OZON-логистика: массовые отмены и нарушения сроков доставки
OZON не так давно провел масштабную конференцию COME.ON 2023 в Крокус Сити Холл, где русским по белому заявил, что прибыли больше не будет, наращиваем оборот. Больше — это не в смысле "увеличиваем", а в смысле забудьте, пришли другие времена. На конференции было сказано и сделано много странного: начиная от сомнительной организации и заканчивая словами со сцены для многочисленной аудитории селлеров. Лично мне очень запомнился роскошный слог колоритной дамы, которая не смущаясь назвала новых селлеров "свежей кровью", которую "они приводят". Шок-контент, так сказать. Но отдельной темой была обозначена логистика OZON, новые горизонты, хабы, ПВЗ и прочие супер-привлекательные составляющие логистической цепочки, которые обязаны взорвать продажи и вывести доставку на немыслимый уровень скорости.
С конца мая селлеры наблюдают обратное. Слова о скорости доставки обрели новый смысл и превратились в историю про массовые отмены и возвраты, по причине переноса сроков доставки или проблем с обработкой заказов. Как это выглядит в реальности:
Из 7 возвратов 5 по вине OZON, где они заявляют о том, что они перенесли сроки доставки или возникли проблемы с доставкой.
Да, в этом случае OZON не забирает деньги за логистику, но: 1. Товар едет обратно крайне долго, что лишает селлера возможности учитывать необходимое количество остатков на складе 2. Товар не редко приходит в плачевном состоянии, а OZON не любит делать компенсации и всячески сопротивляется 3. Селлер несет репутационные риски.
Как реагирует техпод OZON на запросы о причинах:
Просто "простите нас за это"! В этот момент селлеры уронили скупую слезу, потому что "простите нас" на фоне новостей о введении штрафов селлерам за отмену отправок выглядит как плевок в лицо. Это один из примеров, но в целом техпод себе не изменяет и работает по скрипту.
Еще один пример от селлера с числом отмен 16 (шестнадцать) по вине OZON:
Вот еще несколько замечательных примеров того, что происходит с логистикой OZON:
Это три опоздания из текущих семи. Полагаю, что количество будет расти. Как и количество отмен.
В целом, можно уйти на доставку собственными силами, но и тут OZON сделал "ход конем". Свою систему он "поправил" тем, что перестал считать стоимость логистики от стоимости товара, а сосредоточился только на объеме. При этом дважды за прошедшие 2 месяца повысил комиссию, стыдливо прикрыв новость громким лозунгом: мы понижаем комиссию. Спойлер: нет. Второе повышение комиссии вообще очень скромно анонсировали - вечером в пятницу и как-то мимоходом. Видимо, "ответственные" лица делали это между подходами к аперолю и негрони. Тихо так получилось. Поэтому, если уходить селлеру на собственную доставку, то выходит еще дороже, чем доставка OZON, снова повышать цены, снова индекс будет невыгодным, снова OZON понизит карточки в выдаче. Хотя на фоне количества отмен и возвратов может это уже и не так страшно.
Ну допустим, моя история не показатель. Давно известно, что FBS - это приёмный ребенок маркетплейсов, его кормят по принципу: лишь бы не сдох и мог работать. Но такая же история и с FBO. Селлеры массово жалуются в тг-чатах и соцсетях на проблемы с логистикой и ситуацию со складами.
Глобальную гонку маркетплейсов OZON потихоньку проигрывает. И помогают ему в этом четыре личных всадника Апокалипсиса (не по значимости, а просто как вспомнилось): 1. Заданное направление на увеличение оборота и снижение реальной прибыли селлеров; 2. Серьезные проблемы с логистикой; 3. Оптимизация и удешевление работы техподдержки 4. Зарубежные коллеги из дружественного государства с невероятными миллиардами жителей, которые отчаянно воруют контент, и которым "регламент" OZON не писан.
Традиционно прошу в комментариях поделиться своими примерами, историями и мнением!)