные носители в продукте и коммуникации.
- Отличается от знаков других контентных платформ и соцсетей.
- Органично встраивается в линейку сервисов Яндекса.
- Не утилитарен, а эмоционален.
- Интернационален.
Поэтому мы уделили большое внимание выбору партнера: провели тендер, составив сначала лонг-лист, потом шорт-лист дизайн студий, а потом и выбрали победителя – Sulliwan Studio. Протестировали победившую концепцию на пользователях и только после этого пустили ее в полноценную работу по подготовке брендбука.
Мы с самого начала решили реализовать проект с помощью внешней дизайн студии. Я считаю, что здорово привлекать ребят снаружи, которые через призму своего опыта, экспертизы, предпочтений могут взглянуть на твой продукт совершенно иначе, исходя из своей эстетики. И ребят в тендер мы позвали со схожими ценностями, таких, кто способен визуализировать их на качественно новом уровне.
О звезде
Поговорим немного о смыслах. Что именно мы хотели донести новым визуальным языком?
Если выразить это в одной фразе, то это «радость открытия новых историй». Мы хотим помогать людям проводить время в интернете интересно и осмысленно. Мы хотим, чтобы авторы создавали крутые истории и находили свою аудиторию в Дзене и чтобы эти истории жили и развивались в обсуждениях людей. С таким брифом мы пришли к Sulliwan Studio.
В ответ на бриф у команды родился простой, но сильный образ – образ звезды. Звезда – это вспышка вдохновения, свет нового знания, сияние таланта, искра радости в глазах и еще много разных ассоциаций, включая, неожиданно, продуктовую – пространство между карточками в Дзене. Получилось, что ключевой образ нового визуального языка уже долгое время был с нами – и с помощью ребят из Sulliwan мы его увидели.
Идея родилась очень быстро. Не было творческих мук и бесконечных штурмов, был классический подход — сначала это разработанный креативным директором на основе бренд-платформы ассоциативный ряд и смысловое древо. Затем команда дизайнеров начала под него искать визуальные решения.
В качестве одной из метафор была звезда, как образ интересного, нового и эмоционального. В один момент ведущий дизайнер обнаружил, что основной формат Дзена – это карточки статей, которые вы видите на сайте или в приложении. Если составить четыре штуки рядом, их скругления образуют четырехконечную звезду. Отсюда началась история с этой метафорой, на которой в дальнейшем строился весь визуальный язык.
Логотип и иконка мобильного приложения
Символика звезды легла в основу логотипа Дзена и иконки мобильного приложения.
К текущему виду звезды пришли не сразу. Вручную скругленные углы – это слишком просто, хотелось, чтобы знак был только с виду простым, а на деле минималистичным, красивым и сложным в нюансах. За формой стоят эксперименты и математический расчет гиперболы звезды. Было проведено тестирование различных размеров, чтобы форма читалась корректно и в фавиконке, и на билборде. Антрацитовый цвет подложки для звезды был выбран за его вневременность и сильную графичность. К тому же хотелось отойти от набивших оскомину ярких переливающихся логотипов.
Ну, и звезда всегда ярче на черном небе.
Использование цвета
Если в случае с логотипом мы сознательно выбрали «монохромную» версию, то в цветах коммуникации не стали себя ограничивать. Мы хотели, чтобы она была теплой и эмоциональной. Поэтому остановились на цветах от закатного (оранжевого) до ночного (антрацитового) неба – что также органично «выросло» из легенды со звездой.
Композиционные шаблоны
Звезда легла в основу не только логотипа, но и всего визуального языка. С ее помощью мы определили, как будут композиционно выглядеть все вижуалы, связанные с платформой. Так даже самые разные по содержанию идеи могут сохранять единый стиль Дзена.
На основе звезды мы разработали фирменный модуль для удобного и быстрого оформления различных носителей. В результате получилась система, с помощью которой можно решать совсем разные коммуникационные задачи как в диджитале, так и в офлайне. Звезда разграничивает пространство, отделяет имиджи от текстовых плашек или изящно брендирует макет, если основной фокус должен быть на изображении.
Например, мы можем доносить любую креативную идею.
Или рассказывать про крутых авторов Дзена.
С помощью цветовой гаммы можно также регулировать степень яркости макетов и управлять фокусом зрителя — смещать его на текст или изображение.
Видеошаблоны
Мы сделали композиционные шаблоны и для видео.
Звезда также стала удобным инструментом для видео-материалов, где её графический потенциал в динамике был раскрыт еще больше. Форма отлично работает в логошотах, открывающих титрах, перебивках между темами.
Мерч
Ну и, наконец, звезда породила много идей на тему мерча. Захотелось отойти от классических корпоративных сувениров и немного похулиганить. В итоге получился ряд забавных идей, от самых прагматичных до практически фантастических.
Что дальше
По ребрендингу предстоит еще большая работа. Нужно испытать новый логотип и гайдлайны «в бою» и расширить спектр их практического применения. Также звезда стала органически прорастать в продукт — мы хотим, чтобы продукт и коммуникация были единым целым, и работаем над дальнейшим редизайном интерфейсов Дзена.
Спасибо всей команде, которая работает над этим большим проектом:
- Яндекс.Дзен: арт-директор Сергей Томилов, продюсер Яна Полионович, копирайтер Виктория Комарова.
Sulliwan Studio: арт-директор Дмитрий Салливан, креативный директор Александра Стародубцева, дизайнеры Макар Богданов, Виктор Серов, Любим Колтаков, визуализатор Андрей Тупикин, моушн-дизайнеры Максим Яшин и Арсений Гаревских, продюсер Диана Головчанская.