4 крутых примера, когда российские компании сумели в мерч
Я фанатка корпоративного мерча, ну такое вот гилти плеже. На Западе бренды работают с ним очень круто, прям бери и носи — коллабы с крупными фешн-брендами, новые коллекции каждый сезон. К сожалению, в России пока что всего несколько примеров крутой работы брендов с мерчем. Мой личный топ — Альфа, мерч из музея Яндекса, Яндекс Такси и ВКонтакте. О них — в статье.
Яндекс.Такси
В 2019 году Яндекс.Такси заколлабились с основателем архитектурного бюро Crosby Studios Гарри Нуриевым и сделали коллекцию одежды, посвященную безопасности.
Кроме того, что это просто стильная одежда с фирменными цветами Такси, у коллекции есть своя концепция. Сервис начал двигать идею о том, что ремни безопасности и общая безопасность в движении — это важно. И вообще месседж в таких инфоповодах — главная штука.
При создании коллекции использовали настоящие автозамки, ремни безопасности и аптечку. А кофты и штаны выполнены в стиле мочалки для мытья машин.
Мы хотим попробовать сделать ремень желанным и модным объектом, а осознанность по отношению к собственной безопасности — новым трендом. В проекте с Гарри мода — платформа для визуальной коммуникации, а искусство — инструмент, помогающий донести главное послание: безопасность важна везде.
Альфа-Банк
С 2019 года Альфа активно занимается мерчем. Всё началось с коллекции одежды для умных и свободных и стильного мерча для курьеров. А в этом году вышла коллаба с художником Brickspacer — парень из российского списка Forbes «30 до 30», работал с Покрасом Лампасом, Face, Slava Marlow, Little Big. Для меня это пример удачного маркетинга: нашли тренд, поймали, использовали.
Вот моя мысль: если люди не захотят носить ваш мерч в повседневной жизни — это фиговый мерч.
Кроссовки, худи и рюкзаки Альфа-Банка о том же. На картинке именно тот портфель, который они сделали после интервью со своими курьерами. И правда: когда я его увидела, сама загорелась купить.
Если переносить вопрос «Как компаниям сделать свой мерч?» в практическую плоскость, то я бы сформулировала первое правило так: «Не спускайте мерч сверху. Не делайте его таким, как считаете нужным вы. Лучше бегите опрашивать тех, кто этот мерч будет носить и распространять».
Чтобы сделать мерч для наших представителей, мы поговорили с теми, кто доставляет карточки Альфа-Банка каждый день. Вот главное: мы не хотим превращать людей в ходячую рекламу. Альфа — человеческая компания, а не только технологическая.
Мы придумали рюкзаки, которые захочется носить везде, не обязательно на работе. Разработали десятки моделей, пока не услышали от людей: «А его можно купить за деньги?» Тогда мы поняли: то, что нужно.
Мерч музея Яндекса
Один из лучших кейсов с мерчом делает «Яндекс». Я постоянно вижу их худи и футболки в Москве. А когда была в Петербурге, из музея «Яндекса» на Невском постоянно выходили довольные ребята с оверсайз-футболками в пакетах. «Яндекс» делает крутой мерч, поэтому его хотят носить просто так.
С 2018 года работает музей Яндекса, и за эти несколько лет ребята неплохо прокачались с уровня «магазин для гиков» до, по сути, собственного бренда одежды.
Главный посыл музея — одежда должна быть комфортной и удобной, а не просто обвешанной логотипами бренда. Поэтому чаще всего на футболках, худи или штанах ребята размещают интересные фразы, а логотип остаётся на втором плане.
Чуть результатов за 2022, которым поделилась директор музея:
- за 2022 год одели 18 тысяч человек — это 7500 кг одежды;
- в носках яндекса ходят 5 тысяч человек;
- из кружек музея пьют 6 тыс. человек.
VK Store
Влюбилась в мерч VK, когда увидел в аэропорту сотрудника VK Business в чёрной базовой футболке с маленьким принтом.
Потом узнала, что у VK есть два офлайн-магазина с фирменным мерчем: в Питере на Невском и в Москве на втором этаже ЦДМ. Они продают вообще всё: от футболок и худи до очков.
Нравится, что мерч создан для обычных людей, чтобы носить его в повседневной жизни. Всё довольно лаконично, бренд интегрирован аккуратно — небольшие вышитые логотипы, паттерн на подкладке, отцепляемый брелок и т.д. Видно, что это не просто разовый дроп ради пиара, а обычные стильные вещи.
Помимо базовых вещей есть смешная летняя коллекция со стикерами, но как по мне — это больше для подростков. Впрочем, они и есть ЦА бренда.
Почему именно такой топ?
Как уже писала, считаю, что мерч должен решать сразу несколько задач: нести сильную идею + быть стильным + подходить для ношения на повседневной основе. Качество в моей системе координат идёт по умолчанию, поэтому некоторые бренды в мою подборку “лучшие мерчи России” не попали.
Буду рада пополнить свою коллекцию любимых брендов, так что делитесь в комментариях примерами классного мерча.