Оцифровываем город: пошаговая инструкция

Станислав Парфёнов, директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям Konica Minolta Business Solutions Russia, рассказал, какие шаги нужно предпринять, чтобы стать ближе к «умным городам» будущего.

Земля все больше урбанизируется: по оценкам ООН, к 2050 году в городах будет жить 67% населения планеты. Некоторые мегаполисы – их даже можно назвать мега-агломерациями – испытывают проблемы перенаселения. Государству становится нелегко предоставлять качественные услуги: возникают проблемы с жильём, логистикой, работой служб. Уже сейчас более 90% коммунальной инфраструктуры загружено более, чем на 93%.

Повышение качества жизни в поселениях с высокой плотностью — сложная задача. Поэтому администрации всё чаще обращают внимание на концепции, объединенные в рамках термина «умный город».

Оцифровываем город: пошаговая инструкция

В мире появляется всё больше «умных городов»: Сеул, Сингапур, Токио, Нью-Йорк. Но единого подхода к понятию пока нет. Под термином понимают целый пул технологий, влияющих на транспорт и мобильность, уровень жизни населения, образование, экологию и даже распространение технологии LTE. Основу экосистемы «умного города» составляют инфраструктурные решения: видеонаблюдение, интернет вещей, интеллектуальные транспортные системы. Именно они делают город удобнее и безопаснее: способствуют развитию общественного транспорта, позволяют горожанам перемещаться по городу быстро и с комфортом, а силовикам эффективнее бороться с нарушителями общественного порядка.

Шаг 1. Видеонаблюдение и видеоаналитика

Безопасности отведена одна из ключевых ролей в «умном городе»: он неполноценен, если граждане не чувствуют себя комфортно, не свободны в действиях и передвижениях.

Раньше системы видеонаблюдения применялись только для записи и последующего просмотра записанных материалов; помогали, когда преступление уже было совершено.

Сейчас «большой брат» умеет намного больше. Камеры подключаются к единой системе сбора и обработки информации, а также оснащаются различными датчиками: например, детекторами радиации, выстрелов, биологических агентов и взрывчатых веществ. Видеоаналитика позволяет выявлять злоумышленников сразу на месте преступления благодаря распознаванию лиц и голоса – поиск производится по уже собранной базе. А в транспорте или общественных местах «умные камеры» способны отслеживать предметы, которые долго лежат без движения.

Оцифровываем город: пошаговая инструкция

Шаг 2. Интеллектуальные транспортные системы

На дорогах видеонаблюдение используется не только для безопасности: специальные детекторы упрощают мониторинг дорожного движения, так как позволяют оценивать интенсивность и отслеживать аварии или «узкие места» в организации транспортных потоков. В результате управление уличным трафиком становится полностью автоматическим, а решения принимаются на основе данных в режиме реального времени.

В систему «умных дорог» специалисты включают также устройства по сбору и обработке данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре. К ним относят детекторы транспортного потока, «умные светофоры», средства автоматической фиксации нарушений ПДД, паркоматы. Согласно данным McKinsey Global Institute, такие технологии могут снизить количество чрезвычайных ситуаций на 20-35%, количество преступлений на 30-40% и число аварий на 15-20%. Данные актуальны и для России: когда в Москве создали интеллектуальную транспортную систему, количество ДТП сократилось практически на 30% .

Шаг 3. Интернет вещей

Технологии IoT позволяют более экономично и эффективно управлять системами ЖКХ: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, лифтами, телекоммуникациями. Для этого можно использовать интеллектуальное измерение расхода энергоресурсов, которое подразумевает не только установку систем учёта, но и создание информационных сетей для передачи данных со счетчиков в единый центр.

Сфера применения IoT крайне обширна. Например, интернет вещей можно использовать для «умного освещения» – системы объединённых фонарей, способных менять степень освещённости в зависимости от числа людей или автомобилей. Также IoT может применяться в цифровых киосках, позволяющих найти необходимую информацию о городе.

В последнее время внедрение технологии ускорилось, так как стоимость датчиков IoT, вычислительной техники и облачного хранения постоянно снижается. Согласно одной из оценок, число подключенных IoT-устройств превысило население мира в 2017 году, а общее количество, согласно прогнозам, увеличится с 8,4 млрд в 2017 году до 20,4 млрд к 2020 году.

Оцифровываем город: пошаговая инструкция

Шаг 4. Вовлечённые горожане

Четвертая составляющая цифровизации городов – вовлечение жителей в управление городом через социальные онлайн-платформы. В социальном «умном» городе каждый житель сможет вносить свои предложения по развитию – и быть если не автором решений, то, как минимум, генератором идей. Это может быть реализовано при помощи специальных рейтинговых голосований. В Москве уже действует система «Активный гражданин», а в Санкт-Петербурге успешно работает прообраз такой платформы – портал «Наш Петербург», где горожане могут оставлять заявки и жалобы на нарушения в работе ЖКХ.

Драйвером развития технологий «умного города» становятся сами жители, которые хотят быть на связи, быстро и удобно перемещаться, первыми узнавать о происшествиях. Gartner прогнозирует, что уже в этом году 50% жителей мировых городов-миллионников начнут добровольно предоставлять персональные данные для своих городских информационных систем.

В целом перспективы развития «умных городов» радуют: по результатам исследования Trend Micro, глобальные инвестиции в цифровизацию городов возрастут с $36,8 млрд в 2016 г. до $88,7 млрд к 2025 г, а суммарная рыночная стоимость технологий, по данным компании Frost & Sullivan , к 2025 г. превысит отметку в $2 трлн. В России уже сегодня в рамках «Цифровой экономики» существует план: к 2024 году государство собирается «оцифровать» 50 городов с общей численностью населения 50 млн человек.

1717
2 комментария

А много городов оцифровал станислав парфенов занимаясь сервисной поддержкой?

Ответить

Впринципе идея вполне осуществима будет лет так через двадцать. Система конечно же сама по себе удобная для всех горожан.

Ответить