Магазин будущего: и нет, это не про роботов Walmart
Представьте себе продуктовый магазин, в котором 99,9% товаров вовремя выставляются на полку.
Магазин, в котором покупатели всегда получают то, что им нужно, по самой выгодной цене, потому что отдел закупок предсказывает будущее, а поставщики дают персональные скидки на свою продукцию любому покупателю в магазине одним щелчком мыши.
Это не будущее. Это настоящее. Мы это сделали и продолжаем развивать.
Меня зовут Игорь Шубин, и я уже 10 лет работаю с замечательной командой над созданием магазина будущего. Сегодня я решил поставить перед собой цель рассказать об этом простыми словами, ведь на самом деле истина в простоте.
Когда меня спрашивают «что такое магазин будущего», сперва на ум приходят чудо-роботы, магазин без кассиров и др. дорогостоящие технологии, которые сегодня на слуху.
Со временем, я осознал, что магазин будущего – это не про роботов и умные камеры, а про отлаженные процессы, где:
Поставщик – вовремя привозит все товары
Магазин – вовремя выставляет их на полку
Покупатель – получает лучший сервис по выгодной цене.
А что думаете вы?
Приглашаю вас к прочтению моей первой статьи на VC. Буду рад услышать ваше мнение в комментариях и подискутировать на эту тему :)
5 шагов к магазину будущего
Магия возможна тогда, когда мы умеем молниеносно работать с большим количеством информации: загружать ее -> анализировать -> выдавать решения -> предвосхищать события (предсказывать проблемы в магазине, или давать покупателю скидку на желанный для него товар). Заметьте, ведь именно так работает наш мозг.
ШАГ 1
Сначала нужно научиться загружать продажи с касс в онлайн-режиме. Недостаточно интегрироваться с базой данных ритейла. Для реализации идеи нам нужна информация о проданных товарах как можно быстрее, а большинство ритейл-компаний загружает продажи с касс в собственную базу данных с задержкой в 1-2 дня.
Для этого мы разработали и внедрили специальную программу, которая может взаимодействовать с любой кассой и «на лету» извлекать информацию о только что проданных товарах.
Особенно важно на данном этапе было протестировать работу системы на отказоустойчивость, ведь если кассы перестанут работать – нам этого никто не простит 😊
ШАГ 2
Продажи без знания остатков и ассортимента не имеют смысла. Поэтому, перед нами встала задача настроить взаимодействие с базой данных ритейлера.
Сложность была в том, что базы, как и кассы – разные, а интегрироваться с каждой базой данных трудоемко. Тогда мы решили разработать механизм обмена данными посредством эксель-файлов.
Раз в день ритейлер нам выгружает эксель-файлы по заданному шаблону, а мы подгружаем эти данные в нашу систему. Таким нехитрым способом обмен данными стабильно работает уже несколько лет и не вызывает никаких сложностей в поддержке.
Теперь мы имеем огромное кол-во данных о покупках и ежедневные остатки в магазине. Надо научиться эти данные анализировать очень быстро.
ШАГ 3
Чтобы работать с информацией очень быстро, необходимо уменьшить ее объем. Компьютер, конечно, имеет гораздо больше возможностей по обработке информации, но, как и у человека – у него есть свой предел. Есть разные способы это сделать, но это технический аспект, который не является целью данной статьи.
Я расскажу одну из механик на простом примере: у каждого из нас есть предпочтения. Кто-то любит сладкое, кто-то мясо, а кто-то очень любит своих домашних питомцев и не может отказать им в лакомстве.
Например, я – любитель сладкого 😊. Даже когда я пытаюсь избавиться от этой привычки и потребляю меньше сахара, начинаю добавлять сахарозаменители, есть больше сладких фруктов, покупать сушеную вишню и т.п. – по сути я не отказываюсь от своей привычки, а замещаю одни продукты другими.
Получается, что мои покупки не надо анализировать каждый день, чтобы принимать какие-то решения относительно меня. Будет достаточно ввести тег #любительсладкого , чтобы в разы облегчить мою идентификацию, например, для целей маркетинга.
По аналогии можно разметить тегами каждого из нас, у кого-то их будет 3, у кого-то 10. Но теперь нам не нужно анализировать все покупки человека, чтобы сделать ему персональную скидку. Нам нужно лишь понять ЧТО он любит и раз в месяц проверить не изменились ли его предпочтения (а такое изменение бывает крайне редко).
ШАГ 4
Самый сложный этап. Выстроить общий контур взаимодействия в координатах
«поставщик <--> торговая сеть <--> покупатель».
Донести до всех участников процесса выгоду от использования общей системы, предложить работать сообща.
Что нужно ритейл-сетям
Чтобы покупатели приходили к ним в магазин, а не к конкуренту; выдавать как можно меньше скидок за свой счет, а значит – получать больше прибыли и развиваться.
Что нужно поставщикам
Чтобы продавался их товар, а не конкурента; чтобы при смене упаковки или ввода нового продукта, ритейл оперативно согласовал акцию и продвигал нужный товар.
Что нужно покупателям
Все товары на полке в магазине, низкие цены, без очередей, чисто, улыбчивые кассиры, удобные опции самообслуживания 😊
Как это все совместить? Очевидно, что нельзя просто взять и сделать абсолютное благо по мановению волшебной палочки. Но кое-что все же сделать можно.
Магазин будущего возможен только тогда, когда взаимоотношения «поставщик <--> торговая сеть <--> покупатель» выйдут на качественно новый уровень.
Наше предложение ритейлу:
1. Совместно с поставщиками выработать протокол полуавтоматического проведения дополнительных акций «от поставщика», при котором поставщик не будет ждать несколько месяцев согласования акции, а получит возможность проводить ее тогда, когда ему нужно, за свои деньги (в течение 24 часов).
2. Совместно с поставщиками выработать протокол ввода товара на полку для поставщика. Решения о поставке товара должны проводиться в большей степени на основании прозрачных расчетов, а не по настроению категорийного менеджера.
3. Внедрить возможность отправки персональных скидок «от поставщика» в мобильное приложение покупателя, либо использовать наше готовое мобильное приложение. Чтобы покупатели могли удобно получать дополнительные скидки от поставщиков.
4. Минимизировать массовое промо. Использовать нашу систему анализа покупателей и увеличить кол-во адресных скидок для покупателей через мобильное приложение. Система подскажет оптимальную стратегию продвижения, основываясь на предпочтениях покупателей, частоте покупок, уровне дохода и др. факторах.
5. Внедрить для сотрудников в магазине систему, которая позволяет ставить задачи персоналу (мобильное приложение) и отслеживать их выполнение. Через такую систему сможет ставить задачи как директор магазина, так и наши алгоритмы. Например, в случае подозрения на отсутствие хорошо продаваемого товара на полке, сотрудник магазина получит задание «проверить товар». В случае подтверждения, сотрудник склада получит задание «подготовить товар на витрину», а товаровед – «выставить товар».
Наше предложение поставщикам:
1. Заполнять информацию о товарах подробно: описывать покупательские свойства, БЖУ, витамины и др. полезную информацию для покупателей.
2. Сократить неэффективную массовую рекламу
3. Оптимизировать бюджет на продвижение за счет более адресного воздействия – выдавать скидки напрямую покупателю в мобильное приложение ритейла, а не владельцу баннера на улице.
4. Для оценки расходов пользоваться объективной системой ввода товара на полку, исключить «откаты». Они все равно приведут к отрицательному результату для вас и вашего продукта, если он не конкурентоспособен.
5. Активно взаимодействовать с ритейлом – просматривать через нашу систему остатки и продажи по вашему товару, помогать ритейлу следить за своевременной поставкой товаров на полку.
WIN-WIN-WIN (ПОБЕДА)
Покупатели получают
1. Дополнительные скидки от поставщиков
2. Присутствие товара на полке 99,9%, т.к. поставщик тоже имеет доступ к данным и помогает магазину отслеживать товар
3. Больше НУЖНЫХ скидок
Поставщики и ритейл получают
1. Экономию на продвижении товаров
2. Скорость продвижения товаров 24 часа
3. Больше продаж, потому что больше скидок, а все товары всегда в наличии
ШАГ 5
Развитие взаимодействия «поставщик <--> торговая сеть <--> покупатель»
Любая инновация должна находиться в постоянном развитии, двигаться вперед, иначе она перестает такой быть.
Зачастую инновации внедряются и «застревают» на уровне пилотных проектов. Т.е. инновация вроде бы есть, но работает на 5% мощности, потому что кто-то боится потерять «откаты», кто-то боится потерять свое «теплое место» в кресле директора.
Я выделяю это в отдельный этап, потому что без этого процесса нет смысла вообще делать какую-либо инновацию.
Как бы мы не жаловались на дорогое такси, но UBER (а затем и Яндекс) сделал революцию в такси. Оно стало доступнее, несмотря на появление посредников. И вроде бы просто приложение для заказа такси, вроде бы просто водители и просто машины. Но за всем этим «просто» стоит огромная работа по принятию новой концепции бизнеса, которая длится порой десятки лет.
В заключение я хотел бы пожелать всем, кто дочитал статью до конца – неиссякаемой энергии. Энергия поможет вам воплощать в жизнь смелые идеи. Не ждите, пока кто-то сделает что-то за вас. Развитие страны, мира и человечества зависит от каждого из нас.
До новых встреч 😊
"Тогда мы решили разработать механизм обмена данными посредством эксель-файлов.
Раз в день ритейлер нам выгружает эксель-файлы по заданному шаблону, а мы подгружаем эти данные в нашу систему."
2023 год. Вас ждет 100% успех )))))))))))))))
Спасибо за комментарий. А как бы Вы решили задачу интеграции с различными базами данных ?
Честно говоря не вижу в этом решения, это процесс поиска решения. Тем не менее, не исключаю, что есть более изящные способы. Мы просто пошли коммерчески целесообразным путём.