Болливуд наших дней ― о кинопроизводстве в Индии

Всем привет! Обычно я занимаюсь организацией производства, но в Индии пришлось углубиться в смежные сферы. Здесь расскажу о работе Болливуда, технических и экономических вопросах. Статья вышла менее развлекательная, чем планировал, зато лучше вписывается в формат vc.

Болливуд наших дней ― о кинопроизводстве в Индии

Болливуд, Колливуд и все, все, все

Не секрет, что название Болливуд появилось от смешения слов Бомбей и Голливуд. Бомбей (нынче Мумбай) стал аналогом Лос-Анджелеса. Справедливости ради, между ними мало общего, но не в укор Индии.

Вообще, здесь у кинопроизводства занятная инфраструктура. Она сегментирована и непропорционально разбросана по штатам. В стране десятки языков и регионы не занимаются дублированием, а снимают на том, который популярен у них.

Например, в Мумбаи выходят около 200 фильмов в год со звездами класса-А и миллионными бюджетами. Большинство из них на самом популярном язык― хинди. Еще часть на маратхи.

Колливуд/ Ченнаи (бывший Мадрас) ― локомотив фильмов на тамильском, хотя хинди тоже популярен. Здесь много молодых режиссеров и сценаристов, которые выпускают смелые проекты без звезд первой величины. Активно сотрудничают с прочими странами Азии, Африки и Европы.

Толливуд представляет кинематограф на языке телугу. Прежде всего, это город Хидерабад, где находится крупнейшая в мире компания по производству фильмов ― Ramoji Film City. Регион выпускает качественные боевики и приключения, соревнуясь с Мумбаи.

Самая прибыльная франшиза Толливуда ― картина «Бахубали».

Молливуд ― индустрия в штате Керала на малаяламском языке. Аудитория скромнее, зато регион гордится первым в Индии 3D фильмом, который вышел в 20 веке. Это ― детское фэнтези: «Мой дорогой Кутичаттан».

Бенгалуру (Бангалор) ― производство на языке каннада, некогда индийская силиконовая долина. Расцвет пришелся на 60-70 года прошлого века, но сейчас регион не может конкурировать с мощными производствами основных киноцентров.

И это только часть.

Кинотеатры и плексы.

В Индии более 9000 кинозалов, из которых около 3200 ― мультиплексы. Больше всего их в следующих штатах:

  • Тамил Наду (> 740)
  • Андра Прадеш (>570)
  • Карнатака (>365)
  • Теленгана (>350).

Меньше всего на Гоа, в Нагалэнде, Сиккиме, Трипуре и некоторых других (по 1).

Крупнейшие игроки: Gold Cinema, Cinepolis, Carnival Cinemas, Inox, PVR, MovieMax.

Тот же Carnival Cinemas владеет четырьмя сотнями залов по всей стране. Компания делает ставку на качество и технологичность, а их IMAX Wadala в Мумбаи считается одним из самых популярных мультиплексов страны. Выглядит действительно современно ― внутри и снаружи.

За несколько лет до пандемии число фильмов приближалось к 2000 в год. Активно используются новейшие цифровые технологии, расширяются кинотеатры 3D формата, растут связи с региональными партнерами.

Количество мультиплексов к 2015 удвоилось до 2100 единиц (за шесть лет), но параллельно развивается пиратство.

Зато все меньше аскетичных, деревенских кинотеатров. Их стараются трансформировать в современные, а зданий с одним залом в Мумбаи осталось меньше 20, в Дели ― всего 3.

Малые и средние кинотеатры достаточно уютные, но без изысков и громких, зарубежных премьер. Владельцы часто улучшает начинку, а фасады лишь отчищают и слегка декорируют.

Обычный антураж скромного кинотеатра<br />
Обычный антураж скромного кинотеатра

Большие залы и мультиплексы разрастаются как грибы. Здесь кинотеатры проходят глобальную реконструкцию: проекторы с 4К, звук Dolby Atmos, 3D, IMAX. Разные кафе для перекуса.

Болливуд наших дней ― о кинопроизводстве в Индии

Еще есть люксовые версии с изюминкой.

Например, PVR Cinema выбрал вариант близкий к бизнес-классу авиалайнера: широкие кожаные кресла ― по два для пар и одиночные сбоку, разделенные изящные торшерами; большое пространство между рядами, он-лайн услуги, рестораны высочайшего класса, обслуживающий персонал как в дорогих отелях.

Сюда ходят на последние голливудские блокбастеры ― испытать весь спектр технологий присутствия и чинно отдохнуть.

Люксовый кинотеатр изнутри (PVR)<br />
Люксовый кинотеатр изнутри (PVR)

Билеты и прибыль

Стоимость билетов ― один из самых динамичных в отрасли моментов.

Можно выделить три основные группы.

Тип премьеры: международный блокбастер, национальный хит, популярный и все остальные

Сопутствующие факторы: участие звезд, бюджет, раскрученность, ожидание публики

Условия: регион, район города, формат кинотеатра, день недели, время показа.

Средняя цена в мультиплексах начинается с 4$. В малые и однозальные можно попасть гораздо дешевле. К тому же, в некоторых штатах верхняя планка цен регулируется властями.

Эпидемия 2020 года подкосила кинобизнес, достаточно взглянуть на графики.

Болливуд наших дней ― о кинопроизводстве в Индии
Болливуд наших дней ― о кинопроизводстве в Индии

Несмотря на улучшающиеся показатели 22 и 23 годов, владельцы кинотеатров жалуются, что их залы на 500-1000 человек все реже заполняются до отказа и приносят меньше прибыли.

Раньше люди приходили на фильм повторно, иногда только для того, чтобы послушать любимую мелодию. Сейчас, во времена стриминговых сервисов ― это становится не актуально.

Еще реже снимают фильмы без подражания западному стилю. Местные хотят смотреть неспешные картины, в которых сюжет строится вокруг интересов и проблем регионов, но скепсис продюсеров сильно ограничивает направление.

Поэтому некоторые владельцы кинотеатров сами работают с режиссерами, а также держат стоимость билетов в пределах 1-2$, ориентируясь на преданную публику. Для них ― это больше хобби, чем бизнес, который пока можно содержать.

Для мультиплексов ситуация иная. Иногда они устраивают сеансы по доллару, но даже полный зал не окупает всех затрат.

Производства и бюджеты

Сегодня Индия решила стать удобной площадкой для зарубежных проектов и в этом помогли инициативы Национальной Корпорации по развитию кино.

У зарубежных компаний есть отличные возможности коллаборации на территории страны, так как сотрудничество поддерживается региональными властями и правительством.

Прежде всего, они решают вопросы лицензирования, допуска на локации и помогают с арендой. Были разработаны эффективные шаблоны по взаимодействию с муниципальными органами, переведены на английский популярные запросы и требования, что сделало кинопроизводство легче.

Еще разрабатывается дорожная карта кинотуризма по местам съемки блокбастеров, происходит массовое обучение специалистов в области логистики и поддержки проектов самого широкого профиля.

Афиша местного кинотеатра<br />
Афиша местного кинотеатра

Бюджеты фильмов измеряются в крорах. 1 крор = 10 миллионов рупий или около 120 тыс.$

Лидером 23го года стал патриотический блокбастер «Pathaan»‎. С рекламой он обошелся в 40млн $, а принес более 125млн $ и это не предел.

Сказалась эффективная поддержка за рубежом, участие суперзвезд как Шах Рукх Кхан, Дипика Падуконе и показ в 100 стран мира. Даже, несмотря на уровень графики, который хорош для Индии, но уступает Голливуду, картину оценили на западе.

Более впечатляющим выглядит только успех франшизы «Бахубали»‎ ― самой прибыльной дилогии на языке телугу (более 250млн$ за второй фильм и около 30млн$ за первый) и «Дангал» на хинди ― более 300млн$.

Фрагмент картины Бахубали<br />
Фрагмент картины Бахубали

Местным "аватаром" в плане затрат считается научно-фантастический 3D фильм 2018 года ― "2.0".

Это ― продолжение франшизы «Робот» о супергерое Читти. Съемки растянулись на три с лишним года, привлекли ведущих специалистов страны и потребовали невероятных средств ― более 70 млн $ с учетом продвижения и рекламы.

Картину продали по всему миру, используя весь спектр маркетинговых уловок. Она пришлась по душе в Штатах и получила высокую оценку зрителей Китая. Тем не менее, сборы не сильно превзошли затраты и варьируются в пределах 100 млн.$

В этом году с ним может соревноваться эпос «Адипуруш», на производство которого ушло более 80 млн$ и драма «RRR».

Крепкие середнячки с несколькими звездами имеют бюджет 10 - 20млн$ и часто выходят на окупаемость, но не всегда приносят значительные дивиденды.

Если Болливуд делает ставку на звездность, зрелищность и большие бюджеты, то кино южной Индии старается минимизировать затраты, выбирая оригинальные истории и сценарии. Здесь говорят, что неважно ― большой у вас бюджет или малый, главное, с умом распределить средства на все этапы.

Есть примеры и "выстреливших" малообюджеток.

Черная комедия «Помада под моей паранджой» («Lipstick under my burkha», 2016) изначально не имела бюджета, звезд или мощного продвижения. Более того, попала под запрет в Индии, благодаря острым темам и пикантным эпизодам. Перемонтированная, ограниченная версия все-таки вышла и собрала кассу почти в 3 млн.$ + множество европейских наград. Бюджет составил менее 800тыс.$

Триллер «Никто не убивал Джессику» (No one killed Jessica», 2011) основан на реальной истории смерти девушки в ресторане Дели. Убийца, будучи сыном политического деятеля, мог уйти от наказания, но дело вызвало колоссальный резонанс.

При бюджете в 1.1млн$ фильм собрал порядка 5млн.$ по всему миру.

Есть два-три десятка картин, которые при небольших затратах давали 300-500% прибыли. Значительная часть из них преуспела за счет эффективного продвижения в стране и работе с региональными компаниями или подошла зарубежным прокатчикам. Те раскрутили проект.

Хочу отметить, что на 2019 год, картины принесли порядка 180 миллиардов рупий, из которых около 70% ― это сборы внутри страны.

Проблемы дистрибуции

Несмотря на то, что эпидемия 2020 серьезно ударила по бизнесу кинотеатров, они все еще доминируют в Индии как основной источник дохода компаний. Потенциально крупный проект сначала выходит на большом экране.

Далее права получают спутниковые каналы, вроде Kalaignar и стриминговые сервисы. С появлением Netflix India гораздо больше картин имеют вторую жизнь и достигают зарубежной аудитории.

Впрочем, проблем с дистрибуцией все равно много. Индийское кино популярно в Азии (особенно выделяется Китай), но его сложнее портировать на Запад.

Если не брать раскрученные проекты или осовремененную масалу, то большинство фильмов делают ставку на домашний прокат и с трудом отбивают затраты.

Среди главных сложностей ― культурные особенности, традиции и обычаи непонятные другим народам.

Огромная длительность картин: от 2,5 до 3.5 часов ― это норма, но подобная норма плохо вписывается в представление европейских компаний.

Индийцы привыкли смотреть кино неспешно. В середине фильма обязательно есть перерыв, во время которого они могут перекуси∞ть и обсудить перипетии. Для пожилых и семей, особенно в далеких от центра штатах, поход в кино напоминает традицию, когда собираются родственники. Они обсуждают сценарные ходы, действия героев, сравнивают со своей жизнью.

Обилие музыкальных вставок в фильме норма, но многих иностранцев они раздражают.

В практике моих коллег были два проекта, которые почти удалось продать. Все, что они просили ― сделать версию без танцев, а это почти 20 минут времени без влияния на сюжет. Продюсеры отказались и даже возмутились.

Хотя здесь нет единого подхода. Примеров международной коллаборации достаточно. Там привычный метраж, отсутствуют песни и сам стиль адаптирован под восприятие европейцев.

О жанрах

Если раньше Индии ассоциировалась с потешными комедиями, мелодрамами и масалой, то последние десять лет доступны любые жанры: современные боевики, фантастика, ужасы, приключения.

Несмотря на религиозные ограничения и табу, часть режиссеров затрагивает тему запретной любви и различного вида перверсий. Многие из таких фильмов оказываются под запретом и лишены возможности получить достойные сборы. Хотя есть и послабления.

Запрет на поцелуи, который долгое время существовал, постепенно уходит, правда не все актеры готовы к этому и предупреждают перед заключением контракта.

Интересна история Санни Леоне, она же ― Каренджит Каур Вохра. Родилась в Канаде, но корни индийские. Несмотря на строгие традиции ее родителей сикхов, после переезда в США, она сотрудничала с "Пэнтхаусом" и "Хастлером", затем подписала контракт с порностудией, где активно трудилась несколько лет, пока не открыла собственную.

Впрочем, благодаря стечению обстоятельств, Леоне приехала в Болливуд и пересмотрела свой подход к творчеству. Она пробует себя в фильмах на различных языках от комедии до боевика. Некоторые зрители и критики в шутку говорят, что Индия излечила Санни и поставила на верный путь.

Актриса Санни Леоне<br />
Актриса Санни Леоне

Музыкальные вставки и клипы

С клипами ситуация похожая. Многие вдохновляются Голливудом и снимают в их стиле, сохраняя национальный колорит. Получается современно. Это же касается музыкальных вставок между фильмами. Есть много коллабораций между индийским производством и зарубежными музыкантами.

Отличный пример ― работа француза Dj Snake, снимавшего в Хидерабаде «Magenta Riddim».

В основе клипа ироничная история элитного, французского легиона, который приезжает помочь местным пожарникам бороться с огнем.

Проект интересен смешением европейского подхода к съемкам и местного колорита, а также обыгрыванием и подшучиванием над множеством нелепиц Индии. Тут и придурковатые чиновники, и переворачивающиеся от спички машины, и супергерои, и местные обычаи.

Использовать клип из фильма как приманку для зарубежной аудитории ― тоже вариант.

К выходу «Bhoothnath 2» звезда Болливуда ― Амитабх Баччан и рэпер Yo Yo Honey Singh записали трек «Party with the Bhootnath». Получилось дорого, эффектно и современно. Активное продвижение клипа привлекло внимание иностранной аудитории, многие заинтересовались фильмом.

На ютуб клип посмотрели более 230млн. человек.

О ментальности

Любой промоушен в Индии должен быть аккуратным, иначе рискует погубить проект и карьеру. Это связано с хитросплетением местных традиций, религиозных взглядов, предрассудков, толкований и позиции властей.

Иногда происходят казусы даже с блокбастерами. Например ― «Адипуруш», который стартовал в середине июня, уже "напоролся на айсберг". Зрители негодуют вольностью интерпретаций эпоса Рамаяма, считая это неуважением к наследию. Причем из 4000 строк текста, их возмутили всего несколько.

Как результат, за три дня были организованы пикеты, заблокирован ряд кинотеатров. На улицы вышли толпы с транспарантами, появились угрозы сценаристу, некоторые требуют сжечь авторов.

Компания производитель обещала перемонтировать диалоги и выпустить фильм заново, а сценарист находится под охраной полиции.

Массовый бойкот фильма по всей стране

Пока остановлюсь.

В следующей статье больше расскажу о гонорарах звезд, работе с актерами и властями.

Надеюсь, что было интересно.

88
3 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Да, тяжела участь актера. Бывает, что 10-20 человек на роль, много талантов, а позиция одна. Кому-то он изменит жизнь.
Насчет России - всегда было жаль, что регионы не используют потенциал: Марий Эл, Татарстан, Тува - везде своя культура, обычаи, местные языки. Региональное кино могло бы отлично развиваться и участвовать в международных фестивалях.

1
Ответить