Что-то пошло не так: почему цифровизация бизнес-процессов не приводит к результату
И почему так важно изначально продумывать кадровую политику в отношении подбора и развития сотрудников. Рассказывает Анастасия Овчаренко, руководитель департамента подбора руководителей для hi-tech рынка компании Kontakt InterSearch Russia.
Вы не хотите сделать клиенту хорошо
Начнем с того, что цифровизацией занимаются крохоборы. Чем богаче страна, тем меньше в ней «цифры». Я постоянно слышу утверждения о том, как круто все автоматизировано в России, а в «загнивающей Европе» операционисты до сих пор сидят в банках на самых элементарных задачах. На самом деле это просто потому, что у западных компаний есть деньги, и они готовы платить высокую цену за работу сотрудников. Они понимают, что определенная часть населения не любит или не привыкла пользоваться смартфоном, что для стопроцентного перехода нужно «оцифровать» и одарить гаджетами 100% клиентов. Кроме того, человеку зачастую просто психологически комфортнее взаимодействовать с человеком. У нас же компании начинают воспитывать клиента, стимулируют к самообслуживанию, к примеру, беря комиссию за операции, в которые вовлечен сотрудник бренда. Они экономят на сервисе, в то время как богатые страны готовы тратиться на комфорт пользователя. Если тебе приятнее общаться с человеком, который тебе улыбнулся – вот тебе этот человек, пусть улыбается на все деньги, которые мы ему заплатили.
Вы уверены, что цифровизация сократит расходы
Вполне возможно, что вы только увеличите их. Здесь работает принцип адекватности размера затрат по отношению к задаче. Никто не будет покупать себе зерноуборочный комбайн для обработки 3 соток. Точно так же перед самим проектом нужно просчитать все изначально и определить, как вы будете оценивать эффективность проекта: возможно, вы потратите в сотни раз больше ресурсов на разработку и внедрение технологии, чем потом сэкономите на реализации функций через робота. Иногда технология съедает слишком много, и возможно, лучше подождать, когда выгода от ИТ станет более очевидной.
То же самое касается человеческих ресурсов. Сокращая персонал в одном направлении деятельности, вы наращиваете его в другом. Да, теперь вам нужно меньше операторов call-центра, благодаря чат-боту, но при этом вам требуются люди, отвечающие за настройку и обслуживание программ. У вас стало на 50% сотрудников меньше «на телефоне», при этом мы нарастили ИТ-блок на 15%, и по деньгам вышло ровно то же самое. Добавьте ко всему затраты на команду разработки, обучение персонала или разработку манулов для пользователей и партнеров.
У вас есть технология, но нет цели
Одна из самых распространенных проблем на рынке – внедрение технологий непонятно ради чего. Точнее ради галочки «теперь мы тоже в диджитал». «У нас есть big data, но нет содержательной задачи для нее. В принципе для наших целей вполне хватит и экселя, и мы не очень поняли, зачем все это затеяли». То есть бизнес фокусируется на самой цифре, а не на проблематике.
Подобным грешат не только гиганты рынка, хотя внедрение новых ИТ-решений –всегда дорогое мероприятие. Есть много брендов, которые просто верят в технологии. И это, с одной стороны, круто. Без таких профессионалов и звезд рынка отрасль и страна не двигались бы вперед. Но в чем смысл цифры для вашего бизнеса? Достаточный ли это аргумент, что «это» есть у ваших конкурентов, а у вас нет? Я знаю компанию среднего размера, которая в погоне за технологиями внедрила у себя уникальное решение, связанное с автоматизацией производственного процесса. Подобное есть только в NASA и «Сбере». Да, технология крутая, она тянет задачи NASA и «Сбера», но насколько она нужна бизнесу среднего объема?
Вы думаете, что можно просто внедрить цифру и расслабиться
Нельзя купить или внедрить классную разработку и думать, что теперь она сама решит все проблемы. Это как с роботом Вера. Есть компании, которые почти ничего не меняли в базовых настройках и прописали совсем простой скрипт, и здесь конверсия в качество очень низкая. А есть бренды, которые реально вложились в адаптацию под себя: настраивали голос так, чтобы он звучал максимально по-человечески, заморачивались над логикой разговора, прописывали несколько сценариев, проводили длительные тесты. Эффект будет получен, только если инвестировать время и ресурсы в финальный продукт. Это как купить программу 1С и ждать, что она начнет сама делать все проводки. Тем не менее, в отношении многих вопросов цифровизации по-прежнему существует стереотип, что достаточно поставить дорогую технологию, и больше ничего не делать, а в случае проблем винить во всем вендоров.
Точно так же и без системы обучения сотрудников по работе с новой программой или оборудованием – продуманной, качественной и измеряющей результаты – невозможно добиться нужного эффекта. Это как получить суперточный микроскоп и отдать заколачивать им гвозди.
Вы думаете, что люди больше не нужны
Ни одна программа не будет работать без человека. И здесь речь не только про разработку, но про управление в дальнейшем. Да, когда-нибудь уйдут профессии, связанные только с рутинными задачами, но люди не уйдут – просто изменится их функционал. Их обязанности все чаще будут связаны с погружением в технологии, программирование, все больше сотрудников будут заниматься постановкой задач программе и отправлением технологических запросов. Принятие решения всегда будет оставаться за человеком, в то время как система только предлагает варианты, пусть просчитанные до мельчайших деталей и без ошибки.
Точно так же пока я не могу себе представить какие-либо сложные операции в клиентском сервисе. С помощью бота вы можете решить только самые простые вопросы. У меня в телефоне стоит приложение оператора связи, но если у меня возникает какая-то проблема, решение которой я не знаю, ИИ мне не поможет. Ответы на элементарные вопросы я найду сама, для этого мне не нужен электронный помощник. Но в сложных случаях, как бы я ни формулировала запрос, бот не решит его. Мне нужен сотрудник поддержки, который правильно меня услышит – пока ИИ не настолько умен и гибок, как мог бы быть. И как мне кажется, понадобится еще очень много времени, чтобы в этой теме выйти на новый уровень.