Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Почта не олдскул: компании и бизнес продолжают вести там деловые переписки даже после появления мессенджеров. Когда нужно составить отчет, расписать задачу по пунктами или презентовать идею, почта прекрасно донесет информацию до получателя.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

В статье расскажем, что писать в теме, как обращаться к адресату и зачем структурировать письмо. Также поделимся советами и разберем ошибки — всё на примерах.

Чем email-письма отличаются от сообщений в мессенджерах

Письма не личные сообщения. Очевидно, но не всегда понятно. Вот разница.

Мысль можно выражать глубже. В мессенджере вы отвечаете быстро и часто неосознанно, сообщение идет одно за другим. Письма — это обмен большими объемами информации, поэтому чтение и составление может занимать много времени.

Форматирование. Это не только вставить ссылку и поменять жирность шрифта. Функционал шире — можно сверстать полноценный лендинг или статью с разными шрифтами, фоновыми цветами, графическими элементами и кнопками. В рабочей переписке, правда, вы будете чаще расставлять скриншоты по порядку, но это в разы удобней, чем слать их отдельными сообщениями в чатах.

Нельзя редактировать. Письмо ушло — ничего не исправить. Отсюда требований к составлению письма больше: лучше без орфографических ошибок, а тему закрывать в одном сообщений, чтобы переписка не превратилась в «вопрос-ответ».

Для срочных задач и быстрой связи лучше использовать чаты. Например, в нашем мессенджере Линк Чаты можно создать группу и добавить в неё сразу несколько коллег, чтобы обсудить тему. Если переписка затягивается, всегда можно проговорить всё на созвоне, включив демонстрацию экрана.

Какие виды писем бывают

Письма разделяют по целевым действиям, которых ждут от получателя.

Чаще всего пишут:

  • Запрос. Просьба предоставить информацию, файл или доступ.
  • Инициативное письмо. Ставите задачу или поднимаете тему, которая требует ответа или действия.
  • Напоминание. Тут всё понятно: «где деньги, Лебовски?».
  • Адженду (agenda). Содержание будущей видеовстречи, которое рассылает участникам организатор. Внутри тема, задача встречи и желаемый результат.
  • Фоллоу-ап (follow-up). Письмо с итогами: к чему пришли, какие задачи передаются в работу, кто и за что будет ответственен.

Как написать письмо так, чтобы было понятно

Сформулируйте цель → напишите тему → пропишите структуру → поставьте итог. Дальше — примеры и подробности.

Как сформулировать тему

Темы — это как треды в корпоративных мессенджерах. Кратко описываем цель и суть письма.

Что ставить в тему? То, что поможет понять суть сообщения, не открывая его.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Новые цели — новые письма с темой. Обсуждать несколько тем в одной — значит смешать информацию в кучу и усложнить поиск.

Как работать с адресатами

Реплаи, группы и скрытые копии — фишки общения через почту. Кратко рассказываем, как ими пользоваться.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Определитесь с группой. Письмо может быть личным или для группы людей. Если письмо будет отправлено нескольким коллегам, то добавляйте в получателей тех, кто будет прямо участвовать в обсуждении. Например, вам нужно обсудить макет сайта. В письме будет руководитель разработки, дизайнер и копирайтер.

Добавляйте людей в копию. Это могут быть руководители или коллеги, которые хотят следить за перепиской, но не участвовать в ней напрямую. Например, контент-директор, шеф-редактор или лидер маркетинга. В скрытую копию можно добавить помощника или джуна, которому будет полезно посмотреть за рабочими процессами.

Обращайтесь к участникам напрямую. Выделяйте в тексте письма людей, от которых требуется дать ответ или совершить действие. Можно отметить жирным шрифтом. Если однофамильцы — пишите инициалы.

Не отвечайте всем. Кнопки «Ответить» и «Ответить всем» — разные. Иногда не стоит отвечать на всю группу участников, особенно если вы общаетесь с кем-то один на один в рамках всей переписки.

Как разработать структуру письма

Приветствие. Здороваетесь и называете человека по имени. Если лично не знакомы, создайте контекст: расскажите, из какого вы отдела, чем занимаетесь, почему решили написать.

Всё главное в начале. Первый абзац или предложение — это расширенная тема письма, его цель. Не разгоняйтесь слишком долго — пишите сразу 🙂

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Одна мысль — один абзац. Дайте немного отдохнуть глазам: когда текст сливается в сплошное полотно, его сложно понять.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Разбивайте задачи на этапы. Добавляйте подзаголовки, которые отражают действия. Хорошо, если важность можно выстроить от главного к менее существенному.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Всё, что поддается исчислению, пишите отдельными пунктами. Например, список документов для устройства на работу.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Меньше вопросов. В идеале в письме будет пара вопросов из одной области. Если больше, это уже не письмо, а заявка на интервью.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Как закончить письмо

Подвести итог. Укажите дедлайн или еще раз напомните про суть задачи. В финале должно быть понятно, что делать получателю: написать ответ или начать выполнять задачу.

Поставить подпись. В почтовых сервисах она настраивается автоматически — если вы работаете в компании, то, скорее всего, у вас есть стандартный шаблон, куда остается только подставить имя и должность.

Кто-то говорит, что подпись должна быть короткой и содержать только имя. Кто-то — расширенной, со ссылками, номером телефона и другой информацией от отправителя. Главное, что должно быть в ней, — альтернативный способ связи: номер телефона, ссылка на аккаунт в мессенджере.

Перечитать. Поставьте себя на место получателя и пройдитесь по письму еще раз. Всё ли понятно с темой? Считывается ли главный посыл сообщения сразу или до него нужно продраться?

Что точно не стоит делать при составлении письма

Хорошо составленное письмо — это история про win-win: получатель понимает, о чем идет речь, а значит, шанс на ответ или решение увеличивается. Все довольны, проблем нет.

Несколько моментов, как делать не стоить:

Небрежно оформлять. Речь не про орфографию, а структуру: если текст написан одним предложением, без приветствия и в нем намешано всё подряд, то письмо читать будет тяжело. Для получателя оно выглядит так, словно ему прислали личную заметку в телефоне. Ответ будет таким же (если вообще будет).

Напоминать про ответ вопросом «ну что?». Напоминаете про письмо — повторите суть вопроса или продублируете содержание прошлого письма. Найти прошлое письмо бывает сложно — дайте информацию на месте. Шанс на быстрый ответ увеличивается.

Отвечать односложно. Односложные ответы не всегда хороши. Расширьте информацию. Например: «Когда ждать ответ? → Мне нужно получить ответ до 12:00: буду сдавать в обед и очень хочется добавить информацию от тебя.

Не указывать ответственных. Если в письме несколько получателей, лучше не обращать вопросы сразу ко всем. Напишите конкретно каждому, кто и что должен сделать. Обращайтесь по имени — что в приветствии, что при назначении ответственных.

Использовать абстракции. «Кажется», «подумал», «хорошо было бы» — часто неуместно. Ставьте срок, исполнителей, четко прописывайте требования. В завершении письма должно быть понято, что нужно сделать — лучше с конкретной датой: например, до 16:00 21 июня.

Забыть приложить файл к письму. Мем, который идеально описывает ситуацию.

Как писать письма коллегам так, чтобы на них отвечали

Если не забыли отправить, то измените название файла на понятное или подпишите файлы, если добавляйте их в тело письма. Не забудьте проверить доступы 🙂

Как выглядит хороший тон в письмах

Единственное правило, которое актуально на любых этапах: ставить себя на место получателя.

Вот несколько правил хорошего тона.

  • Не общайтесь по-панибратски: никаких «хай!», «здорова», «чё как».
  • Не кричите: в письме нет капслока и обилия восклицательных знаков.
  • Пишите по делу: в письме нет вопросов про выходные или поездку в Верхний Уфалей к Деду Морозу.
  • Избегайте пассивной агрессии: «советую почитать учебник по обществознанию за 9 класс», «вы точно работали над этой задачей?».
  • Не судите человека. Вместо «это плохой код» — «код работает не совсем так, как нужно».
  • Извиняетесь — предлагайте решение. Сразу в письме.
  • Уважайте личное время: не пишите, что «срочно», «горит» или «дедлайн был вчера». Если горит, ставьте срок.
  • Избегайте шаблонных фраз: «с искренним уважением», «с нетерпением ждем ответа», «доброго времени суток».
  • Помните: клише не всегда плохо. Если так вас поймут лучше, то используйте.
  • Не говорите в рабочем письме о личном, религии, сексе, одежде, теле.
  • Не делайте выводы за человека («вам это точно подходит!»).
  • Не спрашивайте «как дела?» за час до конца дедлайна. Если задача горит, контролируйте на ранних этапах и помогайте ее решить.
  • Проверяйте имена: Анастасия — это не Аня, Данил и Даниил — разные люди.

Титры

Электронная почта в деловом общении, кажется, будет использоваться всегда. Сейчас мы разрабатываем мессенджер Линк Чаты и планируем добавить почту как интеграцию или отдельную опцию. Наша цель — сделать полноценный рабочий инструмент, который заменит десяток вкладок на компьютере. Без почты, которая помогает пересылать документы и развернуто делиться идеями, точно не обойтись. Осенью планируем релиз, а пока можно подписаться на телеграм-канал и следить за новостями.

27
10 комментариев