Кроссоверы Li Auto — гибриды или электромобили с увеличенным запасом хода?
Автомобили китайского стартапа Li Auto многие называют гибридными, ведь у них под капотом бензиновый двигатель и пара электромоторов. Но в то же время их можно назвать и электромобилями. Чем вызвано такое противоречие — разбираемся вместе.
Зачем автомобилям Li Auto бензиновый двигатель?
Силовая установка всех автомобилей Li Auto, доступных к покупке на данный момент, одинаковая. Различается лишь ёмкость тяговой батареи, при этом общее устройство и логика работы у них идентичны. Давайте разберёмся, как именно работает такая система, на примере флагманской модели Li Auto — кроссовера L9.
И начнём мы с подкапотного пространства. Здесь располагается 1,5-литровый 4-цилиндровый турбированный мотор мощностью 154 л.с. Заправлять этот агрегат можно исключительно бензином АИ-95. Стоит отметить, что тепловая эффективность такого мотора составляет впечатляющие 40,5%. В среднем, этот показатель у большей части двигателей составляет 25%.
Малая ёмкость ДВС Li Auto заставит многих улыбнуться: с таким мотором исполинский 5,2-метровый L9 никуда не поедет. Но дело в том, что мотор вообще не приводит его в движение. У него нет прямой связи с колёсами, и он не передаёт на них никакого крутящего момента. Зачем же тогда здесь нужен двигатель внутреннего сгорания? Он действует в качестве генератора, заряжая батарею и питая электромоторы. Такая система часто называется «последовательной гибридной». Разбираемся с её устройством.
Как работает бензиновый двигатель в такой системе?
Многие считают, что мотор под капотом Li Auto L9 нужен, для того чтобы заряжать тяговую батарею. Но на деле это лишь одна из его функций. Он может работать и в других режимах. На самом деле у бензинового мотора есть прямая связь с электродвигателями. Поэтому в гибридном режиме движения при резком старте с места слышно, как ДВС выходит на высокие обороты. В этот момент он снабжает энергией электромоторы. Такая система позволяет снизить нагрузку на тяговый аккумулятор и скорость его разрядки.
Всего же у гибридной системы Li Auto шесть основных режимов работы:
Первый – движение с выключенным ДВС. При его активации кроссовер ведёт себя, как типичный электромобиль. При разряде аккумулятора до 30% бензиновый мотор включится принудительно и начнёт заряжать аккумулятор.
Второй режим – гибридный для максимальной производительности. ДВС и тяговая батарея одновременно снабжают энергией электромоторы. Обычно такой режим требуется при резких ускорениях, когда энергопотребление достигает пиковых значений.
Третий режим – знакомая каждому владельцу электромобиля система рекуперации. Во время торможения электромотор также начинает работать как генератор, отдавая излишки энергии батарее.
Четвёртый режим – бензиновый. Приоритет отдаётся сохранению заряда батареи, а ДВС питает электромоторы исключительно своими силами.
Пятый режим – гибридный для максимального запаса хода. Бензиновый двигатель одновременно снабжает энергией как аккумулятор, так и тяговую батарею. В таком режиме Li Auto L9 может проехать более 1,300 км.
Шестой режим – заряд батареи. Как понятно из названия, в этом режиме бензиновый двигатель заряжает тяговую батарею. Режим можно активировать только тогда, когда автомобиль припаркован и не находится в движении. Иначе двигатель будет отдавать энергию и электромотору. К слову, ДВС Li Auto L9 заряжает батарею за 11 часов работы. Это не самый быстрый показатель, но вдали от зарядных станций возможность автономной зарядки станет безоговорочным преимуществом.
Кроме того, двигатель внутреннего сгорания можно включать зимой для прогрева автомобиля. Это явное преимущество кроссоверов Li Auto по сравнению с электрокарами. Конечно, многие автомобили на электротяге сейчас оснащаются тепловыми насосами, но с эффективностью теплоотдачи бензинового двигателя они вряд ли сравнятся.
«Последовательный гибрид» или «электромобиль с увеличенным запасом хода»?
Мы разобрались с устройством силовой установки кроссоверов Li Auto. Но теперь пришло время определить, как же правильно её назвать. На просторах интернета есть два наиболее популярных термина – «последовательный гибрид» и «электромобиль с увеличенным запасом хода».
Электрокаром Li Auto называют из-за того, что бензиновый двигатель на его борту не крутит колёса напрямую, а лишь снабжает систему электричеством. Согласно самому распространённому определению, электромобиль – это автомобиль, который приводит в движение один или несколько электромоторов, питаемых от независимого источника энергии. Как видим, Li Auto полностью соответствует этому определению. Просто источников энергии у него два: ДВС и батарея. В целом, автомобили Li Auto можно назвать как гибридами, так и электромобилями. Ошибки при этом не будет ни в одном из случаев.
Тут напомним основные характеристики силовой установки флагманского представителя линейки Li Auto, кроссовера L9, в «сухих цифрах». В движение его приводят два электромотора мощностью 449 л.с. и крутящим моментом 620 Н⋅м. Такая отдача позволяет L9 разогнаться до 100 км/ч за 5,3 секунды. Ёмкость его батареи составляет 42,6 кВт⋅ч. Из них активно используются чуть более 39 кВт⋅ч для обеспечения безопасности аккумулятора. Одного заряда L9 хватает на 215 км запаса хода в полностью электрическом режиме. А с активированным ДВС он может проехать 1,315 км. При этом средний расход топлива у бензинового двигателя составляет 0,9 л/100км с заряженной батареей и 7,8 л/100км с разряженной.
Бренд Li Auto пока не представлен в России официально, но его уже можно купить с гарантией и сервисной поддержкой. Для этого можно обратиться в российско-китайскую компанию Meilin, китайский офис которой расположен в одном городе с заводом Li Auto. О начале работы компании в апреле этого года писало множество ведущих российских СМИ.