Как мы выбирали программу для маркетплейсов и почему остановились на 1С
Для тех, кто уже давно продает на маркетплейсах, очевидной становится необходимость использования какой-то учетной системы. В основном она нужна для того, чтобы продажи отображались в какой-то единой системе, там же велся учет, подтягивались остатки, можно было менять цены, и там же автоматизировать складские процессы, ну и в идеале управлять карточками товаров, чтобы формировать их как можно быстрее и выгружать на разные площадки.
Программа для продаж на маркетплейсах: когда она стала нужна
Ну нам она нужна была именно за этим, потому что в какой-то момент история со 150-200 карточками на трех маркетплейсах стала неуправляемой. Мы перестали понимать, что выгодно продавать, а что - нет. Ребята наши, менеджеры, то и дело не успевали поменять остатки и заказы приходили по тем позициям, которых на складе не осталось. Я стала выбирать варианты для управления всей этой махиной из одного какого-то пространства и в итоге все-таки выбрала для этого 1С.
Не все любят 1С и я знаю многих селлеров, которые с огромными оборотами на Wildberries продолжают сидеть на Excel-таблицах, вручную вносить продажи, формулы прописывать и аналитику пытаются формировать там же. Для некоторых этого правда достаточно, например, если маркетплейс у них один, а ассортимент товаров не такой уж большой. Они выигрывают на том, что вваливают деньги в рекламу, и торгуют условно 5 позициями, но везде находятся в топе выдачи.
Почему 1С ругают? Ну, во-первых любая лицензированная 1С-ка платная, а не все готовы прям платить, прям своими деньгами. Мне тоже поначалу казалось, да ну чего, мы ж всего пару лет на рынке, прям уж такие средства тратить на учетку... Но потом я посчитала, сколько нам ошибки стоили с этими заказами несуществующих товаров, и поняла, что уж лучше заплачу, и чтоб мне все настроили и несли ответственность за работоспособность системы какие-то знающие люди. В принципе, если гипотетически представить, сколько ошибок за полгода мы могли бы нахватать, то затраты уже окупились.
Еще многим кажется, что в 1С все не понятно. Тут я и согласна, и нет. С одной стороны, интерфейс действительно не самый интуитивный (хотя в последние годы в этом плане, говорят, есть существенный прогресс), но таких функциональных возможностей как у 1С я все же у альтернативных программ не видела.
Ну а те, у кого есть свой склад, как у нас, или свое производство, к 1С относятся как к данности, она у них чаще всего уже есть на момент освоения маркетплейсов. Потому что оптовая торговля и производство, если это не мастерская в подвале, требуют полноценного управленческого инструмента, а 1С в этом плане универсальна.
У нас не было 1С, мы начали с продаж товаров, которых хранились у меня и у совладельца бизнеса просто дома.
Потом арендовали складское пространство, потом нашли свой склад. Ну и встали перед выбором: как этот подросший бизнес загнать в какие-то понятные рамки, и управлять им, чтобы не упускать важных моментов: от маржинальности товаров до банальных ошибок с остатками, ценами или описанием карточек.
Сначала было некоторое сопротивление: а точно ли надо так заморачиваться? Но потом, когда я сама несколько раз столкнулась с тем, что мой заказ на Озон важный и срочный задержался, а потом вообще отменился, я прочувствовала как меняется отношение покупателя к поставщику в этом случае. Меньше всего хотелось быть на месте этого неудачного поставщика, а мы ведь уже на нем и были.
Как я выбирала учетную систему для торговли на маркетплейсах
Начала смотреть варианты, какую систему для управления торговлей на маркетплейсах мы можем использовать, чтобы работать не через три личных кабинета, а в одном понятном для всех пространстве.
Основных варианта таких пространств три (не считая варианта оставаться в Excel, я говорю о ситуациях, когда он уже не эффективен):
Вариант 1. Интеграция с маркетплейсами на базе сайта
Выбрать интегратора, который работает на базе своего сайта. Самые известные в этом плане Инсейлз и Селсап.
Что они предлагают:
зарегистрироваться на их сайте, разместить там все свои товары, настроить обмен между этими товарами и карточками на маркетплейсах и управлять продажами на разных площадках из окна их сайта.
Плюсы тут такие:
- стоит это дешевле, чем например полноценная учетка, интегрированная с маркетплейсами,
- базовый функционал (остатки, цены, заказы) есть. В принципе и продажи можно посмотреть, но на уровне аналитики от самих маркетплейсов, которая видна в личных кабинетах. Тут это транслируется опять же в единое окно.
Из минусов:
отчеты для налоговой вы все равно будете формировать в 1С, полноценного учета продаж и какой-то связки с поставщиками, складом, производством само собой не будет, понятной и быстро доступной аналитики тоже. Ну и ваши карточки товаров, хранящиеся на чужом интернет-ресурсе - на мой взгляд такое себе.
Вариант 2. Мой Склад для маркетплейсов
Мой Склад + модуль для обмена данными с маркетплейсами.
Этот вариант изначально был для меня приоритетным. Тут все отлично, цена ниже, чем на 1С-ные варианты, весь нужный нам функционал по складу и по маркетплейсам есть, и я уже настроилась именно на эту связку. Но потом посмотрели как все будет работать и поняли, что с точки зрения учета продаж, нам эта история не подходит. Мы часть поставок делаем по FBO, а часть позаказно отправляем FBS, там в плане учета финансовых потоков это устроено не удобно. Пришлось отказаться, хотя счастье и было так близко.
У Моего Склада мне понравился интерфейс кстати, такой понятненький-приятненький.
Вариант 3. Интеграция 1С с маркетплейсами
Полноценная учетная система 1С с настроенным обменом данными с маркетплейсами.
Этот вариант универсальный, подойдет компаниям любого размера и с любым уровнем сложности процессов. Пример: огромное производство с 1С:ERP может подключить маркетплейсы в свою систему и управлять ими из того же окна, синхронизируя производственные, складские процессы, продажи и логистику.
Тут есть несколько нюансов:
- программу нужно будет купить и регулярно оплачивать обновления;
- чем сложнее ваши бизнес-процессы, тем дольше и дороже обойдется настройка системы;
- нужно будет докупить модуль для интеграции с маркетплейсами и также его настроить.
Но опять же, если вы хоть раз сами настраивали 1С, или у вас есть свой программист, можно настроить все самостоятельно и не платить почасовую ставку специалистам из 1С-ных фирм. Мы платили, потому что специалиста у меня нет, и не планируется пока, а чтобы все работало корректно мне важно.
Про цены:
тут все очень индивидуально и зависит от задач, разброс по рынку существенный, потому что на стоимость влияет:
- конфигурация 1С, которую в выберете. Обычно хватает 1С:Управление торговлей или 1С:Управление нашей фирмой. Вторая это больше для тех, у кого производство есть, поэтому мы для себя выбрали 1С:УТ;
- количество маркетплейсов, где у вас размещены товары и которые надо в систему подключить;
- количество сотрудников, которые будут работать в программе;
- даже количество юр.лиц от лица которых вы торгуете.
Если как пример рассмотреть подключение трех маркеплейсов к уже настроенной 1С, например Вайлдберриз, Озон и Яндекс Маркет, то цена может быть от 120 тысяч. рублей до 500-600 тысяч и выше. Сравнивать разные компании было сложно: где-то техподдержка только платная, где-то за любые обновления нужно будет платить, а я так поняла, уже по опыту работы с программой, что обновления API (это протоколы от самих маркетплейсов, по которым осуществляется интеграция) происходят регулярно. Короче, очень у многих эти затраты просто скрыты, и сколько ты в год в итоге будешь платить за все это удовольствие посчитать невозможно.
Еще одна история, с которой я столкнулась: есть оказывается бесплатные модули для настройки обмена между маркетплейсами и 1С.
Что они умеют:
- обмен остатками, ценами с 1С;
- выгрузка заказов в 1С, обновление статусов и печать этикеток;
- загрузка отчета комиссионера в 1С.
НО! Такие модули есть только у Озона и Яндекс Маркета. Они в свободном доступе и можно скачать/установить своими силами. Для нас настройка каждого обошлась бы минимум в 30 тыс. А еще же Вайлдберриз. Бесплатного модуля у них нет, я правда нашла готовый модуль у Первого Бита для ВБ как раз, стоит 700 руб. в год. Ну тоже считай бесплатный. Но настройка также - около 30 тыс. Если самим настраивать в целом выгодная история, но нам не подошло. Ну и плюс полноценного одного окна, как я хотела, в этом случае тоже не будет: да, все это в 1С, но в разных вкладках по каждому маркетплейсу и через номенклатуру в 1С все синхронизируется.
Как мы пришли к 1С и модулю для интеграции с маркетплейсами
У того же Первого Бита есть готовый модуль для всех трех маркетплейсов. Мне понравилось, что на модуль действует подписка, которая включает все обновления. Чтобы адекватно посчитать затраты мне важно было понять: сколько всего мне нужно будет заплатить в течение года, без сюрпризов и бесконечных доплат. Ну и в целом общая сумма, которая у нас получилась за три маркетплейса, а это в районе
На нашу УТ он встал как расширение и теперь слева у нас есть окошко, в котором своеобразный центр управления маркетплейсами. И УТ-шку и модуль нам настроили специалисты из Первого Бита, они же научили как всем этим пользоваться.
Вот что я могу сказать через полгода использования связки 1С плюс модуль БИТ.Управление маркетплейсами:
- По началу была путаница, то ли мы тупили, то ли телега не ехала, и первые дни мы постоянно перепроверяли все через ЛК маркетплейсов. Потом поняли, что нет, все работает, синхронизируется, и больше не проверяем каждое действие, иногда отчет комиссионера может бухгалтер сверить по финальным суммам, но так как расхождений как правило нет, она это делает скорее для собственного спокойствия.
- Вопрос с остатками решен: косяков с заказом пустышек нет, и это главное мое счастье.
- Мне очень нравится тут блок аналитики, я люблю когда есть готовые диаграммы и схемы, плюс можно проваливаться в детали. На BI-ку я честно говоря и не рассчитывала, а тут это прям прилично сделано. Блок по себестоимости - особенно.
- Отчет комиссионера стал обходиться нам дешевле, потому что раньше это было несколько часов работы бухгалтера. У нас он на аутсорсе пока, поэтому тут ощутили плюс. По-прежнему занимается бухгалтер, но теперь все быстро.
- Менеджеры ощутили удобство работы с карточками, описание и характеристики можно подтягивать и цены менять быстро. Сложно сказать, что у них прямо нагрузка упала, потому что и карточек прибавилось и ассортимент теперь чаще меняем исходя из маржинальности, которая очевидна теперь, но для меня тут главное, что они справляются и не косячат.
В общем, не жалко порекомендовать ребят, Светлана, Александр из компании Первый БИТ, спасибо. Потому что я наслышана об ужасах работы с 1С, и была настроена на какие-то сверхсложности. В итоге все ок, все привыкли к процессам, и я, наконец выдохнула, потому что найти такую систему было прямо квестом.