Об эволюции идей унификаций в веб-дизайне и сервисе Octopus
Вспомним, как сайты выглядели ещё 10–15 лет назад, и определим, что их роднит с сайтами, доступными в интернете сегодня.
Уверен, что часть читателей даже не задумывалась об этом или попросту не застала интернет того времени.
Этот материал поможет восстановить облик веба начала 2000-х с помощью нескольких популярных примеров и на начальном уровне разобраться в том, как проектировать сайты с позиции сегодняшнего дня. Оригинальная статья на английском.
Исторический контекст
Так, например, Amazon выглядел 4 октября 2004 года.
Довольно простая структура с идеями «адаптивности» тех дней — тянущаяся центральная колонка. Обратите внимание на объём белого пространства. Кажется, что в то время вопрос эффективности не стоял так остро, даже в набирающей обороты индустрии электронной торговли.
А так выглядел сайт The New York Times в том же месяце.
Ничего необычного — фиксированные колонки и традиционное подчёркивание ссылок. Посмотрите, как трогательно выглядит баннер для рекламодателей, расположенный чуть левее логотипа.
Тяжело представить эти ностальгические воспоминания без сайта Apple, компании, которая возвела значимость продуктового дизайна в абсолют.
Компактная и логичная навигация, яркий анонс и точная организация промоматериалов. Дизайнеры обратят внимание на имитацию блеска поверхности в главном меню навигации — яркий пример скевоморфизма.
Скевоморфизм (англ. skeuomorph (скюаморф); греч. σκεῦος — «сосуд», «орудие», μορφή — «форма») — физический орнамент или элемент дизайна, который скопирован с формы другого объекта, но изготовлен из других материалов или иными методами.
Если заглянуть на уровень глубже, например, зайти на страницу Mac G5, можно увидеть, что организация и подача содержания в большей степени наследовали устройство классической статьи в онлайн-газете или журнале.
Обтекание картинок текстом, скромные по размеру заголовки, плотность содержания. Глядя на это сегодня, невольно начинаешь задумываться об ограничениях в вебе, с которыми тогда сталкивались веб-дизайнеры и программисты. Не стоит забывать, что это обусловлено не только стандартами программирования, но и разрешением мониторов.
В 2005–2006 годах качество и скорость интернета уже позволяли смотреть видео в онлайне. 14 лет назад появился YouTube.
Уже тогда Blendtec и Том Диксон активно перемалывали iPod. В остальном — простой и логичный лэйаут, в котором пока ещё не чувствовался масштаб сервиса, а объём загруженных видео и их просмотров исчислялся тысячами.
Унификация и стандартизация
Обратите внимание на примечательную деталь, которая объединяет упомянутые выше сайты, — меню навигации. Сайт Apple, Amazon и «молодой» YouTube используют один и тот же принцип организации ссылок — имитация закладок. Понятная механика, которая упрощала жизнь пользователям. Будет справедливым отметить, что это унификация и стандартизация пользовательского опыта.
Сверху вниз: Amazon (4 октября, 2004), Apple (16 октября, 2004), YouTube (19 декабря, 2006)
Если упростить, то сайты и веб-дизайн развивались, находясь в рамках, которые задавали стандарты и технологий программирования, а иногда и hardware. Поэтому унификация как продолжающийся процесс и идея всегда присутствует в интернете. Пока программисты борются за стандарты, дизайнеры пытаются определить и установить визуальные нормы.
Вспоминается относительно недавний пример, когда в дизайне интерфейсов закончилась эра скевоморфизма и элементы интерфейсов стали плоскими. Наступила эра «плоского» дизайна. Это тоже стандартизация, которая облегчила дизайн-процессы и последующую разработку.
Поэтому процесс унификации и в программировании, и в пользовательском опыте объединяют облик веба 15-летней давности и его версию, доступную нам сегодня.
Большинство самых популярных сайтов в интернете используют знакомые и понятные пользователям механику и логику. И именно поэтому мы живём в эпоху интерфейсов, с уже ставшей привычной структурой и принципами навигации. Заходя на новые сайты и сервисы, нам приходится прикладывать всё меньше усилий, чтобы понять, как они устроены и функционируют.
Проектирование и прототипирование сегодня
А теперь задумайтесь, как сделать наглядный набросок страницы будущего сайта. Вероятно, в воображении вы начнёте проектировать горизонтальные блоки, которые складывались бы в готовую страницу, подобно слоям в сэндвиче.
Так в 2019 году и выглядит «усреднённая» страница в интернете. Каждый из таких слоёв выполняет информационную или функциональную роль.
Благодаря таким стандартам в подходе и устройстве сайтов, коммуникация между клиентами и разработчиками стала легче. А пользователи понимают, из чего складывается облик интернета нашего времени. Мы понимаем и чувствуем, где должна быть расположена кнопка «Добавить в корзину» в интернет-магазине и как она может выглядеть.
Но при кажущейся простоте, и клиенты, и веб-разработчики сталкиваются с необходимостью спланировать и обсудить проект заранее. Ведь качественные сайты или приложения требуют детальной проработки на самых ранних этапах прототипирования.
Студию Scada мы создали в начале 2000-х и, будучи свидетелями эволюции интернета, хорошо помним развитие этого процесса. Слабая коммуникация и условная доступность информации заставляли находить собственные способы в организации процессов разработки сайтов.
Впоследствии появлялось всё больше инструментов, призванных структурировать, а где-то и упростить разработку. Мы логично пришли к тому, что начали разрабатывать свои собственные сервисы и приложения для разработки сайтов. Один из таких проектов, Octopus, лёгкий и простой инструмент для создания карт сайтов.
С чего начать
Можно, конечно, взять ручку и бумагу, но вряд ли это современный способ для дальнейшего обсуждения и внесения правок. Особенно если один из участников процесса в Москве, а команда разработчиков в Самаре.
Зачастую мы используем mindmap-сервисы и инструменты для прототипирования. Рассмотрим Octopus. К плюсам можно отнести отсутствие необходимости регистрироваться, чтобы попробовать сервис.
Пользователь сразу же оказывается на странице понятного и интуитивного интерфейса. Замена и добавление блоков в структуру будущей страницы занимает 5–10 секунд.
Drag-and-drop позволит легко и быстро изменять порядок блоков, как внутри страниц, так и последовательность самих страниц в проекте. Структуру относительно небольшого проекта получится описать буквально за 15–20 минут.
В качестве примера возьмём структуру классического сайта электронной торговли. Представлять логические ветвления или шаги можно с помощью «пустых» страниц, как это сделано с шагами оформления покупки:
С помощью Octopus вместо банальных и скучных текстовых файлов, пользователь создает карту сайта прямо в браузере. Такая формализация понятнее и легче для восприятия, нежели голый текст.
Или, скажем, корпоративный сайт небольшой юридической компании. Даже в таких статических проектах этап планирования и быстрого прототипирования поможет сэкономить время на обсуждении проекта с веб-разработчиками или копирайтером.
Польза визуализации очевидна — в таком формате представить структуру страницы и сайта целиком значительно проще.
Думаю, многие согласятся с тем, что такую карту можно считать универсальным языком, на котором говорит и разработчик, и менеджер проекта, и дизайнер. А внесение правок в структурные прототипы, созданные в Octopus, занимает значительно меньше времени по сравнению с редактированием шаблонов дизайна или уже готовых сайтов.
Настройки Share допускают совместную работу над картой. Достаточно дать ссылку коллеге или клиенту, отметив проект как возможный для редактирования, и содержанием сможет управлять целая команда.
Мы постоянно развиваем сервис, и буквально недавно добавили возможность сопровождать блоки детальными комментариями. Например, это можно использовать для работы с копирайтерами:
Оценка стоимости проекта — дополнительная функция сервиса. Вкладка Estimate раскрывает панель с калькулятором в табличном виде. И при известной часовой ставке специалистов можно оценить объём расходов на разработку.
Десятилетия развития веб-разработки, как индустрии, не прошли зря — пользователи считывают и понимают структуру сайтов и страниц быстрее. Причём речь идет не только о профессионалах.
Сегодня современные инструменты позволяют быстро и без дополнительных усилий формализовать проект уже на самых ранних этапах.
Так, некогда индустрия know-how трансформируется в открытую и доступную среду. И для нас, как для разработчиков и дизайнеров, важно и по-настоящему интересно инвестировать своё время и знания в потенциально полезные для индустрии сервисы.
Ребята! Кто может посоветовать аналогичные программы (не онлайн) по созданию схем бизнес процессов? Желательно под mac os.
Miro (ex-Realtime Board) — у них есть клиент под Mac
XMind
Plectica.com
Классная статья !
Я в последнее время понял что единственные рабочие системы для Е-Saleport это карусель приправленная Bigtuchами.
Об
Или
О,