Получение разрешения на работу в Турции через Технопарк "Международная передача талантов"
В прошлой статье я постарался подробно рассказать о нашем опыте регистрации проекта и открытия компании в Технопарке Турции. Сейчас же речь пойдет об получении разрешений на работу. Спойлер для тех кто не любит много читать. Процесс не окончен.
После регистрации компании, как и для многих я думаю станет вопрос личной легализации в стране. Я думаю многие уже читали на форумах, кто интересуется этой темой, что правительство Турции взяло курс на уменьшение иммигрантов в стране, в связи с чем продление или получение туристического вида на жительства (ikamet) стало затруднительным. Многие «Релоканты", "Иммигранты» получают отказы.
Никто ничего не знает:
После открытия компании, мы получили информацию о том, что существует закон под номером 6735, который и занимается регулировкой «Международной передачи талантов». Но больше информации не было. Программа существует с февраля 2023 года и никто про нее не слышал даже в Министерстве труда. Но согласно закона 6735 иностранцы, чья деятельность в стране попадает под определения НИОКР (по сути прошла аккредитацию в Технопарке), имеют право получения разрешений на работу.
Google отвратительно переводит с Турецкого PDF, опишу суть ниже.
На первом этапе проверяется компания. По факту если она зарегистрирована в Технопарке, значит она и является приоритетной. Как подтверждаем? Письма их Технопарка:
1. PROJE ONAY. Письмо подтверждающее, что ваш проект был аккредитован технопарком.
2. Письмо от Технопарка которое ассоциирует ваше юридическое лицо с защищенным проектом.
Второй этап это сотрудники на которых будет получаться разрешение на рабочую визу. Документы которые нужны
1. Табель сотрудников. Запрашиваем также в Технопарке. Его вы получите после внесения всех необходимых данных о сотрудниках на портале вашего Технопарка. В нашем случае это был Бируни.
2. Трудовые договора. Вот тут не спешите. Ибо есть нюанс. Переходим на небольшой лэндинг о котором говорят почему то шепотом и найти его на просторах интернета крайне сложно. Вот он:
Клацаем по слову "tıklayınız" — это перечень профессий которые подходят под данную программу. Одному Аллаху известно каким образом происходит определение относится ли ваш сотрудник к данному списку. Но я бы рекомендовал указывать должности в трудовых договорах исходя из наименований в этом списке. Я не нашел информацию, да и звонок в министерство труда не дал мне понимания, смотрят они на трудовые договора или на документы об образовании, но я думаю подстраховаться и сделать в трудовых договорах нужные должности не помешает.
Третий этап. Технопарк создает очную комиссию по оценке компетенций заявленных сотрудников. Тут выдыхаем. Технопарк, что бы не ударить грязью в лицо, так как он вас уже аккредитовал, никакую комиссию делать не будет и просто даст подтверждение в Министерство Труда.
Четвертый этап. Подача заявки.
Во первых вам необходимо получить SGK (номер социального страхования) на компанию и зарегистрировать его в государственных системах. Это должен сделать ваш аккаунт. Если вы как руководитель компании еще не зарегистрировались на местных гос. услугах (e-devlet), сделайте это.
Для получения шифра e-Devlet вам нужно обратиться в любое почтовое отделение PTT с вашей карточкой ВНЖ, которую вам выдали в Турцию. Просто говорим e-devlet shifre и вам за 2 лиры дадут пароль. З. Ы. Тут важно иметь номер телефона зарегистрированный именно на ваш ikamet.
По слухам начинать регистрацию необходимо нужно именно с сайта трансфера талантов, нажимая на большую синюю кнопку. Хотя если честно, я в этом неуверен никаких UTM в ссылке я не увидел. Нажимаем большую синюю кнопку.
Подача заявок:
Заходим на портал и если ваш аккаунт сделал все правильно, ваша компания автоматически появится в данном сервисе. Тыкаем на начало подачи заявок
Далее все не так сложно и по крайней мере есть формы, которые просто нужно заполнить. Подгружай запрашиваемые документы и на этом все. Пользуйся стандартным переводчиком, там все понятно. Перечень документов:
Загран. паспорт;
ikamet;
Документы о высшем образовании (не ниже бакалавра) . Важно, что бы ваш документ был переведен на английский язык. Если там все по русски сходите к переводчику в Турции и переведите на турецкий. Соберите PDF так, что бы сначала был турецкий/английский вариант, а уже потом русский;
Фото в электронном виде, думаю у вас уже есть;
На последнем этапе будет пункт с дополнительными документами. Вот тут нужно собрать здоровую PDF с вашими документами из Технопарка которые вы подготовили. О них я писал выше. В разделе: Первый этап.
После того, как вы на миллион раз проверите всю корректность заполнения документов и форм «Благо там есть черновики, вы разберетесь без проблем, я ж разобрался», подписываем документы на подачу с помощью ЭЦП. Попросите это сделать вашего аккаунта. Да и заполнять лучше все с ним на самом деле. Почему аккаунта, да потому что у него скорее всего будет настроен компьютер для работы с турецким ЭЦП. Помните танцы с бубном с этими флешками при подписании на гос. закупках? Так вот тут вообще ад.
Итоги:
Проведя все данные манипуляции и проверяя статус заявок каждый день, мы получили отказ. Суть отказа состояла в том, что компания и сотрудники не соответствуют условиям. Пункты закона 9-а, 9-е.
Мы поехали разбираться в технопарк и выяснили, что наша заявка была отправлена не в тот департамент, наши документы попали в Министерство труда и социальной защиты (Çalışma ve Sosyal Güvenlik Bakanlığı), а заявки с Технопарка должны изначально быть рассмотрены Министерством промышленности и технологий (Sanayi ve Teknoloji Bakanlığı), объяснили нам это технической "ошибкой". Было довольно нервно, так как план Б существует, но он не так хорош, как план А.
Около 10 дней, нам говорили, что данная ошибка будет разрешена в ручном режиме на стороне Министерства, но ничего не было сделано. В конечном итоге, мы еще раз связались с министерством, наняли юриста и подали через этот же портал апелляцию.
Пожелайте нам удачи с нашими разрешениями. Буду держать в курсе, чем закончится наш кейс.
Всем добра и удачи! Надеюсь мой лонгрид был кому- то полезен.