Как мы с братом забутстрапили на деньги Microsoft шаурмечный бизнес и потеряли 1.5 млн
В июне 2021 года я и брат решили воплотить свою мечту о собственном бизнесе — купили точку с оборудованием для шаурмы недалеко от дома, наняли команду, построили сервис, а в декабре закрылись с убытком в 1.5 млн.
В конце статьи мы поделимся 10 главными уроками, которые извлекли из этого опыта, а также расскажем о главной причине того, почему этот бизнес не получился.
Как все начиналось
Меня зовут Дима, я работаю в сфере продаж в AI voice стартапе InTone. На момент июня 2021 я работал в продажах в российском офисе Microsoft и мечтал о своем бизнесе.
Мой брат, Илья, к тому моменту имел опыт работы в общепите и вдохновил меня на идею открыть шаурму. Ведь это звучит как простой и прибыльный бизнес, не так ли?
Привлекательное объявление на Авито с продажей бизнеса под ключ, близкая к дому локация, сбережения и хороший доход от Microsoft, поддержка брата и его опыт в индустрии, наша общая мечта о своем бизнесе — все это в совокупности звучало как отличный контекст для старта своего проекта.
Так я открыл ИП, нанял юриста, и вскоре по договору о купле-продажи оборудования мы приобрели бизнес под ключ за 300 тыс.
Точка была недалеко от м. Савеловская и ее площадь была около 2м2. По аренде мы договорились на 60 тыс. в месяц с оплатой за 2 месяца вперед (дорого при расчете на квадратный метр, но относительно нормально для прибыльной точки).
С дозакупкой продуктов, хоз. товаров и оборудования (как кассового, так и производственного) вышло около 480 тыс. начальных инвестиций.
Наши первые шаги
Мы поставили цель сделать не просто шаурму, а бистро, и решили назвать это все “Проект #1”, так как это наш первый проект с братом, и так как мы планировали стать лучшими на районе.
Мы договорились, что я отвечаю за всю работу, где требуется методичность, аккуратность и эстетика — финансовая отчетность, налоги, дизайн, а Илья отвечал за маркетинг, продажи и общение с сотрудниками. Вместе мы разрабатывали общую концепцию и меню.
Наш план шагов выглядел так:
- Привести внешний вид точки в порядок — купить антисептики, обновить наклейки, сделать красивое меню;
- Разработать фирменный стиль под бистро, сделать наклейки, флаеры и вывеску, чтобы это выглядело красиво и привлекало внимание;
- Закупить крафтовые пакеты, напечатать стикеры, запустить фирменные лимонады;
Повысить качество сервиса и нанять русских ребят, с которыми нам будет легче выстроить контакт;
- Собрать плейлист из классической итальянской ретро—музыки и включить на полную, чтобы привлекать посетителей.
Вскоре мы столкнулись с первыми трудностями
- Проблема. У позапрошлого хозяина точка работала 24/7 - мы решили это возобновить. Первые ночные смены были убыточными, но мы поверили, что нужно работать еще, и что посетители со временем привыкнут к новому режиму работы заведения. Наблюдение: ночные смены летом так и не вышли в прибыльность, а осенью убыток с ночных смен увеличился.
- Научить русских ребят делать классную шаурму и выдерживать график работы 6 дней по 12 часов очень сложно. Наблюдение: замена мастера с ближнего востока на русский персонал приблизила нас к видению концепции “Бистро #1”, но ухудшила финансовые результаты
У нас были небольшие объемы заказа овощей (на 5-8 тыс. в неделю), напитков (на 10 тыс. в 2 недели) и мяса (на 3 тыс. в день) и это приводило к сложностям в переговорах с поставщиками. Наблюдение: поставщики не были готовы идти на уступки и реагировать на обратную связь, им было проще отказаться от работы с нами, чем пойти на встречу.
Работа над ошибками
Приближается осень, у нас еще ни одного прибыльного месяца - мы начинаем думать, что мы делаем что-то сильно не так. Все сбережения и доходы с работы в Microsoft уходят на то, чтобы покрывать убытки.
Что решил сделать я? Я не понимал, где у нас затык и начал проводить ретроспективные встречи с командой по воскресеньям, где мы обсуждали, что меняем, что продолжаем делать, что начинаем. Формат не зашел, команда не подключалась к процессу обсуждения. Я ввел комбо блюда, чтобы увеличить средний чек — и это неплохо сработало.
Что решил сделать Илья? Илья настаивал на необходимости больше вкладывать в маркетинг. Илья инициировал раздачу всем клиентам флаеров о нас, расклеивал их по всем ближайшим домам, поставил KPI мастерам на точке просить у клиентов отзывы на картах. Наш рейтинг был 4.8 при более 70 отзывах к концу 2021 года.
Но это не было достаточно, наша выручка в сентябре просела к лучшем результату в июле на практически 50%.
Мы не сдаемся
Несмотря на трудности, мы продолжили искать решения и оптимизировать бизнес. Что мы для этого сделали:
- расширили ассортимент шаурмы (кроме классической, запустили еще 5 видов);
- добавили различные снеки;
- поставили крупный стенд с информацией о нас;
- постоянно искали более крутых мастеров, и сменили к этому моменту уже пять мастеров;
- запустили доставку в Яндекс.Еде и Delivery Club (не взлетело, выручка с доставки не давала больше 10% в месяц);
- поставили хорошую кофемашину из дома, чтобы радовать гостей капучино и латте.
Есть ли от этих действий желаемый результат? К сожалению, нет. После незначительного роста в октябре, наша выручка падала и в декабре была минимальной за полгода - в районе 100 тыс. в месяц.
Поиск инвестиций - может масштабируемся?
Один из наших клиентов был доволен нашим сервисом и предложил рассмотреть инвестиции с его стороны для масштабирования. Это звучит как спасение и невероятные крутые возможности!
Мы начал считать бизнес модель, общаться с бизнесменами в шаурмечном бизнесе и оценивать перспективы. Пришли к следующему выводу.
Чтобы выйти на хорошую прибыль в 200+ тыс. на меня и брата каждому в месяц, а также выйти из операционки и постоянного тушения пожаров, нужно открывать сеть из 5+ точек.
А хотим ли мы этого?
Решение закрываться
Мы приняли решение, что не хотим и вот почему:
- Во-первых, jobs-to-be-done под названием “поесть на ходу” начинают закрывать множество решений — готовая еда в магазине, кофейни со снеками и т. д. В целом конкуренция начинает расти.
- Фудтех — безумно операционный бизнес с сильной привязкой к локации — это не то, что мы хотели в нашей карьере.
- У нас нет никаких конкурентных преимуществ для фудтеха — ни связей, ни образования.
- Близился январь — мертвый месяц в торговле, где нам предстояло бы столкнуться с еще большими убытками.
Так мы решили с братом признаться друг другу, что у нас не получилось и закрыть бизнес с убытком в 1.5 млн и общей суммой инвестиций в проект в районе 2.5 млн.
В этом проекте было очень много стресса и челленджей, но все же я рад, что мы это попробовали. Конечно, можно было вместо этого купить квартиру и получать пассивный доход, но тогда я бы не стал лучше понимать специфику собственного дела, иметь более крутые отношения с братом. Как говорится, все, что не делается, делается к лучшему.
Топ 10 главных уроков
И теперь самое интересное!
- Перед тем как построить собственный бизнес, поговори с несколькими людьми, узнайте все детали и специфику данной сферы. Купи платные консультации. Если бы мы пообщались хотя бы с одним опытным человеком в шаурмечном бизнесе, мы бы скорее всего не пошли в этот бизнес и точно бы не купили нашу точку.
Хорошо продумывай бизнес-план. Если бы мы все правильно просчитали, то пришли бы к выводу, что свободного капитала для открытия хорошей точки шаурмы в принципе недостаточно и нужно рассматривать другие альтернативы вложения средств.
- Не забывай о бюджете на маркетинг. Даже самый уникальный продукт или услуга могут остаться незамеченными без правильного продвижения. Не экономьте на маркетинге — Илья мне сразу предлагал вкладывать туда больше, а я сомневался, и зря.
- Не покупайте готовый бизнес без глубокого аудита. Хороший бизнес никогда не будет стоить дешево — минимум 12 месячных выручек.
- Важно правильно распределить задачи, согласно сильным и слабым сторонам партнеров, и быть честным тут. Это может значительно увеличить производительность и сэкономить время.
- Окупаемость в шаурмечном бизнесе возникают при продаже минимум 20 кг мяса в день. Для получения значительной прибыли необходимо продавать 50+ кг в день. Успех такого бизнеса зависит всего от двух факторов - 1) от объема мяса, продаваемого в день, что в свою очередь зависит от локации точки, и 2) стоимости аренды, которая будет зависит от ваших навыков переговоров.
- Важно помнить, что нет универсального стиля лидерства. Я пытался применить методы, которые работают в Microsoft, но они оказались неэффективными в данном случае. Стиль лидерства — функция от задачи. Необходимо иметь несколько стилей и уметь их применять.
- Опыт — это коэффициенты значимости перед параметрами. Мы знали про все области для улучшения в бизнесе, но сфокусировались на не значимом для нашего успеха. Нужно было консультироваться с профессионалами и вместо создания красивого бренда делать просто и дёшево.
- Делайте штуки вдвоем (c партнером) — есть возможность друг друга подстраховать и внести различный набор навыков
- Внедрение дизайна плохо идет по Agile. Какой смысл был в стикерах, если наша вывеска все еще выглядела как “Мясо в лаваше”? Нужно было при создании дизайна сразу заложить бюджет на обновление внешнего вида, чтобы все друг другу соответствовало и сделать это оперативно. В итоге без изменения вывески приходили клиенты, которые не ожидали того фирменного стиля и сервиса, который мы пытались дать. А когда руки дошли до вывески, уже было жалко на нее денег.
Заключение
Бизнес — это прикольный опыт, и мы обязательно вернемся с братом к своим проектам в будущем. Только в следующий раз мы будем умнее и дружнее, как команда.
Спасибо за ваше внимание! Задавайте вопросы!
Подписывайтесь на:
Главная причина неуспеха
Позапрошлый владелец точки был в шоколаде, а мы убыточны… Что же мы сделали так неправильно?
Нам кажется, что секрет неуспеха был во многом в изменениях, которые произошли рядом с точкой. Раньше рядом была парковка, на которой могло припарковаться больше 10 машин.
Когда мы пришли на точку, это парковка была заменена на тротуар, что усложнило доступ таксистов и привело к снижению выручки днем и полной потере рентабельности в работе ночью.
Превращение парковки в тротуар была ключевой причиной, по которой позапрошлый владелец решил продать точку… Если бы мы знали :) Но тогда этой истории не было бы!
Поделитесь статьей с теми, кому она может быть полезной. Больше про самопознание и продуктивность в новой реальности пишу в телеграм канале Елисеев о карьере и самореализации. Заходите!