Что делать, если сотрудники не смотрят вебинары: вовлечение в корпоративном обучении
Если вы организуете корпоративное обучение в компании и замечаете, что коллеги недостаточно активно участвуют в онлайн-тренингах или вебинарах, а сами мероприятия неэффективны, советуем прочитать статью – расскажем, почему так происходит, какие инструменты помогут поднять вовлеченность, и как это сделали другие компании.
Почему онлайн-обучение не дает эффекта
В аудитории спикер видит участников и их реакции, но в онлайне это сложнее – корпоративные тренеры или преподаватели часто не получают обратной связи от слушателей. В исследовании Нетологии от 2021 года 35% респондентов отметили, что испытывают трудности с вовлечением сотрудников в онлайн-обучение. Есть и другие трудности: сотрудникам сложно найти время на обучение (15%), компаниям не хватает бюджета (28%), нет цифровой грамотности у сотрудников (11%).
За годы удаленки многие привыкли к такому положению вещей и даже не задумываются, что эту ситуацию можно изменить. Полностью отказываться от стандартного формата «лектор и презентация» не стоит, но разнообразить его будет полезно – вы получите более высокую вовлеченность от участников, сотрудники будут активнее развивать новые навыки, и у них будет больше мотивации участвовать во внутреннем обучении компании.
Как зацепить внимание
На примере российской платформы Pruffme для онлайн-обучения разберемся, как сделать корпоративные занятия действительно интересными, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортнее в онлайн-форматах. Похожие инструменты есть и на многих других вебинарных платформах для мероприятий и обучения.
Опросы для сбора обратной связи
В том же исследовании Нетологии от 2021 года 80% компаний ответили, что оценивают эффективность обучения через сбор обратной связи – для этого можно запустить опрос.
Опросы создают внутри вебинарной комнаты, чтобы во время онлайн-занятия получить фидбек или проверить, как участники поняли тему. Результаты опроса можно скачать в виде файла, чтобы сохранить ответы и проанализировать, все ли было понятно коллегам, или на каком-то вопросе нужно будет остановиться подробнее. Например, если 10 из 15 сотрудников ответили, что не до конца поняли, как работать с возражениями клиентов, вы можете вернуться к теме на следующей лекции или организовать практическое занятие.
Квизы для геймификации
В квизы обычно добавляют несколько вопросов, на которые участники должны ответить как можно быстрее. Победителей, которые набрали больше всего баллов быстрее остальных, видно в итоговом рейтинге квиза. Такой инструмент можно использовать для проверки знаний, например, вместо стандартного итогового теста, или как элемент для вовлечения участников в начале занятия – сделайте квиз по музыке или фильмам, чтобы настроить сотрудников на обучение.
Групповые комнаты для совместной работы
Разделяйте участников на группы или пары, чтобы они могли обсудить тему вместе. Прикрепите в чатах вопросы для дискуссии или сценарии, с которыми сотрудники могут столкнуться на работе. Например, для отдела продаж это может быть тренажер для работы с возражениями – опишите в чате ситуацию с возражением «Сейчас мне это не актуально» и попросите коллег разыграть такой диалог в парах или небольших группах.
Как организовать практику в онлайне
Организовать практические занятия офлайн легко – вы просто собираетесь с коллегами в переговорной, ведете обсуждения, устраиваете мозговые штурмы и записываете результаты. Когда вы далеко друг от друга, всё то же самое можно делать на онлайн-доске.
Онлайн-доска – это единое рабочее онлайн-пространство для совместной работы и обучения. Доску можно использовать в вебинарной комнате или на отдельной вкладке, чтобы вместе с коллегами работать над заданиями, устраивать мозговые штурмы или заполнять Kanban-доски для отслеживания задач.
Для начала встречи составьте «ледоколы» – небольшие игры, которые помогут наладить взаимодействие между лектором и участниками. Попробуйте ледокол «Летний отпуск», в котором сотрудники должны добавить на доску предметы, которые они взяли бы с собой в поездку, а затем вместе обсудить результаты. Такие упражнения создают позитивную атмосферу в коллективе и добавляют развлекательный элемент в корпоративное обучение.
Во время практического занятия можно составить на доске задания по вопросам, которые обсуждали на лекциях. Например, если вы занимаетесь адаптацией новых сотрудников, можно предложить им в игровой форме решить задачи, с которыми они будут сталкиваться на работе.
Как анализировать вовлеченность
После лекций или занятий вы можете проверить, насколько вовлечены были участники – действительно ли смотрели мероприятие, что писали в чате, по каким ссылках переходили из вебинарной комнаты. За присутствие или активное участие начисляйте баллы, если у вас есть рейтинговая система, или просто отмечайте самых активных сотрудников. Чтобы оценить работу на занятии, вы можете не только проверить список подключившихся пользователей, но и обратиться к контролю присутствия и статистике по вебинару.
Контроль присутствия, чтобы проверить, кто смотрит вебинар
Если вы хотите видеть, кто из сотрудников участвует в онлайн-обучении, а не занимается своими делами, запустите контроль присутствия – это автоматическая проверка, которая появляется на экране с нужным интервалом. Участники должны кликнуть по всплывающему окну, чтобы подтвердить участие в вебинаре, а результаты проверки появятся в статистике. Использовать эти данные можно по-разному, например, если кто-то из сотрудников подтвердил присутствие только 2 раза из 5, то ему можно предложить пройти это занятие ещё раз.
Статистика для анализа вовлеченности после тренинга или вебинара
В статистике по проведённому мероприятию вы можете посмотреть, сколько времени участник провел в комнате, как часто подтверждал присутствие, что писал в чате, а также все данные из анкеты, которую пользователи заполняют на входе в вебинар. Например, если вы проводите общее обучение для разных отделов, в анкете можете спросить, из какого отдела пришел сотрудник, а затем проанализировать участие разных отделов с помощью файла статистики.
Как организуют корпоративное обучение другие компании
ДНС
Компания ДНС — один из лидеров цифрового ритейла в России, для такого крупного игрока на рынке очень важно иметь квалифицированных сотрудников, поэтому южный дивизион компании выстроил целую систему корпоративного обучения с интерактивами, квизами и тренажерами.
Анжелика Баракова, руководитель отдела по обучению и развитию персонала HR-службы, дивизион ЮГ ДНС:
«Мы задумались над тем, что у нас были не очень весёлые вебинары. Ошибка была в том, что мы просто взяли и перенесли офлайн-обучение в онлайн – методологически ничего не поменяли. А ведь в онлайне совсем всё по-другому. Например, когда люди участвуют в вебинарах с выключенными камерами, тренерам очень тяжело – они говорят будто в пустоту».
Для вовлечения и анализа в корпоративном обучении ДНС используют следующие инструменты:
VR-режим и доски
Сценарий для повышения вовлечённости с помощью доски выглядит так: на практикуме восемь человек, у каждого есть кейс по продажам, который нужно решить. Если сотрудник выполняет кейс, то получает определённое количество баллов. Остальные участники следят и записывают обратную связь по сотруднику на стикерах, за что наблюдающие тоже могут получить баллы. За определенное количество баллов сотрудник получает зачёт и может больше не приходить на другие вебинары.
В VR-режиме компания тоже видит большой потенциал – в виртуальную комнату можно добавить материалы для самостоятельного изучения, например, видео и презентации. Сотрудников такой формат вовлекает гораздо сильнее, чем обычные лекции, так как они могут активно поучаствовать в занятии.
Контроль присутствия и статистика
Контроль присутствия очень нужен, когда нет активного взаимодействия между участниками и тренером. Обычно его включают на вебинарах, чтобы проверить реальное присутствие сотрудника на мероприятии.
Огромный плюс в подробной статистике: специалисты по обучению и развитию персонала могут отследить, кто когда выходил, заходил, кто был самым активным в чате.
НЕО-ФАРМ
Фармкомпании НЕО-ФАРМ удалось повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников, когда к лекциям добавили:
Опросы
С помощью опроса узнают мнение участников – спикер называет утверждение и предлагает ответить фармацевтам, согласны они с ним или нет. Спикеры становятся ближе к аудитории, а участники – более лояльными и внимательными, потому что их мнение важно для спикера и группы.
- Квизы
Формат квиза или викторины помогает создать соревновательную атмосферу на занятиях. После ответов на вопросы квиза каждый участник видит свое место в рейтинговой таблице. Компания НЕО-ФАРМ отмечает, что это мотивирует фармацевтов, так как часто они бывают перфекционистами.
Работу на онлайн-досках
НЕО-ФАРМ переодически проводит встречи заведующих аптек с региональным менеджером, где нужно обсудить достижения плановых показателей. Это всё, конечно, можно делать и устно, но визуализация всё-таки более эффективна. Поэтому сотрудники компании рисуют mind-map на доске, помечают основные мысли на стикерах, голосуют за понравившиеся идеи.
AirAstana
AirAstana – крупнейший авиаперевозчик в Республике Казахстан. В компании уделяют большое внимание обучению сотрудников. Если тренинг проходит онлайн, то тренеры Учебного центра стараются применить всевозможные интерактивные инструменты, чтобы сотрудники участвовали в дискуссиях и вовлекались в изучение темы, например:
Групповые комнаты
На тренингах часто работают в группах: сотрудники делятся на команды по 7 - 8 человек, выполняют задания, устраивают дискуссии и затем возвращаются в общую вебинарную комнату, чтобы показать результаты работы.
Текстовое поле
Используют по аналогии с флипчартами. Обычно работают с этим инструментом в группах – тренеры заранее пишут вопросы, а затем просят участников ответить на них. В каждой комнате есть модератор, который решает, кто будет писать на текстовом поле, а кто будет презентовать ответы в общей комнате.
Проверка знаний с помощью тестов внутри комнаты
Иногда тренеры используют тесты, чтобы провести итоговую проверку по теме курса. Если все успешно проходят тест, то можно идти дальше, если что-то не получилось – нужны дополнительные занятия или материалы.
Резюме
Кратко о вовлеченности сотрудников на вебинарах:
Основная проблема онлайн-обучения – нет взаимодействия между лектором и участниками
Чтобы сделать вебинары более интерактивными, используйте опросы, квизы, онлайн-доски, разделение на групповые комнаты
Чтобы проанализировать эффект от изменений формата, обратитесь к статистике и контролю присутствия
Поднять вовлеченность и сделать корпоративные вебинары интереснее уже получилось у ДНС, AirAstana и НЕОФАРМ
Расскажите, с какими трудностями сталкиваетесь вы – заходите на онлайн-доску и добавляйте стикеры с описанием проблемы.