Wildberries в 2022ом году, заработал на штрафах или нет?! Объясняю логику статьи
Прошлая статья “80% прибыли на штрафах” вызвала немало споров и дискуссий. Часть комментаторов назвали меня “безграмотным” и “не логичным”. Часть - наоборот встали на мою сторону и не понимали, что не так с расчетами. У них все сходилось.
Проще признаться, но нет, статья не для сочного кликбейта, а для того чтобы обратить внимание на масштабы проблемы и на бизнес-модель WB прошлого года.
Чтобы в ситуации, когда компании с амбициями монополиста свои проблемы пытаются компенсировать штрафами, у людей было стойкое ощущение, что их хотят нагнуть во всех смыслах.
Кратко:
Если пересказывать статью кратко, то Wildberries заявила о 10,1 млрд прибыли в прошлом году. Когда все остальные маркетплейсы отчитались об убытках.
При этом мы (да, и Forbes) заметили, что есть статья дохода, состоящая почти полностью из чистой прибыли (штрафы, неустойки и т.д.) и эта статья составляет 8,4 млрд. рублей. (300 млн. из которых я скостил на это “почти”) и сделал вывод:
80% прибыли в прошлом году у WB пришло со штрафов и неустоек
Нельзя сравнивать доходы с прибылью, чувак!
Источников дохода у WB много. И штрафы не самый крупный. Это ясно как день.
Крупные - это продажа своих товаров, агентское вознаграждение и рекламные услуги. Если бы все было так просто и самый крупный источник дохода был бы штрафы, об этом уже давно трубили все СМИ и моя статья вообще была бы не нужна.
Нахрена писать то, что всем и так без тебя известно? Все просто: если смотреть только на финансовую отчетность без контекста, то сути проблемы не увидеть.
Но если взглянуть глубже?
При этом:
- Штрафы как статья дохода является неким "НОУ-ХАУ" компании (ни в одной другой компании я не видел миллиардных штрафов).
- При этом не является частью бизнес-модели (да, Ozon, начал жестить в последнее время, но до штрафов WB ему очень далеко).
- Остальная бизнес-модель приносит мало с учетом вложений в рост. Поэтому WB добывает деньги другими способами или попросту оптимизирует бизнес.
Почему именно штрафы, а не реклама, например?
Потому что реклама является частью бизнес-модели, она есть и на Ozon, и на Я.Маркете. WB, Ozon и Маркет вкладывают деньги в развитие и все они убыточны или почти убыточны. Просто WB ищет способы заработать за счет селлеров или покупателей прямо сейчас.
Вот вам пример: до макдональдса все бургерные сети зарабатывали по своему прямому назначению, - на ресторанном бизнесе по франшизе.
Это были копейки и часто бизнес-модель не схлопывалась. Рей Крок начинал так же как и все. Бизнес был на нуле. Но когда Гарри Соннеборн предложил делать деньги на недвижимости, дела старины Рея пошли в гору. Тут та же история.
Без бургерной нет бизнеса на недвижке, без недвижки нет денег с бургерной. Но суть в том, что МакДональдс зарабатывает на недвижке почти 70% своих доходов (~ 5 млрд $). Это не входит в изначальную бизнес-модель. Это НОУ-ХАУ.
При этом, общий оборот компании - 86 млрд $, просто остальная бизнес-модель приносит мало. У WB выручка 307 млрд., но остальная бизнес-модель с учетом вложений в развитие приносит всего 1,7 млрд.
Вот они и начинают оптимизацию (штрафы, плата за вход и т.д.) и если основная бизнес-модель сходиться не будет, топ менеджмент будет искать другие способы.
Тоже самое и я говорю Татьяне Владимировне: 8,4 млрд пришло со штрафов и 1,7 млрд. модели маркетплейса. Уберите штрафы и что останется?
Какую стратегию вы выбрали?
Маркетплейс как бизнес-модель начинает схлопываться не сразу.
Нужно выстроить экосистему, наладить сложные процессы, решить вопросы с логистикой дешевых товаров (с учетом огромных территорий нашей страны, это сложно).
Сколько лет Амазон был в минусе по основному бизнесу, зарабатывая на логистике, ИТ-серверах, хостингах и т.д.? Безос сам говорит: “я не зарабатывал на интернет-магазине много лет”. Только после автоматизации бизнеса и тотальной роботизации склада бизнес-модель начала схлопываться.
Причем, штрафы и неустойки это же не решение будущих проблем. Ну, то есть, в целом на работу бизнес-модели они не влияютют. Факт нарушения уже свершился, после этого идет штраф. И тут есть выбор, - работать на предотвращение ситуаций и брать на себя часть ответственности, что твоя система не работает или тупо облагать налогом селлеров.
Сейчас ни Ozon, ни Я.Маркет не зарабатывают. Если они введут “НОУ-ХАУ” Wildberries, то показатель прибыльности возрастет. И да, будет отток продавцов (как это произошло с WB), но финотчет будет другим.
Антимаркетплейс
Знаете, моя книга - финалист премии “деловая книга года”. Ее высоко оценили читатели и жюри конкурса. Про маркетплейсы только первая часть, остальные 3 части о том, как сделать бизнес без маркетплейсов, кредитов и прочей чухни.
Живые примеры. Много кейсов.
👇👇👇
Премию дали месяц назад, и я почувствовал, что свою миссию в каком-то плане я выполнил. Розовые очки у населения упали. Только самые отбитые инфоцыгане гарантируют сейчас 100% заработок на МП (хотя пару лет назад, это делали все)
Селлеры чаще возвращаются к созданию своего интернет-магазина и к запросам о развитии бренда. Многие начинают правильно считать математику на МП.
Минпромторг думает начать регулировать рынок. ФАС тоже за это выступает.
При этом, e-commerce-рынок растет и маркетплейсы занимают в нем ключевое место.
За последние пару лет мои статьи прочитали более 1 млн. раз. Если прибавить выступления на радио и на крупнейших форумах типа РИФ, Insales, Оборот и т.д., то я думаю, что свою точку зрения я вполне конкретно донес.
Теперь, я буду меньше уделять внимание маркетплейсам, а осенью планирую запустить собственный товарный бренд с философией и смыслом. И конечно, я буду больше писать про Авито и другие площадки, которые выгодны бизнесу.
Я хочу создать что-то новое…
Мой личный телеграм-канал про бизнес по прежнему @vikenot