Обучение франчайзи

Обучение франчайзи

Франшиза - это передача успешного мето��а ведения бизнеса от правообладателя к франчайзи. Метод ведения бизнеса включает в себя технологии, бизнес модель, брендинг, сервис, бизнес процессы, систему учета и тд.

Подключение партнера невозможно без обучения. Чтобы франчайзинговая точка стала продолжением сети, чтобы партнерский бизнес работал по стандартам и правилам компании необходимо проводить обучение команды.

В этой статье я постараюсь поделиться опытом обучения внутри франчайзинговых сетей чтобы вы смогли выработать свой собственный подход к обучению франчайзи в вашей сети.

Обучение на старте

На этапе открытия производится стартовое обучение персонала франчайзи. После подбора новой команде необходимо передать правила работы в компании чтобы новая команда смогла сработаться и производить продукт, который станет оригинальным продуктом бренда.

Не все сотрудники обязаны проходить обучение. Управляющая компания франшизы сама обозначает список сотрудников, которые должны обязательно пройти обучение. Некоторые сотрудники не проходят обучение, а некоторых обучат коллеги, которое прошли обучение. Так, например шеф-повар проходит обучение, су-шефы проходят обучение, а повара не проходят, их обучат шеф и су-шефы по стандартам, которые получат в штаб квартире.

По времени обучение обычно проводится в течение 3-4 недель. Естественно, франчайзи всегда хочет сократить это время. Во-первых, потому что он платит за проживание команды обучения в другом городе, он платит затрату этим сотрудникам, не получая при этом прибыли. Вполне ожидаемо, что он хочет сократить процесс обучения и уже начать полноценную работу своей точки.

Обычно стартовое обучение является бесплатным для франчайзи. Проживание и проезд группы обучения за счет франчайзи.

Формат обучения

Мне встречались несколько видов обучения франчази:

  1. Тренинговый центр. У крупных брендов обычно организованы свои тренинговые центры, академии, школы и тд. Тренинговый центр нон-стоп проводит обучение для нужд собственных точек и нужд точек партнерских.

    Группа обучения для новой открывающейся точки заранее подает заявку на обучение и штаб квартира назначает обучение под конкретное время.

    В договоре коммерческой концессии, как правило, фиксируется срок, в течение которого партнер обязан сообщить о намерении пройти обучение чтобы учебный центр смог подготовиться.

  2. Стажировка. При таком подходе команда обучения присоединяется к действующей точке и обучается на практике. Теория чередуется с практикой. При данном подходе важно чтобы были ответственные, кто направляет и сопровождает этот процесс, чтобы обучаемые получили максимум результата.

  3. Обучение на месте. Обучать можно в точке у франчайзи. Этим может заниматься группа открытия, которая открывает точку. Главный плюс - команда учится работать сразу на своем рабочем месте. Мне кажется, что гораздо интереснее посмотреть оригинал, понять как работает у самого основателя.
  4. Онлайн обучение. Подходит для очень мелкого бизнеса. Обычно онлайн уроки являются частью обучения, но не могут полностью заменить.
  5. Обучение с помощью подрядчиков. Небольшие компании не могут себе позволить обучать франчайзи и для того нанимают подрядчиков, чей профиль как раз учить персонал этого направления. Полный недостатков вариант, но тоже имеет право на существование.

Отбор сотрудников для обучения

Важное условие обучения - любой обучаемый может быть отчислен в любой момент. даже если это ключевой сотрудник, если он, приехав в Москву, опаздывает, пропускает занятия и не проявляет стремления к обучению, он может быть отчислен, а франчайзи будет вынужден искать себе замены на эту позицию.

Чтобы таких отчислений не происходило, я стараюсь проводить собеседования заранее, чтобы подготовить сотрудника заранее и максимально понять, готов человек к обучению или нет. Лучше уж я вывалю какие-то несоответствия кандидата заранее, чем потом наша компания будет отчислять ключевого сотрудника.

Материалы для обучения

Процесс обучения должен быть тщательно продуман и проработан. Если такой программы нет, мы на этапе упаковки франшизы помогаем с решением этой задачи.

Должна быть прописана программа обучения с прописанными шагами, вся информация должна передаваться в печатном варианте чтобы сотрудники могли вернуться к переданной информации в любое время и освежить знания. К тому же, с помощью этих печатных материалов, сотрудники смогут обучать своих коллег если потребуется.

Предобучение

Я всегда предпочитаю, чтобы на обучение приезжали подготовленные люди. Для этого я направляю учебные материалы заранее. Идеально, если команда обучения приезжает уже введенная в курс дела со своим списком вопросов и предложений. Это хороший способ сэкономить время на обучение, а также подтвердить сделанный выбор в отношении сотрудников новой точки. Истинные профессионалы приедут готовыми, непрофессионалы приедут, неоткрыв ваши материалы ни разу.

С той же самой целью экономии времени обучения какую-то часть обучения можно перевести в зум-формат чтобы наш партнер не тратил деньги на проживание если ту же информацию можно передать в онлайне.

Также могут помочь заранее записанные видео уроки.

Аттестация

По результатам обучения проводится аттестация. Идеально, если аттестацию проводит не тот же человек, что ответственен за обучение. Желательно, чтобы к аттестации были привлечены максимально непредвзятые лица.

Я встречал примеры, когда неаттестованные лица не могли работать в компании. Таким образом, если франчайзи увольняет сотрудника, он несет расходы на обучение нового. Не сложно предположить, что “текучка” в таких компаниях была минимальной.

Форма аттестации должна быть известна обучаемым заранее, чтобы они понимали, к чему готовиться и на что обратить внимание в ходе обучения.

Обучение партнера

На мой взгляд кроме обязательной группы обучения необходимо, чтобы сам покупатель франшизы поучаствовал в учебном процессе. В большинстве проектов, с которыми работал я, франчайзи не участвовали в операционке и управлении, они выступали в роли инвесторов, которые управляли бизнесом на стратегическом уровне. Вместе с тем, очень полезно погрузиться в процессы и познакомиться вплотную с бизнесом, с которым связываешь свою судьбу.

Мне памятен один пример из жизни, когда известный в Москве бренд кофеен обязывал своих франчайзи в течение месяца стажироваться в кофейне в роли обычного баристы. И вот, в прошлом топ менеджер компании, стоит за прилавком чтобы получить право стать франчайзи. Вот это, на мой взгляд, немного перегиб, но поучаствовать в обучении и поучиться вместе с командой точно не повредит.

Повышение квалификации

Кроме стартового обучения в крупных стабильных компаниях проводится постоянное повышение квалификации и обучение. Если есть тренинговый центр, то это вообще решается очень просто, сотрудник смотрит в календарь, выбирает нужное обучение, утверждает у руководства командировку и участвует. При других форматах сложнее, но тоже реализуемо.

Рекомендацию к обучению может формировать штаб квартира по результатам проверки. Например, в какой-то франшизной точке поступает больше жалоб, чем во всех остальных. Это повод направить на обучение команду, чтобы они подтянули работу с клиентом, стандарты сервиса и тд.

Обучение франчайзи - важная часть сопровождения франчайзи. Без правильно выстроенного обучения невозможно корректно передать стандарты и технологии франшизы, а значит и сама франшиза не сможет существовать. Обучение не должно быть построено “для галочки”, обучение должно стать основой франчайзинга, чтобы основатель через обучение сотрудников и франчайзи передавал свои знания, подход, идеологию.

5
4 комментария