Заказчик, пожалуйста, не надо так или 13 цитат из неудачных текстов вакансий
Я - копирайтер, и в моей ленте Facebook очень много постов от самых разнообразных фриланс сообществ. Где-то 30% из них имеют развлекательн��й характер, а вот остальные 70% – это объявления о вакансиях или поиске работы. И что я наблюдаю в этом контенте?
Конечно, среди размещенных от копирайтеров резюме встречаются весьма запоминающиеся шедевры из области «я тут капец как сильно занят заказами, но возьму еще четыре проекта в работу» или «я очень сильно креативный, поэтому написал такой пост, что сам ничего не понял». Но, на мой взгляд, все это звучит достаточно безобидно, и даже иногда смешно.
А вот с вакансиями от заказчиков картина выглядит немного грустнее. К счастью, достаточно большое количество предпринимателей хорошо понимают, что копирайтер – это ценный, узкопрофильный специалист, который, с помощью букв и слов, помогает достигать важных бизнес целей. Они надолго удерживают возле себя надежных авторов, постоянно их мотивируя финансово и идейно.
Но иногда встречаются такие заказчики, которые до сих пор гоняются за эфемерными текстами с очень высоким качеством и очень низкой ценой (да, это про легендарные «вкусные» тексты). Отсюда появляются весьма странные тексты вакансий: иногда с оттенком грубости, иногда с налетом легкой неадекватности, иногда – вообще мимо кассы, с полным непониманием дела.
Как я вижу, вполне очевидными причинами этого хаоса можно назвать несколько факторов:
- Неконтролируемый и достаточно интенсивный рост количества копирайтеров – как результат, заказчики понимают, что спрос на вакансии превышает предложение, и начинают этим пользоваться;
- Наличие целой армии начинающих (то есть, неопытных) специалистов – как результат, у заказчиков появляется большая неудовлетворенность плохо выполненной работой;
- Большое количество необязательных копирайтеров – как результат, заказчики начинают перестраховываться любыми удобными способами, с целью избежать ситуаций с нарушением дедлайнов или неожиданным уходом исполнителя «в астрал».
Да, все это сильно усложняет и без того непростые отношения между заказчиками и исполнителями в сфере копирайтинга. И да, первым не менее сложно, чем вторым. Но двухсторонняя коммуникация должна все так же оставаться на достойном уровне, с расчетом на то, что вакансию читают, в том числе, и адекватные кандидаты тоже.
Тексты вакансий глазами копирайтера
Еще раз хочу сказать, что далеко не все вакансии создают впечатление написанного с бодуна стихотворения. Есть много очень достойных примеров текстов, в которых вполне внятно описаны условия сотрудничества, перечень обязанностей и вилка заработной платы. А тем, у кого пока не получается создать зрелые тексты вакансий, предлагаю воспользоваться уникальной возможностью увидеть свои тексты глазами копирайтеров.
Итак, поехали.
Пункт 1. «Ищем копирайтера, в обязанности которого будет входить написание статей, постинг в социальных сетях, составление контент плана, монтирование роликов, дизайн картинок и ремонт компьютеров сотрудников с выездом к ним на дом».
Камон, но это же четыре (а по-хорошему, пять) разных должностных блока, каждый из которых предполагает отдельную сумму гонорара. А если на это все выделена одна-единственная зарплата среднестатистического копирайтера – это странненько.
Пункт 2. «Нам не интересно, какое у Вас образование и где Вы работали до этого, выполните нам наше тестовое задание, и лучше – бесплатно!».
Друзья, бесплатный контент – только у начинающих копирайтеров, которым нужно набить портфолио кейсами (качество – соответствующее). Вот подумайте сами, когда бухгалтер приходит устраиваться на работу, его же не просят свести пару дебитов с кредитами за бесплатно, а изучают его предыдущий опыт и обращаются за рекомендациями. Так что, если Ваш HR не имеет достаточной компетенции отличить хорошего копирайтера от плохого по итогам изучения портфолио и проведения собеседования, то пора менять HR-а.
Пункт 3. «Выполните вот это тестовое задание на 3000 знаков, а потом мы расскажем, что у нас за компания, о чем придется писать и какие деньги мы готовы Вам за это платить».
Серьезно? Я должен потратить 5-6 часов своего времени (а новый проект и хороший материал потребуют именно столько времени), чтобы потом узнать, что придется писать про карбюраторы за 2$/1000?
Пункт 4. «Мы рассмотрим Вашу кандидатуру, если Вы имеете не менее 2 лет опыта в копирайтинге, портфолио с примерами работ, глубокие знания в маркетинге, высшее филологическое образование и знание английского языка на уровне выше среднего. Занятость – 5 дней неделю, с 10 до 19, зарплата – 150$».
Нужны комментарии? Ок! Здесь к заплате нужно добавить еще один нолик и еще дополнительно мотивировать соискателя оплачиваемым отпуском на Новый Год – тогда есть шанс, что он согласится.
Пункт 5. «Дневной план – 20 000 символов».
Ну вот Вы серьезно думаете, что за один день можно написать такое количество знаков и получить, при этом, классный текст? У меня для Вас неутешительные новости: если Вы хотите по-настоящему стОящий материал с логической структурой и живой подачей, то опытный копирайтер сможет это выполнить минимум за 2 дня, а то и за 3 (и это при условии отсутствия у него других проектов!).
Пункт 6. «У нас интересные проекты, дружная команда, стабильная заработная плата и комфортные условия сотрудничества».
Так и хочется ответить: «Я обладаю многолетним профессиональным опытом, а также отличаюсь пунктуальностью и ответственностью, мечтаю сделать головокружительную карьеру на этом поприще», а потом еще «Напишу для Вас вкусный текст!». Можно больше деталей и фактов? Пожалуйста.
Пункт 7. «Напишите нам в сопроводительном письме, почему именно Вы должны получить эту должность».
Да нет же, это Вы должны детально проанализировать особенности Вашей компании и понять, подхожу ли я Вам как кандидат на выполнение работы. Что касается лично меня - я вот только две минуты назад прочитал несколько строчек из описания Вашего проекта и понятия не имею, чем Вы там занимаетесь.
Пункт 8. «Начните свое письмо со слов «Баба Яга в шоке».
Ну, блин…У нас же здесь не клуб дрессированных собачек: перепрыгни через палочку и я дам тебе кусочек сосиски. Я понимаю, что Вы бы хотели, чтобы все соискатели читали текст Вашей вакансии до конца, но этого можно добиться гораздо более гуманным способом: напишите его нормально, интересно, по-человечески, и будет всем счастье!
Пункт 9. «У нас классный проект, но мы ничего не скажем, пока Вы не заполните анкету в Google Docs».
Знаете, как это выглядит в глазах думающего человека? Типа, дайте нам Ваш номер телефона и электронку, мы соберем большую базу и продадим ее в какую-нибудь контору для рассылок. А может, и сами используем для отправки спама. Не факт, что именно так происходит в Вашей компании, но отправлять всю контактную информацию еще до момента ознакомления с проектом и гонораром – немного странно, согласитесь.
Пункт 10. «У нас нет времени всем отвечать в личку/читать Ваши портфолио/анализировать Ваш опыт».
Простите, но у меня тогда нет времени на одностороннее общение с Вами.
Пункт 11. «Тут работы совсем не много, всего на 1-2 часа».
Это кто так решил? Если Вы хотите примитивный рерайт без учета особенностей Вашей целевой аудитории, то, конечно, можно и за часок запилить страницу строчек. А вот хороший текст на 2000 – 3000 знаков затянет на пару рабочих дней (по крайней мере, так происходит у осознанных копирайтеров). И это, кстати, уже совсем другие деньги, нежели те 5$, которые Вы предложили за 1 трудочас.
Пункт 12. «Нужен копирайт».
Пожалуйста, не «копирайт» (это значок авторства), а «копирайтинг»! Или, в данном контексте, «нужны/нужен тексты/статьи/копирайтер». *Извините, не сдержалась.
Пункт 13. «Нужны вкусные тексты».
Вот здесь совсем все плохо. Как только заказчик озвучивает свое желание получить вкусные тексты, сразу же хочется «положить трубку» и «заблокировать номер». Простите, но вкусные тексты - это безвкусица, правда.
Я перечислила лишь то, что встречается чаще всего. Подумайте сами: совсем немного времени, потраченного на составление корректного и уважительного текста с вакансией на должность копирайтера, поможет Вам быстрее найти постоянного исполнителя. Он будет с удовольствием выполнять миссию Вашей компании вместе с Вами, а Вы значительно сэкономите время на поисках.
В ином случае, будьте готовы к «ой, у меня отключили электричество и я не успел закончить текст в срок», «я не знаю, как правильно ввести ключевые слова», «а что такое ЦА?», ну и наконец «……..(тишина в эфире, номер не доступен)».
Да пребудут с нами Боги Копирайтинга!