Считаем твой UX без смс и регистрации
Ну что, мальчики и девочки, добро пожаловать на наш факультет здравого смысла или, как его называют смешные люди в белых халатах, психоневрологический диспансер. Сегодня я хочу поведать вам о секретных методах UX'а КГБ. Нужна лишь ложка обычной советской...
Если UI – это просто ад, где в конечном итоге не существует ничего кроме субъективного мнения рандомных людей, где каждый считает себя неебаца каким экспертом, то качество UX’а, напротив, является объективной и вполне себе измеримой величиной, которую (да ладно!) никто не измеряет. А зря.
Кстати о UI. Уже лет пять прошло, а я до сих пор помню заказчика, который на полном серьезе уверял меня, что черный текст на белом фоне «это как-то траурно». Готов поспорить у вас тоже такие попадались.
Обычно статьи на тему ux’а делятся на два типа: есть западные, где с придыханием говорят о «высоком» и наши, где просто в лоб сравнивают UI и UX. На выходе мы имеем с одной стороны тезисы типа «Это искусство и наука создания положительных эмоций», а с другой «Ну одно про то, как интерфейс выглядит, а второе про то, как интерфейс работает». Все это конечно же приправлено магическими словами «проектирование», «гипотезы» и «исследования». Ну и по-классике
Само собой, дизайн – это сложный инструмент, который строится на анализе, методологиях, исследованиях и метриках, но его нужно уметь применять осмысленно. На этот случай у меня тоже припасена прекрасная цитата
Архимед: дайте мне точку опоры, и я переверну Землю.
Земля: дайте мне палку, я ему уебу.
Так вот, чтобы ваша палка стала инструментом созидания, а не разрушения, нужно понимать как ее использовать. Сразу оговорюсь, что нарисовав блок-схему в кейс на бехансе, карточку с «портретом пользователя» или черно-белый экран «типа шарю за wireframe» вы не станете ux-дизайнером.
Начнем с начала
Глобально, каждый продукт строится вокруг какой-то потребности пользователя, которую помогает ему удовлетворить: такси помогает добраться из точки А в точку Б, пятерочка через дорогу помогает не умереть с голоду, а твиттер помогает ненавидеть все живое.
Более того, у каждого продукта есть финансовая модель по которой он зарабатывает деньги, именно с этих денег вы и получили халявный макбук, дерьмовый ДМС, корпоративную скидку на психолога и зарплату.
Эти деньги — результат того, что пользователь воспользовался вашим продуктом, а для этого он совершил очень большое количество маленьких действий. Сами посчитайте, сколько этапов нужно, чтобы просто заказать такси. Нужно как минимум: скачать приложение, зарегистрироваться, подтвердить аккаунт, привязать карту, выбрать тариф, указать начальную точку, конечную точку, дождаться машины, сесть и, наконец, доехать. Только после этого сервис заслуженно получает деньги от пользователя.
Эта цепочка шагов или этапов взаимодействия с продуктом обычно изображается в виде воронки, где до каждого следующего этапа доходит все меньше пользователей. Кто-то взял каршеринг, кто-то не получил смс-подтверждение авторизации и забил, кто-то не нашел подходящий для себя тариф, кто-то был не готов дожидаться автомобиля и так далее.
В сухом остатке мы имеем на выходе довольно малый процент пользователей, которые дошли до конца и таки отдали вам свои шекели. Этим процентом можно и нужно управлять погружаясь в каждый этап, оптимизируя, упрощая и улучшая его.
Почему мой UX лучше твоего
Запомните и зарубите себе на носу, что ни одно пользовательское исследование, ни одно ux-тестирование и ни один CJM не поможет вам сделать хороший UX, если вы не знаете, как компания зарабатывает деньги. В конечном счете ux-дизайнер должен точно знать, что принес компании деньги, а хороший ux-дизайнер должен знать как, где, каким образом и сколько денег он принес, а главное, как это повторить. Вот собсна и все.
Помните, что «удобно, понятно и просто» как и «спасибо» в карман не положишь. Во всяком случае если вы не Сбербанк.
Так что ваша цель перевести «удобство» в деньги. Клиенты довольны приложением? Значит большая их часть вернется и принесет вам деньги. Интерфейс удобный? Значит больше пользователей дойдут до конца своего пользовательского пути и принесут вам деньги. Интерфейс простой? Значит большую аудито��ию можно будет привлечь. А что это значит? Правильно. Больше людей отдадут вам свои деньги!
Еще раз, хороший UX не зависит от количества проведенных исследований и тестов, хороших отзывов, лайков или дизлайков. Это лишь маркеры и помощники, а не конечный результат. Более того, хороший UX даже не должен хорошо выглядеть. Приведу пример.
Эту форму сделал я. Сознательно. Нет, не под наркотиками. И дизайном я тогда не первый год занимался. А еще на нее ушло в сумме пару часов работы, а компании она приносила несколько сотен тысяч деревянных в месяц. И приносит до сих пор, на сколько мне известно. Вот такой вот дурацкий пример хорошего ux’а.
Как применять подход на практике
Я принципиально не буду говорить о конкретных исследованиях, методах и практиках, потому что не хочу распыляться. По обычаю, главное, что нужно сделать — понять принцип, а дальше сами разберетесь (или нагуглите). В итоге, если максимально упростить, нам нужно
- Понять финансовую модель продукта — как и на чем он зарабатывает деньги
- Понять путь пользователя и разбить его на этапы, оценить конверсию из этапа в этап, связать действия пользователей в продукте с деньгами, которые они приносят
- Провести исследования и понять, что на этом пути мешает или не хватает пользователю
- Придумать варианты, как оптимизировать путь, чтобы больший процент пользователей отдавали вам деньги или тот же процент отдавал бОльшие деньги
- Протестировать эти варианты и понять, какой из них лучший
- Выкатить его в прод
- Купаться в деньгах
Бонусом можно подумать, как заставить пользователя платить больше денег не меняя его путь (удобные места в самолетах за доплату) или захватить большую аудиторию пользователей (разные тарифы в такси) или заставить пользователя возвращаться в сервис (промокоды, ежедневные бонусы). В общем помните, что хороший UX, как и хороший дизайн в целом — тот, который принес как можно больше денег.