Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?
Рассмотрим вопрос с разбором официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы, а именно нужно ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях о своих товарах, услугах и мероприятиях
Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.
Итак, как решался поставленный вопрос?
Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги
Поясним, почему именно в ФАС
Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая
Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).
В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:
- Продажа автозапчастей Камспартс
- Додо-пицца
Камспартс:
В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.
Пост 1
В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС
Пост 2
В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.
Пост 3
Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара
ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 до 30 дней
Какой ответ в итоге был получен от ФАС?
Додо-пицца:
Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС
Ответ ФАС по данному запросу
Какие выводы можно однозначно сделать?
Указанные в запросе публикации в соцсетях НЕ нарушают закон о рекламе и НЕ требуют исполнения закона о маркировке рекламы.
ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, распродажах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов.
ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке.
Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.
Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра
Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?
На самом деле все достаточно просто и прозаично.
Рекомендации, чтобы обойти (избежать) необходимости маркировки и исключить “отдельные случаи”:
1. Все посты про вашу продукцию, услуги и мероприятия должны быть в вашей ленте оформлены в едином стиле плюс-минус, как правило в соцсетях это картинка (видео) + текст
2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный ваш товар, услугу либо мероприятие (розыгрыш, конкурс)
3. Нельзя баннер на сайте делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар (услугу, мероприятие) из каталога, в том числе с упомнанием бренда
4. Отдельный вопрос про баннеры на Главной странице сайте. По этому поводу совет - не указывайте бренд товара, а указывайте информацию про категорию товара
Пример для п.4: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь - этот баннер на главной странице сайта маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном бренде
Пример для п.4: Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X - этот баннер для подстраховки лучше промаркировать, так как в нем присутствует название бренда для конкретного товара
Например для п.4, как это делает на сайте Сбермегамаркет.
Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в том числе для постов в ваши соцсетех.
В принципе, есть совет для обхода необходимости маркировки даже для баннеров на Главной странице сайта. Он состоит в том, что на Главной странице сайта следует формировать галерею из баннеров с упоминанием брендов и товаров.
Это позволит считать, что вы особым образом каждый отдельный товар не выделяете. Каждый товар в галерее на Главной присутствует в неком каталоге вместе с другими. В итоге, вероятность претензий ФАС в данном случае будет минимальна
В итоге мы выяснили, что можно вести свои соцсети как и прежде, выкладывая в своих постах информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. Причем данный факт не потребует выполнения закона о маркировке рекламы
Естественно, если мы посты о своих товарах планируем выкладывать на чужих интернет-ресурсах, то данные публикации и размещения потребуют маркировки, т.е. соблюдения закона о маркировке рекламы
Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:
- Настройка отчетности в ОРД Озон для блогеров
- Гайд по маркировке рекламы в новом ОРД Яндекс для блогеров
- Маркировка рекламы для блогеров с разаллокацией в ОРД Сбер
- Маркировке рекламы для digital-агентства на ОРД Амбердата (ОРД-А)
- Отчеты в ОРД Медиаскаут для владельца интернет-площадки
- Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Билайн (1ОРД)
- Как маркировать рекламу рекламному агентству в ОРД ВК
- Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Вконтакте
спасибо братан
классно, благодаря этой статье разобрался. Досадно - ошибка "данной кампании" - в данном случае нужно писать кОмпании
Маркируй или не маркируй все равно в итоге заплатите штраф
Проще говоря там где присутствуют товарно-денежные отношения между двумя или несколькими субъектами, то это и есть реклама очевидно, которую надо маркировать.
Не факт...Например, есть понятие Самореклама. Когда бизнес у себя на сайте или в соцсетях выводит в отдельный выделяющийся (в том числе сквозной по всем страницам) баннер информацию об отдельном товаре или бренде, то с большой вероятностью это будет признано как рекламный материал, подлежащий маркировке, НО никто никому, естественно, в данном случае не платил.
Также есть понятие нулевой вечной отчетности, когда договорные отношения закончились на размещение рекламных материалов, а маркировать по прежнему нужно. Например, рекламодатель оплатил размещение поста у блогера (классические посевы). Данный пост потом блогером не сносится из ленты, а висит вечно. Тогда это требует отчетности в ОРД, увы...Так называемая нулевая отчетность.
В итоге сейчас многие блогеры и СМИ стали на практике сносить статьи, публикации, посты после окончания срока действия договора, чтобы не париться с вечной отчетностью.
Но пост-закреп на своей странице нужно маркировать, правильно?
Если вы в нем рассказываете об отдельном товаре, то скорей всего маркировать придется. А обячный пост о вашей хозяйственной деятельности маркировать не стоит. Даже если он закреплен