Как предпринимателю воспитать ребёнка-лидера
Для успеха в карьере или бизнесе приходится много работать над своим образованием и soft skills. Чтобы сократить этот путь, многие родители стремятся как можно раньше дать своим детям навыки и знания, на которые у них самих ушли годы.
Желание предпринимателя вырастить лидера понятно: лидерские качества помогут ребёнку в будущем быть независимым. Кроме того, лидеры двигают вперёд науку, культуру, создают рабочие места. Как воспитать лидера и какие результаты это принесёт, рассказали резиденты бизнес-клуба «Атланты».
Эмпатичный и амбициозный — каким представляют лидера
Чтобы воспитать лидера, прежде всего нужно сформулировать, какими качествами он обладает.
Первое, что приходит на ум — способность вести за собой: лидер умеет заинтересовать людей своими идеями и мотивирует действовать вместе с ним. Руководители больших компаний понимают, что этот навык чаще всего приобретается не сразу. У детей такая способность начинает развиваться с проявления эмпатии: когда ты можешь поставить себя на место другого, лучше понимаешь, какая идея ему откликнется.
У Елены Агеевой, владелицы туристической компании «Тревел-Проджект», резидента бизнес-клуба «Атланты», двое детей. В начальной школе её младший сын Богдан поехал вместе с одноклассниками в Дарвиновский музей. Там детям подарили игрушки, но, когда все собирались домой, выяснилось, что у одной девочки игрушка сломалась. Она расстроилась и заплакала. Увидев это, Богдан незаметно для девочки заменил сломанную игрушку своей. Сегодня сыну Елены 19 лет, и умение сочувствовать другому — по-прежнему одно из его сильных качеств. Возможно, благодаря ему Богдан легко объединяет вокруг себя людей, в том числе для запуска бизнес-проектов. С 15 лет он пробует себя в предпринимательстве, и сейчас у него несколько бизнесов, среди которых развлекательный квест.
Еще одно лидерское качество — ответственность за себя и за свое окружение. Например, Виктории Демидовой, совладелице компании Adamos Logistic, резиденту бизнес-клуба «Атланты», в 13 лет родители купили собаку. С Виктории взяли обещание, что она будет сама заботиться о питомце, иначе его отдадут в другую семью. С того дня она сама кормила собаку, ухаживала за ней и брала с собой в любые поездки, даже на ночёвку к подруге, потому что чувствовала ответственность за судьбу питомца.
Лидер созидателен и предприимчив, и это может проявляться уже в юном возрасте. Однажды Елена Агеева отдыхала со своими детьми, ненадолго оставила их в отеле. Сын Елены Богдан увидел для себя интересную возможность подзаработать. Он сделал табличку, на которой на русском и английском языках написал: «Помою обувь за 3 евро», и пробежался по всему отелю.
Лидеру свойственна амбициозность, он не боится выделяться. 22-летняя дочь Елены Агеевой Алина — чемпионка мира по спортивным бальным танцам. Она преподаёт пластику тела и ведёт блог о танцах, за которым следят триста тысяч подписчиков, и развивает совместно с коллегами портал психологической помощи спортсменам, благодаря образованию психолога. В танцевальных кругах Алина известна нестандартными нарядами для выступлений: на ней можно увидеть вуаль, платье-брюки, ассиметричный макияж. Девушка не боится использовать в образах то, что порицается классической школой танца.
Принципы воспитания лидера: поддержка, поощрение, поиск наставников
Алексей Ситников, политтехнолог, доктор психологических и экономических наук, считает, что лидерству научить нельзя: это на 50% генетика и ещё на 50% — результат жизненного пути. С этим утверждением можно соглашаться или нет, но, даже если оно верное, как помочь ребенку развить свои лидерские задатки? Вот некоторые принципы, которые мы выделили на основе опыта наших резидентов.
Поддерживать в начинаниях
Дети исследуют свои возможности, и им в голову может приходить множество идей. Важно позволять ребенку пробовать себя в разных направлениях. Так он приобретёт свой опыт, укрепит уверенность в себе и станет решительнее.
Однажды Митя, средний сын Виктории Демидовой, вернувшись из детского лагеря, попросил записать его на карате. Оказалось, что в лагере он столкнулся с агрессией со стороны старших ребят, которой не мог противостоять. Митя решил научиться защищаться. Все прочие занятия в его расписании подвинули, чтобы он смог попробовать то, что для него важно.
Два года назад Богдан, сын Елены Агеевой, попросил у родителей 500 тысяч рублей на запуск развлекательного квеста, и ему не отказали. Он заработал на проекте и уже через три месяца вернул всю одолженную сумму родителям. А квест работает до сих пор.
Не навязывать своё мнение
Если поддержка укрепляет уверенность в себе у детей, то навязывание мнения работает ровно наоборот. Из-за настойчивости родителей у ребенка может возникнуть внутренний протест.
Сыну Елены Агеевой Богдану в детстве сложно давалась учеба, но родители принуждали его к занятиям и нанимали репетиторов. Им хотелось, чтобы он был отличником, как когда-то они сами. В ответ на это сын стал вести себя замкнуто. Тогда Елена с мужем поняли, что, если не сменить тактику, они подавят энергичность и предприимчивость сына. Когда ему было 12 лет, они решили перевести его в спортивную школу, где упор делали не на науки, на изучение которых у парня не хватало усидчивости, а на физическую подготовку. Окончив её, он стал мастером спорта по гребле, чемпионом Москвы и России.
Когда Виктория Демидова растила старшую дочь Полину (сейчас ей 18 лет), много времени уделяла работе. Чтобы быстрее справляться с домашними делами, Виктория часто делала выбор за дочь: что надевать, как проводить время. К примеру, обои в комнату Полины Виктория выбирала, не советуясь с дочерью, а еще она водила её на танцы, воплощая прежде всего свою детскую мечту. После появления сыновей Виктория стала позволять им самим выбирать себе занятия и брать ответственность за решения. Если сын говорит, что не хочет делать уроки, она не спорит, но напоминает, что у этого выбора будут последствия.
Лучше не давать детям советов, а поделиться с ними опытом или создать условия, которые помогут сделать выбор самостоятельно. К примеру, если перед ребёнком стоит выбор профессии, можно предложить ему вместе изучить разные варианты: посмотреть документальные фильмы, съездить на экскурсию на производства. Так он сможет представить, чем предстоит заниматься в каждом из направлений, и сделает выбор сам.
Признавать право ребёнка на ошибку
Этот принцип похож на предыдущий, но разница в том, чтобы принимать ошибку ребёнка, если его решение оказалось неверным, и не упрекать.
Например, Елена Агеева, опираясь на свою интуицию и опыт, стремилась уберечь дочь от ненадёжных друзей. Но в итоге Алине пришлось столкнуться с предательством в одном из своих бизнес-проектов — танцевальном блоге. Между ней и её подругой не был заключен договор с условиями партнёрства. Однажды Алина узнала, что подруга создала другой проект, куда хотела перевести рекламодателей блога. Разочарование в подруге Алина переживала тяжело, но родители не упрекнули её в наивности. Алина сама сделала выводы из этой ошибки — теперь, по словам Елены, дочь всегда заключает договоры с партнёрами.
Поощрять общительность
Лидер — человек эмпатичный, и чтобы развить это качество, важно больше общаться с другими. Это учит понимать людей разных темпераментов и взглядов, договариваться и получать от собеседников нужную информацию. Виктория Демидова вспоминала, как мама просила её узнавать у прохожих время, несмотря на то, что у неё были часы. Так она учила дочь не стесняться обращаться к людям, если нужна помощь. Это помогло Виктории в будущем устанавливать контакт с партнерами и понимать своих сотрудников.
Поощрять финансовую независимость
Собственный заработок — это тоже победа, и хорошо, если дети, копируя взрослых, интересуются финансами и тем, как зарабатываются деньги.
Еще до запуска собственного бизнеса в Москве Елена Агеева жила в Волгограде и работала в найме в гостинично-развлекательном комплексе. Сын и дочь хотели подзаработать на каникулах и попросили у мамы найти для них занятие. Эта инициатива Елене понравилась, и она предложила им мыть шезлонги на пляже комплекса за небольшое вознаграждение. Так ребята сами зарабатывали деньги на карманные расходы.
Другой пример: Виктория Демидова читала сыновьям с раннего детства книги о финансовой грамотности, например книгу «Пёс по имени Мани» немецкого бизнесмена и финансового консультанта Бодо Шефера. Она поощряла интерес детей к деньгам, рассказывала им о том, как работают инвестиции, зачем они нужны. В результате сейчас у каждого из её детей есть свой накопительный счет. Они сами пополняют его, зарабатывая учёбой и успехами в спорте: дети знают, что, получив определённое число пятерок или заняв призовое место на соревнованиях и олимпиаде, они получат вознаграждение. Это добавляет им азарта в обучении.
Вместе обсуждать проблемы
Лидеру важно понимать, что он может на кого-то опереться, а значит, должен уметь доверять. Например, в доме Елены Агеевой, когда дети были маленькими, практиковали разговоры всей семьёй. Вместе обсуждали, как прошёл день, что интересного случилось, какие возникли трудности и как их решить. Благодаря этому у сына и дочери сформировалось понимание, что, поделившись проблемой с родителями или компетентными людьми, можно получить подсказку, как выйти из непростой ситуации.
Задавать примеры
Будущие лидеры нуждаются в примерах. Ближайший образец — родители. Дети видят, как мама и папа общаются с другими, как зарабатывают, распоряжаются деньгами и примеряют эту модель на себя.
Но кроме родителей примерами могут быть и другие люди. Например, чтобы дети не теряли мотивацию заниматься спортом, Виктория делает для них подборки книг и фильмов об известных спортсменах. Пока сыновья учились сёрфингу, они посмотрели несколько фильмов о сёрферах. А однажды её младший сын Серёжа сам попросил свозить его в Петербург и показать места, хранящие память о Петре I — его кумире. И четыре дня Виктория посвятила прогулкам с сыном по Северной столице.
Не пренебрегать помощью профессионалов
От репетиторов, инструкторов, тренеров по здоровому образу жизни дети получают знания и навыки, которых родители дать не могут, в том числе из-за занятости на работе.
В семье Виктории Демидовой есть приглашённый педагог — тьютор. Он помогает детям, пока родителей нет рядом. В прошлом году у ребят был наставник, который преподавал им географию, английский и французский языки, учил игре в шахматы и на гитаре. В этом году новый тьютор занимается с ними финансовой грамотностью и иностранными языками. Виктория выбирает те дисциплины, которые интересны самим детям. Сначала она приглашает педагогов в качестве репетиторов, затем доверяет тьюторство. Тьютор ничего не делает руками детей — только направляет, и это отвечает правилу не забирать у них инициативу.
А вот какие площадки для образования детей рекомендуют наши резиденты:
- «Атланты Junior»
Это направление бизнес-клуба «Атланты» для детей резидентов. В группах для разных возрастов – от 2 до 24 лет, дети учатся предпринимательству, лидерству и построению взаимоотношений. Есть и клубный формат форум-групп, где участники могут обсуждать свои проблемы и делиться опытом. Кроме того, подросткам дают возможность пройти стажировку в компаниях резидентов «Атлантов».
- «Бизнес Созидание» (бывший KinderMBA)
Бизнес-школа, где детей от 5 до 18 лет учат финансовой грамотности, навыкам публичных выступлений, презентаций, исследованию и сбору данных. Ребята создают здесь свои первые бизнес-проекты.
- Kidsdev
В этой бизнес-школе детей разных возрастов обучают топ-менеджеры Coca-Cola HBC, Siemens LLC, L'oreal Paris. В программе экономика, маркетинг и финансы, профориентация, ораторское искусство, есть экскурсии на производства и даже возможность стажировки.
- Малая компьютерная академия TOP
В академии ребята изучают 3D-моделирование, робототехнику и программирование. К примеру, разрабатывают компьютерные и мобильные игры. Также учатся создавать видеоконтент и продвигать YouTube-каналы, есть занятия в фото- и видеолаборатории.
***
Помочь детям раскрыть свои лидерские качества — непростая задача. Резиденты бизнес-клуба «Атланты» следуют девяти принципам:
- поддерживать в начинаниях;
- не навязывать своё мнение;
- признавать право ребёнка на ошибку;
- поощрять общительность;
- прислушиваться к идеям ребёнка;
- поощрять финансовую независимость;
- вместе обсуждать проблемы;
- задавать примеры;
- не пренебрегать помощью профессионалов.
А если вам понадобится поддержка окружения и более точечный опыт предпринимателей, воспитывающих детей, обращайтесь в бизнес-клуб!
Ну, а если ребенок другого характера, и быть лидером не хочет, так что ж заставлять его? Тут не все так просто, как кажется на первый взгляд: ребенку это может быть просто неинтересно, он может жить себе в своем мире и не хотеть, чтобы из него лепили лидера. Поэтому так и бывает, что в успешных семьях, где папа большой босс, не всегда его сын похож на него))
с языка снял. нужно дать ребёнку выбор, а не лепить то, что родителям бы хотелось.