Что делать блогеру с маркировкой рекламы, чтобы не попасть на штрафы?

С 1 сентября 2023 года блогеры, как и другие участники рекламного рынка, имеют все шансы получить штрафы от 100 тыс. руб за рекламу на своих ресурсах, размещенную без маркировки. Что с этим делать?

Что делать блогеру с маркировкой рекламы, чтобы не попасть на штрафы?

Давайте начнем с терминологии:

ЕРИР - Единый реестр интернет-рекламы. Именно в нем должен быть зарегистрирован каждый рекламный креатив, размещенный в вашем блоге.

ERID - Токен (ID), который присваивается каждому креативу в ЕРИР и идентифицирует его.

ОРД - Оператор рекламных данных - некий посредник, который занимается регистрацией ваших креативов в ЕРИР.

Каким путем идти блогеру, чтобы не нарушать закон и не получить штрафы? Давайте рассмотрим варианты.

ВАРИАНТ 1: требуем токен с рекламодателя

Это самый простой и доступный вариант. Вы можете просто требовать токен от рекламодателя, который самостоятельно зарегистрирует креатив и предоставит вам все данные, которые необходимо вместе с этим креативом опубликовать. Как это будет выглядеть? В маркировке к посту должны быть представлены:

- пометка "Реклама",

- название рекламодателя,

- его ИНН

- erid - тот самый токен, индентифицирующий креатив.

В реальности это выглядит так:

Скрин из описания к видео на YouTube-канале "808"
Скрин из описания к видео на YouTube-канале "808"

Вариант с требованием всех данных от рекламодателя вполне себе рабочий, но имеет свои отрицательные стороны. Например, не каждый рекламодатель согласится заниматься маркировкой рекламы.

Или, допустим, креатив делаете вы сами. Цепочка получается слишком длинной. Вы передаете креатив рекламодателю. Он или его агентство проводят регистрацию. Возвращают вам ваш же креатив с токеном. Вы его публикуете.

В общем, действуя по первому варианту вы рискуете потерять некоторых рекламодателей, а значит недополучить прибыль.

ВАРИАНТ 2: работаем только с биржами

Большинство рекламных бирж уже маркирует все рекламные креативы самостоятельно. Если какая-то из них еще этого не делает, то точно начнет делать в ближайшее время.

Но риски остаются теми же, что и в первом варианте: недополучение прибыли. Так как к вам точно будут обращаться рекламодатели, размещающие рекламу напрямую. И вам придется отвечать им отказом.

ВАРИАНТ 3: маркируем рекламу самостоятельно

Вариант отличный. Вы можете взять любую рекламу и самостоятельно получить токен. Но риски тоже есть.

Для регистрации своих рекламных креативов вам придется заключить договор с ОРД, которому вы собственно и будете подавать свои креативы на маркировку. Услуги большинства ОРД пока бесплатные. Но это только до 1 сентября 2023 года. С этой даты все ОРД будут сотрудничать с вами на платной основе. Сколько будут стоить их услуги, пока не очень понятно.

Некоторые из ОРД уже берут плату за свои услуги около 5000 в месяц.

С 1 сентября эта плата может заметно увеличиться.

Что вам нужно будет сделать? Во-первых, зарегистрировать свое юрлицо или ИП у выбранного вами оператора рекламных данных.

Для этого вам потребуется пакет регистрационных документов вашего ООО или ИП, а также скан вашего паспорта. Заключение соглашений об обслуживании обычно происходит через электронный документооборот. Поэтому, если вы до сих пор не подключили себе ЭДО, то сейчас самое время это сделать.

После заключения соглашения, вам откроют доступ в личный кабинет ОРД, где вам нужно будет зарегистрировать:

- свое ООО или ИП,

- свои площадки, где вы размещаете рекламу,

- договоры с рекламодателями,

- сами креативы - посты, видео и пр.

Регистрация может длиться не один день. Например, мы сейчас регистрируем рекламные креативы нашего клиента - крупного интернет-магазина. Столкнулись с тем, что ожидаем регистрацию креативов уже 4-й день. Техподдержка ОРД пишет нам, что в ЕРИР образовалась очередь на регистрацию креативов и сам процесс может занять сейчас от 3 до 7 дней.

Однако, та же техподдержка ответила нам, что сами креативы уже можно публиковать. Так как erid-токены каждому из них уже присвоены и выданы нам. Эти токены вы получаете сразу после размещения креатива в личном кабинете ОРД, еще до окончательной регистрации креатива в ЕРИР.

Однако, как пишет нам ОРД - это не точно. Никто еще особо не посвящен в правила игры, устанавливаемые Роскомнадзором, который, собственно, является владельцем ЕРИР.

Техподдержка ОРД написала нам следующее: Мы считаем, что вы можете использовать идентификатор, даже если статус у него еще не «Зарегистрирован». Но так как этот вопрос волнует многих, мы на вский случай подсветили его в РКН и ждем ответа от них в этом месяце.

Вроде бы, по третьему пути - все. Я считаю его самым сложным, но самым выгодным для блогеров.

Однако, сразу хочу сказать, что вопросов, связанных с маркировкой рекламы пока больше, чем ответов.

Давайте попробуем ответить хотя бы на некоторые из них.

Я делаю рекламу бизнесу друга и не беру за нее денег. Нужно ли ее маркировать?

Да. Нужно. Реклама является рекламой независимо от факта ее оплаты. Вам нужно зарегистрировать договор безвозмездного размещения рекламы (это сложно). Или взять с вашего друга какую-то символическую сумму в 1000 рублей. Договор обязательно должен быть.

Я размещал рекламу этой весной. Это же происходило до введения штрафов. Значит у меня все ок?

Нет. Не ок. Маркировка рекламы введена в действие Федеральным законом РФ 1 сентября 2022 года. Просто штрафы не были введены сразу, чтобы участники рынка разобрались с правилами игры.

Вас вполне могу оштрафовать регрессом за немаркированную рекламу, размещенную в вашем блоге в период с 1 сентября 2022 года по 1 сентября 2023 года.

Я размещаю рекламу бартером. Ее не нужно маркировать?

Нужно. В договоре размещения рекламы должно быть четко прописано, что именно вы за нее получили.

Да я вообще не буду регистрировать ООО или ИП. Просто буду размещать рекламу в своем блоге и на всех плевать.

Это уже незаконная предпринимательская деятельность. И квалифицируется такое преступление иначе. Не рекомендую так поступать.

Я занимаюсь оказанием услуг и рекламирую их в своем блоге. Нужно ли мне маркировать такую рекламу?

Нет. Не нужно. На своем ресурсе о своих услугах вы можете писать все, что угодно. В рамках закона. К маркировке рекламы эта тема не относится.

Что хочу написать в заключении: ко все ответам на вопросы по маркировке рекламы, можно добавлять пометку "но это не точно".

Правила игры остаются во многом непонятными, и уж точно непрозрачными для участников рынка.

Мое агентство погрузилось в данную тему. При появлении непонятных моментов отправляем прямые запросы в ФАС и РКН. Стараемся сделать тему маркировки рекламы более открытой и понятной, помогаем узаконить рекламу и саморекламу (такая тоже имеет место быть и требовать маркировки в некоторых случаях), консультируем.

Можете обращаться с вопросами или прийти в наше агентство в качестве клиентов за полным циклом услуг, связанных с маркировкой рекламы.

Мы специализируемся на работе с рынком e-commerce, но с удовольствием поможем участникам других рынков и блогерам.

1 комментарий

Я регистрируюсь как ИП в Грузии и забиваю на все эти маркировки как грузинский блогер))))

Ответить