Инструкция: открываем счёт у зарубежного брокера
На случай, если российским брокерам запретят продавать иностранные ценные бумаги непрофессиональным инвесторам.
9 июля 2019 года Центробанк обсуждал с участниками фондового рынка законопроект о категоризации инвесторов. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила против доступа непрофессиональных инвесторов к акциям иностранных компаний, несмотря на просьбы российских брокеров.
Если закон примут без поправок, особо защищаемые инвесторы не смогут покупать иностранные ценные бумаги через Санкт-Петербургскую биржу. Но это можно будет сделать, открыв счёт у зарубежного брокера или заключив договор с партнёром российского брокера за рубежом. Как правило, такие компании зарегистрированы на Сейшелах, Каймановых островах или Белизе.
Есть и зарубежные брокеры, которые напрямую сотрудничают с российскими гражданами. Среди них — Interactive Brokers, Lightspeed, Choice Trade, Place Trade, Just2trade.
Interactive Brokers считается самой популярной компанией, во многом из-за русскоязычного интерфейса сайта и телефонной поддержки.
Как открыть брокерский счёт в Interactive Brokers
Чтобы зарегистрировать счёт, нужно подать заявку на официальном сайте — в верхнем правом углу нажать «Открыть счёт» и выбрать вкладку «Частный инвестор или трейдер». В открывшемся окне стоит нажать «Заполнить заявку».
Типы «Частное лицо» и «Совместный» подойдут для обычных инвесторов или трейдеров, а «Трастовый» — для тех, кто управляет инвестициями как доверительный собственник (чаще всего это специальные фонды). Рассмотрим регистрацию для частного лица.
На следующем экране нужно указать адрес электронной почты и придумать логин и пароль.
После этого система предложит подтвердить регистрацию аккаунта с помощью электронной почты — открыть письмо и нажать «Подтвердить счёт». После этого система снова перенаправит на сайт брокера, предложит ввести логин и пароль и заполнить анкету. В открывшейся заявке выбираем тип клиента «Частное лицо», язык ввода данных «Русский» и указываем, откуда узнали о брокере.
На первом этапе регистрации нужно указать ФИО, адрес и контактные данные. Все строчки нужно заполнять на русском языке.
В графе «Тип идентификации» выбираем документ, которым хотим подтвердить личность: «Национальный российский паспорт» или просто «Паспорт» (заграничный документ). В блоке «Страна налогообложения» выбираем Россию и указываем свой ИНН.
Далее нужно объяснить американскому брокеру свой источник доходов — компания должна быть уверена, что деньги не «серые». Если клиент — наёмный работник, понадобится указать данные о работодателе.
Можно выбрать несколько источников благосостояния. Это удобно, если человек планирует инвестировать, например, на средства с зарплаты и полученное наследство.
В следующем блоке нужно указать тип счёта — маржевый или наличный. Маржевый счёт позволяет пользоваться кредитным плечом и покупать и продавать одни и те же акции в один день. При этом минимальный капитал для маржевого счёта — $25 тысяч. Открыть его можно только с 21 года.
При выборе наличного счёта можно инвестировать только на собственный депозит, но открыть его можно с 18 лет.
Также в этом блоке нужно указать базовую валюту — в этой валюте будут конвертироваться денежные остатки инвестора.
В последнем блоке нужно придумать три секретных вопроса и ответы на них. Рекомендуем сохранить эти вопросы в надёжном месте, чтобы не забыть, — они понадобятся, если возникнет необходимость связаться со службой поддержки.
Следующий этап регистрации — подтверждение номера телефона с помощью SMS. Далее нужно рассказать о своём капитале.
Собственный капитал — это общая стоимость всех активов, которыми вы владеете, например машины, квартиры и даже кредиты и ипотеки.
Ликвидный капитал — это стоимость активов, которые можно быстро перевести в деньги, например акции у другого брокера.
В графе «Чистый годовой доход» нужно указать сумму денег, которую вы получаете в год за вычетом налогов.
После этого брокер попросит рассказать про инвестиционные цели и опыт работы на бирже. Без опыта торговли на бирже система не даст открыть счёт. В этом же блоке нужно указать страны, с ценными бумагами которых пользователь планирует работать (можно указать сразу несколько). Позже этот список можно изменить или дополнить.
Третий этап заявки — подтверждение налогового резидента России. Это нужно, чтобы брокер убедился, что вы действительно налоговый резидент указанной страны и не являетесь налоговым резидентом США.
Для подтверждения статуса резидента можно прикрепить квитанцию о коммунальных платежах за последний месяц (если вы собственник жилплощади) или договор об аренде квартиры (если нет собственной квартиры и вы снимаете).
Четвёртый и пятый этапы заполнения анкеты — настройка уведомлений и проверка заявки. Необходимо проверить, все ли данные указаны верно, и нажать «Сохранить и продолжить».
Последний этап: загрузка указанных в анкете документов — копии национального или заграничного паспорта и подтверждение адреса проживания (квитанция, договор аренды или даже выписка с банковского счёта с актуальным адресом).
На рассмотрение заявки уходит от нескольких дней до нескольких недель. Брокер также может запросить дополнительные документы — например, выписку из банка как подтверждение доходов. Если данные заполнены верно и пользователь предоставил компании верные документы, на электронную почту придёт письмо о том, что счёт одобрен.
Как пополнить счёт на Interactive Brokers
После того как счёт открыт, нужно написать письмо в поддержку компании — это можно сделать на русском языке. В письме стоит попросить выслать электронную версию договора и уведомление об открытии счёта. Эти документы потребует банк.
Реквизиты для пополнения брокерского счёта можно найти в личном кабинете пользователя.
После получения документов можно обратиться в отделение любого банка и попросить операциониста сделать перевод по указанным реквизитам. Комиссии на подобные услуги зависят от суммы перевода и правил банка, в среднем они составляют от $150 до $250, говорит управляющий партнёр финансовой компании On Capital Сергей Некрасов. На брокерском счёте деньги окажутся через несколько дней после перевода.
Дешевле и быстрее сделать онлайн-перевод, например, через «Тинькофф банк», упоминает Некрасов.
Как заплатить налоги
Зарубежные брокеры не подчиняются российскому налоговому законодательству, поэтому уплата налогов остаётся на совести клиента, рассказывает директор департамента по работе с клиентами Георгий Волосников.
При заполнении анкеты на открытие счета клиент сразу подаёт брокеру форму W8-BEN. По этой форме дивиденды от американский акций поступят клиенту на счёт уже с учтённым налогом в 10%. У России и США есть соглашение о двойном налогообложении, поэтому российским гражданам необходимо будет подать декларацию 3-НДФЛ и самостоятельно заплатить оставшиеся 3%. С прибыли на продажу акции придётся уплатить полный налог — 13%.
При заполнении 3-НДФЛ нужно приложить отчёт о сделках — так налоговая сможет убедиться, правильно ли рассчитана прибыль. Прибыль нужно рассчитывать самостоятельно (или нанять бухгалтера по курсу Центробанка в день покупки и продажи актива).
Чтобы сократить налог, из прибыли можно вычесть расходы на обслуживание счёта — например, комиссии, если они были.
При этом сделки не всегда могут быть успешными: клиент зарубежного брокера может быть в убытке, но поскольку соотношение доллара к рублю меняется, у него может получиться рублёвый доход, за который нужно заплатить налог.
Декларировать доход нужно в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, а уплатить его — не позднее 15 июля.