Как запустить внутрикорпоративный стартап или инновационный продукт, чтобы он стал прибыльным и стабильно рос
Когда классический бизнес выходит на комфортные для себя обороты и уровень прибыли, или наоборот, когда бизнес хочет открыть для себя новые направления, часто руководство принимает решение о создании у себя внутри инновационного проекта, который можно считать внутрикорпоративным стартапом.
Какие задачи решает внутренний стартап?
- Конкурентное преимущество для основного направления бизнеса
- Расширение в новые секторы рынка
- Инвестиции в собственное развитие
- Поиск новых источников прибыли в дополнение к действующим продуктам.
Обычно бизнес-процессы классического направления компании костенеют и становятся неповоротливыми. Если запускать новый проект там, то идея погрязнет в бюрократии, сопротивлении и может вообще никогда не выйти на рынок. Поэтому часто принимается решение о создании отдельного подразделения либо под конкретный проект, либо под инновационное направление в целом.
Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются внутренние стартапы:
- Затяжная разработка, что-то всё время мешает выйти на рынок
- Новый продукт запущен, но тяжело продается или дорого продвигается
- Первые продажи совершены, но дальнейшего роста нет
Всё это неизбежно приводит к основной проблеме - это долгий период выхода на окупаемость. Проект тянет из головного бизнеса инвестиционные деньги, а отдача слишком маленькая. Со временем это вызывает всё больше вопросов о целесообразности дальнейшего финансирования.
Я многократно участвовал в создании внутрикорпоративных стартапов и помогал клиентам запускать собственные инновационные проекты. Один из недавних кейсов: имея на старте только идею нового продукта, мы за 4 месяца и 20 000 долларов бюджета разработали и вывели этот продукт на рынок, окупили стартовые вложения и получили предложение о внешних инвестициях.
Это в том числе пример того, что я всегда доношу для своих клиентов-стартапов: "Хватит преследовать инвесторов в поиске финансирования. Сделайте проект таким, чтобы в него захотели инвестировать".
Вот только небольшой перечень того, какими инструментами нужно пользоваться руководителю такого проекта: Customer Development, Agile, Kanban, A/B тесты, Unit-экономика, HADI-циклы, JTBD...
Но в этой статье я не буду перегружать терминами. Я расскажу про 3 хорошо известных мне кейса, в которых были совершены самые распространенные ошибки, и поясню как надо было действовать руководству компаний, чтобы "вытащить проекты". А в конце я поделюсь собственным проверенным гайдом по стратегии запуска внутрекорпоративного стартапа.
При описании кейсов я буду использовать фреймворк STAR (Situation, Task, Action, Result).
Кейс 1: "Команда мечты".
Ситуация: Компания работает в сфере B2C услуг уже 6 лет и ежегодно получает стабильную прибыль. Однако, несмотря на множество попыток оптимизации - сокращение издержек, повышение эффективности сотрудников, автоматизацию и т. д., бизнес больше не растет.
Задача: Совет директоров принял решение о запуске инновационного IT-продукта, цель которого - обойти конкурентов и дать бизнесу возможность масштабирования.
Действия: Для этого было создано новое Управление, подчиняющееся напрямую генеральному директору. И как только концепция проекта была разработана и утверждена, руководитель начал набирать "команду мечты", которая сможет сделать идеальный продукт.
- Развернули масштабный отбор кандидатов на все необходимые роли: руководитель проекта, дизайнеры, разработчики, тестировщики.
- Соответствующих требованиям специалистов брали в штат на конкурентную зарплату.
- Когда выяснялось, что какого-то специалиста в команде не хватает, запускали рекрутинг.
- Периодически сотрудники уходили (их переманивали или им становилось скучно), и на их место искали новых людей. Каждый раз работа над продуктом затормаживалась.
Результат: Прошел год и проект закрыли. Идеальная команда так и не была собрана, продукт не был выпущен, потрачено более 300 000 долларов.
В чем ошиблись: Сбор стартовых ресурсов (кадры, финансирование, оборудование, партнеры) - это первый камень преткновения, на котором рушатся очень многие инновационные проекты. Попытка "сразу сделать круче всех" - частный случай перфекционизма. С таким подходом можно открыть другой бизнес - ресторан, барбершоп или отель. Но стартап - почти никогда.
Как сработало у других:
1. Назначили куратора из высшего руководства
2. Описали первую версию продукта и забюджетировали проект.
3. Сформировали минимальную команду из действующих сотрудников фирмы на условиях part-time, прописав мотивацию.
4. На непрофильные работы привлекли подрядчиков.
5. Выпустили первую версию, доказав спрос.
6. Поняли, какие еще специалисты нужны в штате больше всего, наняли на основе уже полученного опыта разработки.
Кейс 2: "Ненужный продукт".
Ситуация: Компания в сфере B2B консалтинга выявила у клиентов нерешенную проблему и увидела возможность расширения продуктовой линейки.
Задача: Владелец поручает профильному подразделению разработку all-in-one решения, которое соединяет в себе большое количество функций, каждая из которых отдельно востребована рынком.
Действия: Сформирован проект технического задания, через тендер выбрана фирма-разработчик, оценившая проект в 6 млн рублей. Разработка велась 7 месяцев, затем 3 месяца дорабатывалась под пожелания руководителя (еще 4 миллиона рублей). Силами рекламного агентства реализована кампания по продвижению стоимостью 2 миллиона рублей.
Результат:
За 3 месяца привлечено менее 20 заявок на покупку, об��ей суммой 600 тыс. рублей. Более половины разработанных функций оказались невостребованы платящими пользователями. Основное возражение клиентов - на каждый из функциональных блоков продукта уже существуют профессиональные решения, которые полностью удовлетворяют потребность.
В чем ошиблись:
Разработка решения формата all-in-one - крайне рискованная инициатива не только для стартапов, но даже для корпораций. Количество рисков прямо пропорционально количеству подпродуктов, которые авторы хотят совместить в один супер-продукт а-ля "айфон для ...". Перед началом разработки ТЗ на первый экономический прототип не было проведено никакой аналитики по выявленным у целевой аудитории проблемам.
Как сработало у других:
1. Составили список востребованных функциональных компонент для объединения.
2. Каждую отдельно проанализировали на уровень спроса и качества существующих на рынке решений.
3. Провели интервью с представителями потенциальных клиентов, определив наиболее важные недостатки конкурентов. Сформулировали уникальное ценностное предложение.
4. Подобрали наиболее эффективную комбинацию функций (около 30% от изначально запланированных).
5. Представили потенциальным клиентам и получили предзаказы.
6. Разработали изначально востребованный и окупаемый продукт за 3 месяца.
Кейс 3: "Это не MVP"
Ситуация: Компания, занимающаяся торговлей потребительскими товарами через интернет. Ежегодный рост выручки не менее 50% в течение 3 лет. Руководство прошло обучение по инновациям в бизнес-школе в Подмосковье.
Задача: Инвестировать большую часть заработанных денег в создание собственного маркетплейса. Превратить конкурентов в партнеров, выставив их продукцию на единой площадке и зарабатывать на % со сделок как платформа. Ответственному топ-менеджеру поручено разработать MVP (минимальный жизнеспособный продукт).
Действия: Разработано объемное техническое задание, привлечен подрядчик с опытом разработки аналогичных проектов. Разработка заняла 10 месяцев вместо запланированных 4-х, так как ТЗ постоянно дополнялось новыми функциями, подсмотренными у разных конкурентов. Выходить на рынок с "позорным малофункциональным продуктом" запрещалось.
Результат: В связи с отсутствием трафика на новую площадку большинство поставщиков-конкурентов отказалось на ней размещаться. Более 2 млн рублей, потраченных на SEO, SMM и контекст за 3 месяца раскрутки не привели к ожидаемому количеству сделок. Проект переведен в "пассивный режим поддержки".
В чем ошиблись: То, что считали как MVP, таковым не являлось. MVP служит одной основной цели - минимальными ресурсами подтвердить основную гипотезу о востребованности будущего решения через обратную связь от ЦА. До тех пор, пока из MVP можно выбросить хоть одну функцию без полной потери его способности решить проблему пользователя - это не MVP.
Как сработало у других:
1. Провели интервью с постоянными и новыми клиентами, вычислили ситуации, когда возникает потребность в продукции конкурентов.
2. Сформировали список потенциальных изменений на основном сайте, чтобы внедрить возможность покупки товаров других поставщиков.
3. Приоритизировали список и убрали всё лишнее.
4. Перенаправили часть имеющегося трафика на новые страницы, получили поток заявок.
5. Выстроили партнерские отношения с другими поставщиками.
Как и обещал, я подготовил гайд по запуску внутрикорпоративного стартапа. Вы можете скачать его из моего телеграм-канала.