Инструкция, как заполнить анкету резидента «Сколково», чтобы не получить отказ
Привет! Мы молодой российский IT-стартап Simple Company. Разрабатываем инновационное ПО для промышленных предприятий. В 2023 году мы получили статус резидента Фонда «Сколково». Что дает этот статус и как его получить, рассказали в предыдущей статье.
Стать участниками у нас получилось не сразу — дело было в анкете. Изначальную заявку забраковали и отправили на доработку, признав проект недостаточно проработанным и актуальным, поэтому мы решили посвятить целую статью практическому заполнению анкеты участника «Сколково» в соответствии с требованиями распорядительной документации Фонда. Чтобы вам не пришлось идти по нашим стопам и растягивать этот увлекательный процесс на шесть месяцев.
1. Почему мы получили отказ
Подача заявки стала одним из наших первых опытов взаимодействия с фондами: у нас не было понимания, какие требования предъявляют органы власти к формулировкам. Отсюда отказ:
1. В полях, где у нас отсутствовали сведения, мы указали слово «нет», а должны были написать «отсутствует».
2. Неправильно заполнили формы заявлений от участников проекта.
3. Недостаточно детально проработали заявку.
Звучит эфемерно, поэтому перейдем к детализированному рассмотрению формы заявки.
2. На что обратить внимание при заполнении заявки
В ней присутствует 29 пунктов и в некоторых из них есть подпункты, пройдемся по каждому:
1. Название проекта — казалось бы, что тут сложного, но как проект назовешь, так он и поплывет. Наш проект: «Интеллектуальная платформа управления эффективностью производственных активов» отражает специфику и инновационность продукта.
2. Наименование (ФИО) Соискателя (Заявителя по предварительной экспертизе) — тут ничего сложного. Наименование ЮЛ, если подается от имени ЮЛ, или ФИО, если подается предварительная заявка.
3. Направление, к которому относится проект — в данном пункте необходимо определить кластер, их всего 4. Подробная статья о различиях и направлениях деятельности есть у «Сколково». Важно выбрать кластер, наиболее точно соответствующий специфике ваших продуктов.
4. Краткое резюме проекта (5 предложений) с указанием имеющихся наработок и основных целей развития проекта — раскройте функционал системы (какие именно задачи она решает), ее основные преимущества по сравнению с конкурентами и технологическую уникальность.
5. Контактное лицо по проекту (лицо, заполнявшее анкету) — тут все просто и комментарии излишни.
Теперь приступаем к интересному разделу и одновременно самому сложному.
6.а. Проблемы, на решение которых направлен проект — детально опишите проблему и ее предпосылки с обязательным подтверждением обозначенных тезисов. Укажите, как сейчас решается задача, над которой вы работаете. Желательно привести оцифрованные статистические данные.
6.b. Ссылки на исследования и материалы, подтверждающие актуальность заявленной проблемы — укажите ссылки на материалы, которые вы использовали при описании проблематики.
7. Как проект решает описанную проблему, и в чем заключается инновационность подхода — рекомендуем подробнее раскрыть тезисы из раздела 4.
Сделайте акцент, как ваш продукт решает описанную в разделе 6 проблему: новизна разрабатываемой системы и эффекты, которые принесет ее применение. Например, можно перечислить основные функции/бизнес-процессы, реализуемые решением, сформировать отдельный абзац или несколько абзацев про сквозные технологии и количественные эффекты, которые будут обеспечены применением решения.
8.а. Основные технологические и рыночные тренды в рассматриваемой отрасли — про каждый из трендов, указанных в данном разделе, подготовьте краткое описание размером в абзац. Не забывайте подкреплять все приведенные тезисы фактами.
8.b. Ссылки на исследования и материалы, подтверждающие наличие технологических и рыночных трендов, описанных в пункте 8.a. — пункт, аналогичный 6.b
8.c. Ссылки на наиболее близкие к заявленной Исследовательской деятельности российские и (или) зарубежные патенты, обладателем которых являются третьи лица.
9. Описание базовой технологии — один из важнейших разделов, его объем должен быть не менее 1 содержательной страницы, без «воды». Опишите, какие ноу-хау лежат в основе решения, обеспечивают его уникальность и конкурентные преимущества с точки зрения функциональных и технических возможностей. Текст раздела должен быть написан наукообразным языком с использованием корректных терминов и численных значений, где это возможно.
10. Публикации, патенты и иные ОИС, имеющие непосредственное отношение к проекту и исключительные права на которые принадлежат участникам проекта — приведите ссылки на соответствующие материалы.
11. Предполагаемые основные направления коммерциализации Вашего проекта — здесь описываются основные направления коммерциализации (бизнес-модели). В каждом из них укажите сегменты потребителей, примерные объемы рынка и Ваши ожидания по выручке в этих сегментах.
12. Перечисление наиболее близких аналогов Вашего решения — приведите подробное сравнение с существующими аналогами по техническим и экономическим характеристикам в формате количественных оценок. Сравнение нужно привести с 5-7 аналогами, включая зарубежные и лучшие российские.
13. Научные группы, институты, компании, ведущие аналогичные или близкие разработки — ведущие крупные коммерческие компании, занимающиеся схожими разработками. Вашими преимуществами по сравнению с ними может быть большая гибкость и готовность оперативно подстраиваться под нужды заказчиков ввиду Вашего небольшого размера. Преимущества перед зарубежными разработчиками — понимание российского рынка и налаженное взаимодействие с заказчиками.
14. Рынки, на которых потенциально может быть реализован проект — на каждом из приведенных рынков обозначьте планы по доле, которую Вы планируете занять к … году. Желательно привести оцифрованные статистические данные.
15. Ссылки на соответствующие исследования рынков — укажите ссылки на материалы, которые вы использовали при описании рынков.
16. Ключевые члены команды проект — в команде должны быть закрыты 4 основные компетенции (не обязательно именно так назвать роли, более того, что-то может сочетаться в одном человеке или пересекаться в двух, но логика должна четко прослеживаться):
Ученый/разработчик – отвечает за создание основных ноу-хау.
Технический директор – отвечает за управление разработкой и имплементацию всех методологий и ноу-хау в готовое решение.
Продавец/коммерческий директор – отвечает за коммерциализацию продукта.
Управленец/руководитель – отвечает за координацию всего проекта и достижение стратегических целей.
По каждому члену команды подробно заполните все доступные строки. Образование и предыдущий опыт должны ярко подтверждать компетенции человека по обозначенной роли.
17. История и динамика развития проекта — краткое описание истории проекта.
18. Описание опыта получения членами команды проекта мер государственной поддержки — в данном разделе никаких секретов, главное быть честным.
19. Описание венчурного и (или) иного финансирования проекта — аналогично п. 18
20. Описание опыта участия проекта в программах других институтов развития — аналогично п. 18.
21. Текущий статус проекта — конкретизируйте основные результаты, достигнутые на текущий момент.Желательно привести оцифрованные статистические данные.
22. Ключевые цели проекта (не более 3-х) и ориентировочный срок их достижения — цели должны быть конкретны, достижимы и понятны для лиц, рассматривающих вашу заявку.
23.а. Структурированный план основных задач, таких как: разработка MVP, проведение пилотных проектов, открытие офиса, разработка полного функционала и т. д. Каждый результат должен быть оцифрован при возможности (расширение штата до … человек) и указан срок достижения.
23.b. Обобщенный план последующего развития (до достижения коммерческого результата) — перечисление дальнейших шагов. Описание должно быть кратким и тезисным, отражать реальные планы вашего проекта.
В разделах 24-29 необходимо заполнить контактные данные и прикрепить документы.
После направления полного комплекта, остается только ждать. Срок рассмотрения заявления варьируется от 10 до 20 рабочих дней с возможностью продления на 5 рабочих дней. В нашем случае положительное решение приняли на 24-й день.
3. Этапы рассмотрения заявки
Анкета рассматривается в 3 этапа:
Формальный — со стороны фонда проводится оценка наличия полного перечня документов и корректности направленных файлов;
Экспертная оценка — 5 экспертов (Лица, не работающие в Фонде «Сколково», но являющиеся признанными экспертами отрасли) оценивают заявку на соответствие требованиям, описанным нами в статье. Эксперты отвечают на 5 вопросов, по каждому вопросу вам необходимо получить 3 «да», чтобы пройти проверку.
Принятия решения Экспертной коллегией о соответствии проекта Соискателя Критериям Фонда. После получения протокола в электронном виде через ЛК Фонда «Сколково» вы можете направить по почте или привезти полный перечень необходимых документов.
4. Какими лайфхаками мы смогли упростить процесс подачи заявки
1. Как заполнить без ошибок и опечаток все 29 пунктов анкеты, местами не растерять прикрепляемые документы? Нас в буквальном смысле спас Notion. Мы вынесли каждый из 30 пунктов в Page, к которому получили доступ все привлеченные сотрудники. Чтобы они могли вносить информацию по своим разделам в удобное время и при отправке заявки сотруднику потребовалось только сосредоточенно выполнить Ctrl+C, Ctrl+V. На страничку с заявкой в Notion добавили форму заявки, описание всех существенных условий, перечень документации, последовательность действий и перечень открытых вопросов.
2. Если в процессе заполнения заявки у нас возникали сложности, мы обращались за помощью в консультационный отдел и техподдержку. Ребята помогали сразу.
3. По завершению выполнения задачи, но до момента подачи заявки, отправили на анализ выполненную работу нашим коллегам, не принимавшим участия в задаче. Чтобы человек с незамыленным взглядом просмотрел анкету и смог выявить недочеты.
В среднем процесс получения статуса участника Фонда «Сколково» занимает 2 месяца, при условии присвоения статуса с первой попытки. Надеемся, наша статья поможет подготовить качественную заявку, благодаря которой вы сможете получить статус участника без дополнительных вопросов и сложностей.
В следующей статье мы опишем, как взаимодействуем с Фондом и реализуем меры поддержки через микрогранты.
Подписывайтесь на наш блог, в нем делимся своим опытом развития стартапа в устойчивую компанию, в том числе с опорой на гранты и субсидии.