Инструкция, как заполнить анкету резидента «Сколково», чтобы не получить отказ

Результаты голосования экспертного совета 
Результаты голосования экспертного совета 

Привет! Мы молодой российский IT-стартап Simple Company. Разрабатываем инновационное ПО для промышленных предприятий. В 2023 году мы получили статус резидента Фонда «Сколково». Что дает этот статус и как его получить, рассказали в предыдущей статье.

Стать участниками у нас получилось не сразу — дело было в анкете. Изначальную заявку забраковали и отправили на доработку, признав проект недостаточно проработанным и актуальным, поэтому мы решили посвятить целую статью практическому заполнению анкеты участника «Сколково» в соответствии с требованиями распорядительной документации Фонда. Чтобы вам не пришлось идти по нашим стопам и растягивать этот увлекательный процесс на шесть месяцев.

1. Почему мы получили отказ

Подача заявки стала одним из наших первых опытов взаимодействия с фондами: у нас не было понимания, какие требования предъявляют органы власти к формулировкам. Отсюда отказ:

1. В полях, где у нас отсутствовали сведения, мы указали слово «нет», а должны были написать «отсутствует».

2. Неправильно заполнили формы заявлений от участников проекта.

3. Недостаточно детально проработали заявку.

Звучит эфемерно, поэтому перейдем к детализированному рассмотрению формы заявки.

2. На что обратить внимание при заполнении заявки

В ней присутствует 29 пунктов и в некоторых из них есть подпункты, пройдемся по каждому:

Пример заполнения заявки в Notion
Пример заполнения заявки в Notion

1. Название проекта — казалось бы, что тут сложного, но как проект назовешь, так он и поплывет. Наш проект: «Интеллектуальная платформа управления эффективностью производственных активов» отражает специфику и инновационность продукта.

2. Наименование (ФИО) Соискателя (Заявителя по предварительной экспертизе) — тут ничего сложного. Наименование ЮЛ, если подается от имени ЮЛ, или ФИО, если подается предварительная заявка.

3. Направление, к которому относится проект — в данном пункте необходимо определить кластер, их всего 4. Подробная статья о различиях и направлениях деятельности есть у «Сколково». Важно выбрать кластер, наиболее точно соответствующий специфике ваших продуктов.

4. Краткое резюме проекта (5 предложений) с указанием имеющихся наработок и основных целей развития проекта — раскройте функционал системы (какие именно задачи она решает), ее основные преимущества по сравнению с конкурентами и технологическую уникальность.

5. Контактное лицо по проекту (лицо, заполнявшее анкету) — тут все просто и комментарии излишни.

Теперь приступаем к интересному разделу и одновременно самому сложному.

6.а. Проблемы, на решение которых направлен проект — детально опишите проблему и ее предпосылки с обязательным подтверждением обозначенных тезисов. Укажите, как сейчас решается задача, над которой вы работаете. Желательно привести оцифрованные статистические данные.

6.b. Ссылки на исследования и материалы, подтверждающие актуальность заявленной проблемы — укажите ссылки на материалы, которые вы использовали при описании проблематики.

7. Как проект решает описанную проблему, и в чем заключается инновационность подхода — рекомендуем подробнее раскрыть тезисы из раздела 4.

Сделайте акцент, как ваш продукт решает описанную в разделе 6 проблему: новизна разрабатываемой системы и эффекты, которые принесет ее применение. Например, можно перечислить основные функции/бизнес-процессы, реализуемые решением, сформировать отдельный абзац или несколько абзацев про сквозные технологии и количественные эффекты, которые будут обеспечены применением решения.

8.а. Основные технологические и рыночные тренды в рассматриваемой отрасли — про каждый из трендов, указанных в данном разделе, подготовьте краткое описание размером в абзац. Не забывайте подкреплять все приведенные тезисы фактами.

8.b. Ссылки на исследования и материалы, подтверждающие наличие технологических и рыночных трендов, описанных в пункте 8.a. — пункт, аналогичный 6.b

8.c. Ссылки на наиболее близкие к заявленной Исследовательской деятельности российские и (или) зарубежные патенты, обладателем которых являются третьи лица.

9. Описание базовой технологии — один из важнейших разделов, его объем должен быть не менее 1 содержательной страницы, без «воды». Опишите, какие ноу-хау лежат в основе решения, обеспечивают его уникальность и конкурентные преимущества с точки зрения функциональных и технических возможностей. Текст раздела должен быть написан наукообразным языком с использованием корректных терминов и численных значений, где это возможно.

10. Публикации, патенты и иные ОИС, имеющие непосредственное отношение к проекту и исключительные права на которые принадлежат участникам проекта — приведите ссылки на соответствующие материалы.

11. Предполагаемые основные направления коммерциализации Вашего проекта — здесь описываются основные направления коммерциализации (бизнес-модели). В каждом из них укажите сегменты потребителей, примерные объемы рынка и Ваши ожидания по выручке в этих сегментах.

12. Перечисление наиболее близких аналогов Вашего решения — приведите подробное сравнение с существующими аналогами по техническим и экономическим характеристикам в формате количественных оценок. Сравнение нужно привести с 5-7 аналогами, включая зарубежные и лучшие российские.

13. Научные группы, институты, компании, ведущие аналогичные или близкие разработки — ведущие крупные коммерческие компании, занимающиеся схожими разработками. Вашими преимуществами по сравнению с ними может быть большая гибкость и готовность оперативно подстраиваться под нужды заказчиков ввиду Вашего небольшого размера. Преимущества перед зарубежными разработчиками — понимание российского рынка и налаженное взаимодействие с заказчиками.

14. Рынки, на которых потенциально может быть реализован проект — на каждом из приведенных рынков обозначьте планы по доле, которую Вы планируете занять к … году. Желательно привести оцифрованные статистические данные.

15. Ссылки на соответствующие исследования рынков — укажите ссылки на материалы, которые вы использовали при описании рынков.

16. Ключевые члены команды проект — в команде должны быть закрыты 4 основные компетенции (не обязательно именно так назвать роли, более того, что-то может сочетаться в одном человеке или пересекаться в двух, но логика должна четко прослеживаться):

Ученый/разработчик – отвечает за создание основных ноу-хау.

Технический директор – отвечает за управление разработкой и имплементацию всех методологий и ноу-хау в готовое решение.

Продавец/коммерческий директор – отвечает за коммерциализацию продукта.

Управленец/руководитель – отвечает за координацию всего проекта и достижение стратегических целей.

По каждому члену команды подробно заполните все доступные строки. Образование и предыдущий опыт должны ярко подтверждать компетенции человека по обозначенной роли.

17. История и динамика развития проекта — краткое описание истории проекта.

18. Описание опыта получения членами команды проекта мер государственной поддержки — в данном разделе никаких секретов, главное быть честным.

19. Описание венчурного и (или) иного финансирования проекта — аналогично п. 18

20. Описание опыта участия проекта в программах других институтов развития — аналогично п. 18.

21. Текущий статус проекта — конкретизируйте основные результаты, достигнутые на текущий момент.Желательно привести оцифрованные статистические данные.

22. Ключевые цели проекта (не более 3-х) и ориентировочный срок их достижения — цели должны быть конкретны, достижимы и понятны для лиц, рассматривающих вашу заявку.

План реализации проекта Simple Company
План реализации проекта Simple Company

23.а. Структурированный план основных задач, таких как: разработка MVP, проведение пилотных проектов, открытие офиса, разработка полного функционала и т. д. Каждый результат должен быть оцифрован при возможности (расширение штата до … человек) и указан срок достижения.

23.b. Обобщенный план последующего развития (до достижения коммерческого результата) — перечисление дальнейших шагов. Описание должно быть кратким и тезисным, отражать реальные планы вашего проекта.

В разделах 24-29 необходимо заполнить контактные данные и прикрепить документы.

После направления полного комплекта, остается только ждать. Срок рассмотрения заявления варьируется от 10 до 20 рабочих дней с возможностью продления на 5 рабочих дней. В нашем случае положительное решение приняли на 24-й день.

3. Этапы рассмотрения заявки

Анкета рассматривается в 3 этапа:

  • Формальный — со стороны фонда проводится оценка наличия полного перечня документов и корректности направленных файлов;

  • Экспертная оценка — 5 экспертов (Лица, не работающие в Фонде «Сколково», но являющиеся признанными экспертами отрасли) оценивают заявку на соответствие требованиям, описанным нами в статье. Эксперты отвечают на 5 вопросов, по каждому вопросу вам необходимо получить 3 «да», чтобы пройти проверку.

  • Принятия решения Экспертной коллегией о соответствии проекта Соискателя Критериям Фонда. После получения протокола в электронном виде через ЛК Фонда «Сколково» вы можете направить по почте или привезти полный перечень необходимых документов.

4. Какими лайфхаками мы смогли упростить процесс подачи заявки

Пример списка задач в Notion для подачи заявки
Пример списка задач в Notion для подачи заявки

1. Как заполнить без ошибок и опечаток все 29 пунктов анкеты, местами не растерять прикрепляемые документы? Нас в буквальном смысле спас Notion. Мы вынесли каждый из 30 пунктов в Page, к которому получили доступ все привлеченные сотрудники. Чтобы они могли вносить информацию по своим разделам в удобное время и при отправке заявки сотруднику потребовалось только сосредоточенно выполнить Ctrl+C, Ctrl+V. На страничку с заявкой в Notion добавили форму заявки, описание всех существенных условий, перечень документации, последовательность действий и перечень открытых вопросов.

2. Если в процессе заполнения заявки у нас возникали сложности, мы обращались за помощью в консультационный отдел и техподдержку. Ребята помогали сразу.

3. По завершению выполнения задачи, но до момента подачи заявки, отправили на анализ выполненную работу нашим коллегам, не принимавшим участия в задаче. Чтобы человек с незамыленным взглядом просмотрел анкету и смог выявить недочеты.

В среднем процесс получения статуса участника Фонда «Сколково» занимает 2 месяца, при условии присвоения статуса с первой попытки. Надеемся, наша статья поможет подготовить качественную заявку, благодаря которой вы сможете получить статус участника без дополнительных вопросов и сложностей.

В следующей статье мы опишем, как взаимодействуем с Фондом и реализуем меры поддержки через микрогранты.

Подписывайтесь на наш блог, в нем делимся своим опытом развития стартапа в устойчивую компанию, в том числе с опорой на гранты и субсидии.

2
2 комментария