Уберизация грузоперевозок

Убероподобные сервисы в грузовых перевозках в России начали появляться несколько лет назад.

Одним из первых здесь был проект Deliver, появившийся в 2013 году и ориентированный на работу в Московской и Ленинградской областях. Среди его ближайших конкурентов стоит назвать компанию GroozGo из “Сколково”, отличие которой в попытке построения бизнеса на всей территории страны.

О желании заниматься агрегацией грузоперевозок регулярно заявляют и другие игроки, хотя пока говорить о результатах их усилий рано.

Нет сомнения в том, что уберизация грузоперевозок, находящаяся сегодня в нашей стране в зачаточном состоянии, будет развиваться.

Автоматизация грузоперевозкам нужна по нескольким причинам. Во-первых, автомобили многих перевозчиков недогружены, то есть проходят ежемесячно намного меньше километров, чем могли бы при отсутствии простоев. Во-вторых, в грузовых перевозках сохраняется проблема холостых пробегов при поездке за грузом или на обратном пути. Современные сервисы хорошо справляются в решением этих задач.

Уберизация грузоперевозок

В то же время на пути к уберизации остается немало барьеров, которые в ближайшие годы не позволят отправителям и перевозчикам работать без посредников.

Например, не решена проблема с унификацией документов и электронным документооборотом в автоперевозках. Сторонам процесса по-прежнему приходится предъявлять и пересылать бумажные оригиналы при проверках ГИБДД и получении оплаты. О введении электронных накладных говорят уже не один год, но пока этот вопрос до конца не решен.

Сложности для развития создает и сам транспортно-логистический рынок страны. Российские перевозчики в большинстве работают каждый сам по себе, то есть уровень консолидации очень низкий. Для внедрения инноваций это большой минус. Соответственно, нет и никакой стратегии развития отрасли, а периодически возникающие сложности из-за дисбаланса спроса и предложения нередко решаются путем навязывания цен (демпинг, сговоры, использование монопольного положения). Новые технологии в таких условиях приживаются с трудом.

Агрегаторам для привлечения клиентов нужно осваивать новые функции, например, заниматься тем же страхованием, потому что без него не привлечь крупных грузовладельцев. За счет этого они становятся похожими на экспедиторов, которых пытаются заменить.

Одновременно традиционные логистические операторы постепенно переводят свои процессы “в цифру”, чем снижают затраты и повышают удобство обслуживания.

Нужно понимать, что значительная часть грузоперевозок приходится на длительные контракты с большими компаниями. При отсутствии собственного транспорта они работают с крупными перевозчиками и свободные машины в приложениях ищут при необходимости срочной доставки. Именно здесь желающим заниматься уберизацией во многом и нужно искать перспективы собственного развития. С одной стороны, это дает четкую рыночную нишу, с другой - значительно сужает поле деятельности. Впрочем, ничего не мешает отправителям после 1-2 успешно выполненных срочных заказов заключить с перевозчиком договор на длительный срок.

Попытки уберизации идут, проекты показывают работоспособность, а объемы рынка позволяют появиться десяткам агрегаторов (например, GetTransport.com). Однако и в этом есть своя проблема - при заметном количестве игроков никто пока не предложил универсальной модели, максимально устраивающей всех участников. Возможно, стоит ждать появления именно такого продукта, который и начнет настоящий переворот в сторону массового перехода на машинные сервисы консервативной сферы бизнеса, во многом привыкшей работать на доверии.

3
13 комментариев