26-летний программист создал приложение стоимостью 1 миллиард долларов за 2 года
Прим.: статья является переводом
Как провальный проект превратился в одно из самых культовых приложений нашего времени
Кевин Систром покинул Google, испытывая разочарование.
Поработав почти три года менеджером по продукту в компании, Кевин стремился к большей ответственности и возможности применить свою энергию к чему-то конкретному. Вместо этого его начальник предложил ему заняться гольфом.
Следующей остановкой для Кевина стал стартап NextStop, предлагающий отзывы и рекомендации о местах. В конце 2000-х годов check-in приложения были в моде, особенно популярным был FourSquare, и работа в небольшой команде давала Кевину возможность взять на себя больше ответственности и проявить инициативу.
Check-in приложения - это мобильные приложения или веб-платформы, которые предназначены для регистрации и отметки присутствия пользователей в определенном месте или событии. Они обычно используются в различных областях, включая гостиницы, аэропорты, рестораны, конференции, фитнес-центры и другие места, где требуется учет посещений.
Он перерос и это. После года оттачивания своих навыков программирования в стартапе Кевин решил создать свое собственное приложение для регистрации местоположения.
"У меня не было конкретной идеи в голове... Я имею в виду, идея состояла в том, чтобы создать приложение для регистрации местоположения... Кто в то время не начинал создавать такое приложение? [...] Это, вероятно, была самая плохая идея, над которой мы могли работать в то время".
Хостел в Мексике показался Кевину подходящим местом для осуществления его ужасной идеи, поэтому он собрал свои шлепанцы и купил два билета из Калифорнии - один для себя, а второй для своей подруги. Оказалось, что второй билет стал лучшей инвестицией, сделанной Кевином Систромом.
История жизни Кевина и цитаты взяты из четырех источников.
"Возможно, стоит добавить фильтры"
Burbn - первый серьезный проект Кевина - звучал хорошо на бумаге. В отличие от других check-in приложений, Burbn позволял пользователям публиковать фотографии и видео вместе с местоположениями. Инвесторы оценили идею, и Кевин получил две суммы - одну от Baseline Ventures и другую от Andreessen Horowitz - на общую сумму $500 000.
"Мы потратили около 60 000 долларов на запуск Burbn. Мы собрали 500 000 долларов, и на второй день пожалели... У нас оставалось так много денег. [...] Оказалось, что большинство ручной работы можно было заменить с помощью Amazon Web Services; сейчас достаточно 2 инженеров, чтобы хорошо справиться с задачами."
Burbn был легок в создании, но еще легче для пользователей оказалось забыть про него. В течение девяти месяцев к Burbn присоединились всего 80 человек. Кевин вспоминает, как его друзья знакомили своих родителей через это приложение и находили людей, с которыми давно не общались. Но каждый раз, когда он показывал приложение "незнакомцам" - потенциальным пользователям, таким как вы и я - они с энтузиазмом кивали, а через несколько минут забывали про это.
Это было тесное сообщество энтузиастов, делящихся информацией о своем местоположении. Но оно не набирало популярность. Нужно было что-то делать.
"Мы составили список [функций Burbn] и задали себе вопрос: что уже есть в мире? Что не работает? [...] Было множество чекин-приложений, планировщиков и групповых чатов... но не было отличного решения для публикации красивых фотографий сразу множеству друзей."
Во время их поездки в Мексику Кевин спросил свою подругу, почему она не публикует фотографии в Burbn. Она сказала, что ее фотографии на iPhone 4 выглядят не так хорошо, как у некоторых друзей Кевина. Он объяснил, что его друзья используют фотофильтры.
"Она сказала: 'ну, возможно, вам тоже стоит добавить фильтры'. Мы вернулись после этой прогулки, я сразу пошел в комнату, сел за ноутбук и создал первый фильтр, который назвал X-Pro II."
В течение нескольких недель Burbn был обезоружен до функции только публикации фотографий. Облегченная версия была загружена 25 000 раз в первый день.
Как вы назовете приложение, которое отправляет мгновенные снимки с камеры со скоростью телеграммы? Верно. Insta-gram.
Цитаты Кевина Систрома, сооснователя Instagram*
Кевин - человек, который много читает, поэтому неудивительно, что его высказывания запоминаются. Вот несколько интересных мыслей, которые я слышал от Кевина.
- "Учитесь до того момента, когда сможете составить конкуренцию" - Кевин самоучка в программировании, но он признает, что никогда не смог бы создать Instagram* без помощи более опытных друзей. Вместо этого он рекомендует изучить достаточно материала по определенной теме, чтобы создать минимально работоспособный продукт, а затем привлечь настоящих профессионалов, когда вы знаете, что есть спрос на ваш продукт.
- "Вы никогда не будете готовы, но в этом и заключается интерес" - в вашей жизни нет расписания, в котором стоит дата создания прибыльной компании. Вы беретсь за работу, и смотрите, не появятся ли какие-то драгоценности из выкопанной вами грязи.
- "Самое сложное - найти проблему, которую нужно решить; решения приходят довольно легко" - это отсылка к словам Эйнштейна: "осознайте проблему, и решение само появится", что крайне актуально сегодня, поскольку мы живем во времена, когда наши проблемы неочевидны, а решения не так сложны.
- "Отличные идеи сводятся к тому, чтобы отсеять плохие" - именно так произошло с Burbn.
- "Один день, проведенный за работой, стоит дороже, чем год, проведенный за чтением книг" - слова человека, у которого всегда лежит стопка книг на рабочем столе. Если бы я был на вашем месте, я бы принял это всерьез.
"Если бы мне пришлось прочитать только две книги, я бы прочитал их"
Кевин описывает себя как человека, который в основном учится через чтение, и он дает ценные советы по чтению научно-популярных книг (он не читает художественную литературу).
Прежде всего, Кевин предлагает всегда иметь ясную цель ("Я хочу узнать о языке тела"), а затем выбирать соответствующую книгу - таким образом, чтение станет значимым и позволит наслаждаться им.
Интересно также то, как он читает научно-популярные книги: он начинает с анализа оглавления, а затем читает последний параграф каждой главы - именно там, говорит он, авторы выражают основную мысль. Только после того, как Кевин имеет представление о том, о чем книга, он начинает читать ее от корки до корки.
Вот его избранные книги.
"Принципы" Рэя Далио
"Принципы" - это классика, и она была в формате PDF с "заповедями" Далио задолго до того, как стала бестселлером в виде бумажного издания. Цифровой вариант не произвел на Кевина большого впечатления, но он признает, что бумажная книга потрясла его.
В "Принципах" Далио рассказывает историю своей жизни - от плохих оценок в школе и смерти матери до ухода из Bridgewater Associates, 160-миллиардного хедж-фонда, который он основал. Затем он извлекает ключевые уроки из своей жизни.
Сами принципы могут быть немного догматичными и неясными, но если вы ищете "глоток свежего воздуха" в поисках смысла жизни (или замену Библии), то такие уроки, как "радикальная открытость ума", будут звучать убедительно:
- Не путайте то, что вы хотите, чтобы было правдой, с тем, что действительно является правдой.
- Не беспокойтесь о своей внешности - беспокойтесь о достижении ваших целей.
- Не позволяйте боли препятствовать прогрессу.
- Не вините в плохих результатах никого, кроме себя.
В любом случае, они были написаны реальным человеком и подкреплены реальными размышлениями — так что, если вы считаете Далио авторитетом, даже догмы могут быть стоящими вещами.
"Бережливый стартап" Эрика Риса
Еще одна классика, о которой я могу лично засвидетельствовать. Книга имеет более 300 страниц и содержит множество интересных историй из мира бизнеса, с одной простой истиной в середине: никто не знает, что будет работать для вас, поэтому лучшее, что можно сделать, это создать минимально жизнеспособный продукт (думаю, что сам Рис придумал этот термин) и проверить все на практике.
Кевин говорит, что "Lean Startup" была одной из самых влиятельных книг в его жизни:
«Принципы из "Lean Startup", которые я применяю до сих пор? Один из них - сначала делать простые вещи, и это было нашим основным принципом в Instagram*. [...] И по сей день я возвращаюсь к этому».
Четыре причины, по которой Instagram* стал стоить $1 млрд за два года
История Кевина стала классической легендой Силиконовой Долины — и не без причины. Она воплощает большинство истин, необходимых для создания прорывного продукта.
№1. Instagram* был невероятно простым
Большинство приложений пытаются привлечь пользователей своим огромным набором функций, постоянно добавляя новые и отклоняясь от сути. Instagram* буквально родился путем взятия уже существующего приложения и избавления от лишних функций.
"На самом деле, вам не стоит бояться иметь простые решения для простых проблем. Слишком много людей считают, что нужно решать проблемы очень сложными и изощренными способами. В конечном итоге, если хоть немного порадовать людей простым решением, оказывается, что оно заходит очень далеко».
Кевин подчеркивает, что простота имеет большое значение при работе с ограниченными ресурсами, что для большинства стартапов является повседневной реальностью. Однако большинство основателей отдают предпочтение элегантности и изысканности своего продукта, а не его эффективности.
«Когда вас двое и вы программируете до поздней ночи — у вас нет времени все усложнять; у вас есть время, чтобы заставить вещи работать. В противном случае вы ничего не добьетесь».
Простота была характерна не только для продукта — она заложена в ДНК Instagram*. После того, как компания набрала обороты, Кевин ввел "совещания по принятию решений", где никто не покидает комнату, пока все решения, которые нужно было принять, не будут приняты. И если вы его услышите, вы быстро поймете, что его детская любознательность и скромность остались с ним на протяжении всех этих лет.
«Каждый день я просыпаюсь с теми же заботами, которые были у меня до того, как появился Instagram*. Правильно ли я работаю? Я ничего не сделал сегодня? Это правильная идея?»
Но простота — не единственный критерий для миллиарда долларов. Вы также должны решить проблему на миллиард долларов.
№2. Instagram* возник путем тестирования, а не воображения
Вам не нужно далеко ходить, чтобы найти чрезвычайно успешные идеи, изначально предназначенные для чего-то совершенно другого. Кевин напоминает нам, что Youtube изначально задумывался как сайт знакомств с видео , а Samsung начинал как экспортер сушеной рыбы .
"Время, настойчивость и десять лет попыток в конечном итоге сделают из вас мгновенный успех." - Биз Стоун, сооснователь Twitter*
Проблема, с которой столкнулся Кевин с Burbn, заключалась в том, что люди действительно хотели делиться своей жизнью через фотографии, но они не были довольны качеством своих изображений. В то время, когда iPhone 4 был самым популярным из доступных смартфонов, качество фотографий было серьезной проблемой.
Instagram* взлетел потому, что решил сразу две проблемы: он позволил пользователям сделать свои фотографии красивыми всего одним нажатием кнопки и предоставил платформу для фактического обмена фотографиями.
Но кому нужно делиться фотографиями, если их никто не увидит?
№3. Instagram* вписался в уже существующую экосистему
Прежде чем Instagram* стал социальной сетью, он был приложением для фотографии - почти платформой для любительских фотографов. То, что превратило его в многомиллиардного гиганта, было его интеграция с Facebook*, которую Кевин запустил с самого начала.
В наши дни, когда социальная иерархия Интернета достаточно ясна, интеграции становятся стандартным решением. Вы хотите, чтобы ваши приложения подключались к Facebook*, Google или какой-либо другой сети, которая имеет смысл для пользователей.
В 2010 году не было очевидно, что вместо попыток создать свою собственную экосистему вы должны "подчинять" своих пользователей более крупной платформе. Кевин, в соответствии со своим реалистическим характером, призывал пользователей делиться своими фотографиями с фильтрами на Facebook*, эффективно подхватывая волну бурного роста социальной сети. Только позже Instagram* добавил функции социальных медиа: Личные сообщения (DM) были введены в конце 2013 года, а хэштеги были добавлены год спустя после запуска Instagram*.
Сейчас все эти решения кажутся естественными и даже очевидными, но тогда все было намного сложнее.
№4. Кевин слушал советы, но принимал собственные решения
Советы — не редкий гость в семье Систромов. Ему сказали не покидать Google. Ему сказали не работать с Facebook*. Но ему также сказали добавить фотофильтры.
После многих лет выслушивания советов Кевин пришел к выводу, что иногда люди просто говорят то, что им нравится или не нравится, а не следуют логике.
"Вот на что похож запуск стартапа: никто не верит в вас, пока не поверит в вас. И никто не является вашим фанатом, пока не станет им. [...] Быть предпринимателем - это, конечно, всегда две стороны медали. Иногда отношение будет склоняться к ненависти, а иногда к любви."
В настоящее время Кевину, предпринимателю со счетом в $400 миллионов, трудно получить негативную обратную связь. Он нашел способы обойти это - например, попросил людей оценивать его публичные выступления по шкале от 1 до 10, при этом цифру '7' исключили из шкалы. Таким образом, говорит он, люди не могут быть нейтральными.
Если вам понравилась данная статья, жду вас в своем телеграм-канале Итак, далее!
* деятельность организации Twitter и Meta Platforms Inc (ее продуктов Instagram и Facebook) запрещена в Российской Федерации.