Как мы набивали шишки при создании мерча: 7 ошибок, которые не стоит повторять
Не так давно мы в Топвизоре стали делать мерч: для себя, для конференций, в которых участвуем, и для наших пользователей. И хотя мы никогда не отправляли макеты в печать без предварительных проверок, из-за неопытности всё равно допускали кучу ошибок. На связи Анастасия Самойлова, дизайнер в Топвизоре, и я расскажу о наших главных факапах. Возможно, это убережет кого-то от таких же глупых (и не очень) промахов.
Ошибка № 1. Запустили тираж в работу с опечаткой
Самой стыдной ошибкой оказалась банальная лишняя буква. Мы делали статусы для рабочего стола для конференции Baltic Digital Days 2022, и в словосочетание «Мvои конкуренты» просочилась «v». Опечатку обнаружил наш директор спустя неделю после прошедшей конференции, где мы раздали весь тираж наших статусов. При этом макет проверяли несколько человек: дизайнеры, редактор, продуктовый менеджер.
Оказалось, что во время внесения финальных правок мы случайно нажали клавишу с буквой «v», а после перевели весь текст в кривые и отправили макет в печать. «С кем не бывает?» — скажете вы. Действительно, такие оказии случаются со всеми, даже с крупными компаниями, но не все об этом рассказывают. Например, у компании red_mad_robot был похожий случай, которым ребята поделились в их статье.
Как исправили?
Теперь мы создаем копию файла с конечной версией макета — на случай, если всё-таки потребуется внести правки в текст, — а в рабочем файле переводим весь текст в кривые и тщательно всё проверяем. Если после этого снова вносятся какие-то правки, повторяем итерацию.
Ошибка № 2. Не проверили все элементы в макете
Помимо проверки макетов на экране компьютера, мы любим печатать их на офисном принтере в масштабе 1:1 и проверять всё на бумаге, потому что на экране видны не все недочеты. В основном это касается небольших печатных изделий (стикерпаков, блокнотов, открыток и т. д.), хотя макет для будущей кружки мы тоже можем напечатать, чтобы оценить примерный итог.
Но даже несмотря на тщательную проверку, был случай, когда макет при печати в офисе выглядел классно, а в типографии «ломался» и вёл себя странно. Оказалось, что проблема была в градиенте: почему-то в типографии при печати он заливался сплошным цветом. И если бы мы не сделали тестовый образец, а сразу запустили тираж в работу, то получили бы некрасивую картинку.
Как исправили?
Внимательно проверяем все объекты перед печатью, при необходимости конвертируем их и стараемся по возможности заказывать тестовые образцы.
Ошибка № 3. Крутили цвета в стандартном цветовом профиле CMYK
В макетах мы обычно использовали стандартный цветовой профиль Japan Color. Изображение на экране было тусклым, и постоянно хотелось его докрутить (иногда, конечно, докручивали). Были случаи, когда цвет изображения при печати нас не устраивал и сильно отличался от того, что мы задумывали изначально. При этом типографий на рынке много, у всех разное оборудование — поэтому и результат может быть неожиданный. Например, в мае этого года к юбилею компании мы заказывали пины с подложкой, тестовый образец решили не делать. Сравнить ожидаемый цвет подложки с готовым изделием можно на фото ниже.
Как исправили?
Цвета в CMYK больше не подкручиваем, а еще используем другой цветовой профиль — FOGRA 39. Именно он оказался самым оптимальным решением для нас, поскольку наиболее точно передает на экране то, каким изображение получится при печати. Осталось найти свою идеальную типографию и заказать образцы цветопередачи и разной бумаги.
Ошибка № 4. Не задавали вопросов
Когда мы делали кружки для нашего welcome-бокса, в качестве метода нанесения изображения выбрали деколь и заказали 3 тестовых образца. Они влетели в копеечку, но в итоге очень нас расстроили. К сожалению, нам не сказали (а мы сами не изучили вопрос тщательно), что при обжиге изделий в печи изображение почти что непредсказуемо может поменять цвет — и все три кружки получились разными. Так как нас не устроил такой результат и высокая стоимость изготовления изделий, мы отказались от сложного изображения и упростили макет.
Как исправили?
Задаем тысячу и один вопрос типографии, спрашиваем про каждую мелочь, не боимся показаться навязчивыми. И запрашиваем фото с примерами печати.
Ошибка № 5. Не читали отзывы
Это скорее не ошибка, а просто история о том, как важно читать отзывы о компаниях, с которыми вы собираетесь сотрудничать. На юбилей Топвизора мы заказали оверсайз-футболки с вышивкой. Съездили в шоурум, изучили изделия, обговорили все нюансы и возможности производства. Нас заверили, что нашу идею можно воплотить в жизнь, и поделились похожими кейсами. Мы уверенно согласились и заключили договор, пойдя на уступки и заказав тираж вдвое больше необходимого (потому что никто не работает с маленькими тиражами).
Каково было наше удивление, когда мы получили футболки с вышивкой размерами 150×40 мм вместо утвержденных 15×5 мм! В ходе выяснения обстоятельств оказалось, что инициатива увеличить макет почти в 10 раз исходила от сотрудника компании, который делал эти вышивки и никого не уведомил о своем решении. Нам до сих пор непонятно, почему нельзя было просто написать об этом до производства всей партии, чтобы прийти к какому-то компромиссу? 🙄
Оказалось, что сделать вышивку в соответствии с размерами, утвержденными в ТЗ, технически невозможно. Отсюда вопрос: кто утверждал ТЗ и почему не сказал о том, что требования невыполнимы?
Исправлять свои косяки компания не захотела, а мы начали искать решение проблемы. Оно нашлось в договоре: так как заказ был выполнен не по ТЗ, вся партия считалась браком, и исполнители были обязаны исправить работу за свой счет. Что они и сделали в итоге — правда, только после досудебной претензии — и, к сожалению, снова не без косяков.
Как исправили?
Внимательно читаем отзывы о компаниях, с которыми планируем сотрудничать. Много раз спрашиваем, выполнимы ли наши хотелки, ищем примеры подобных кейсов. И конечно же, читаем договоры.
Ошибка № 6. Не думали о браке
Раньше мы часто печатали изделия, исходя из необходимого количества с минимальным запасом. И если получали несколько изделий в партии с браком, приходилось просить переделать их — а это время. Кроме того, не все компании идут навстречу и что-то исправляют. В некоторых типографиях прямо в договоре прописано условие, что допустимое количество брака может составлять 5–10% (или даже больше) от всей партии.
Как исправили?
Теперь мы печатаем изделия в большем количестве, закладывая около 20% на брак (например, если нам нужно 100 открыток, то мы закажем 120). Бывает так, что брака почти нет, у нас остаётся лишний мерч, и мы с удовольствием его разыгрываем среди наших пользователей или просто дарим 😉
Ошибка № 7. Не передавали дела перед отпуском
Когда мы делали welcome-боксы и ответственный дизайнер ушел в отпуск, оказалось, что у нас отсутствуют налаженные процессы передачи дел между сотрудниками. Мы не знали текущих статусов по каждому изделию: вся переписка была на почте у дизайнера, а все файлы из «Иллюстратора» лежали на компе, доступа к которому у нас не было.
И всё было бы в порядке, если бы мы заказывали все позиции в одном месте: можно было бы связаться с менеджером и узнать статус всего заказа сразу. В итоге всё это вылилось в полный хаос: какие-то изделия были готовы к отправке, какие-то макеты ждали утверждения и не могли быть запущены в производство, в какие-то макеты мы должны были внести правки и т. д. Нам пришлось вызванивать сотрудника из отпуска, просить нужные контакты и файлы и заново писать всем менеджерам. Больше мы так не делаем 🙂
Как исправили?
Стараемся не убегать в отпуск во время печати большого количества мерча (шутка). Прописываем статусы производства мерча в задачах; при необходимости назначаем второе ответственное лицо и добавляем его в копию писем. Все актуальные файлы прикрепляем к соответствующим задачам, чтобы они были доступны всем.
Выводы:
- Не бойтесь ошибаться. Помните, что ошибаются все, даже крупные компании.
- Проверяйте макеты по несколько раз. Желательно, чтобы их проверял не один человек.
- Печатайте макеты на своем принтере: пробная печать помогает отсечь часть нюансов или ошибок на первом этапе, потому что на экране можно заметить не все. По возможности заказывайте тестовые образцы. Особенно это касается сложных изделий.
- Не забывайте переводить текст в кривые и следить за сложными объектами и градиентами (например, что-то раскладывать на заливку и обводку, что-то растрировать и так далее).
- Попробуйте вместо стандартного цветового профиля Japan Color использовать FOGRA 39.
- Задавайте исполнителям тысячу и один вопрос, не бойтесь показаться навязчивым. Просите фото с примерами печати. От этого зависят ваши нервы и средства.
- Соберите побольше информации о каждом методе печати и его ограничениях до этапа создания дизайна.
- Купите образцы бумаги, чтобы сразу понимать, как то или иное изделие будет выглядеть в итоге, а не запрашивать печать в типографии, выбирая бумагу наугад. То же касается образцов цветопередачи.
- Найдите свою типографию и менеджера, с которым будет приятно общаться и который сможет подсказать что-то — например, заранее предостеречь о том, что результат может быть некачественным и следует рассмотреть другие варианты.
- Если печатаете в разных типографиях, запрашивайте у каждой требования к макету — ведь в 90% случаев они разные.
- Закладывайте около 20% от партии на брак.
- Читайте отзывы о компаниях, с которыми планируете сотрудничать.
- Ведите учет статусов по текущим задачам, предоставляйте доступ к важным файлам и налаживайте коммуникацию между сотрудниками и исполнителями.