Мой опыт участия в крупнейшей ярмарке современного искусства ArtRussia Fair
В этой статье я поделюсь личным опытом участия в масштабной арт-ярмарке ArtRussia - как пройти путь от самой мечты об участии, создания своего художественного проекта, подачи заявки и, наконец, до её одобрения. Как проходит сама ярмарка глазами ее художников и что именно важно. Любителям искусства тоже будет интересно посмотреть на все изнутри.
Вначале скажу пару слов о себе. Я мультидисциплинарная художница Надежда Богомолова, работаю с темой города, его истории архитектуры. Являюсь изобретателем жанра вязанных архитектурных скульптур. Первая групповая выставка с моим участием открылась в 2019 году, за восемь месяцев к началу сентября 2023 года я приняла участие в девяти выставках. По первому образованию я математик-экономист.
Впервые идея участия в ярмарке современного искусства ArtRussia пришла ко мне весной 2022 года, когда я посетила это крупнейшее событие в мире российского современного искусства. ArtRussia Fair – это нечто грандиозное: более 25 000 посетителей, более 100 художников и галерей. И все это проходит на огромной территории московского Гостиного двора.
К тому моменту выставочного опыта у меня почти не было, единого художественного высказывания я также не имела. Я пробовала себя в различных жанрах: немного городской пейзаж, традиционный пейзаж и цветы акварелью. Однако для участия в ArtRussia художникам необходимо творить в области современного искусства и пройти строгий кураторский отбор. Уровень представляемых работ настолько сильный, что в то время мне он показался просто непостижимым. Поэтому посетившая меня идея участия казалась фантастической, словно несбыточная мечта.
Я решила рискнуть, поскольку отношусь к типу людей, которых мотивирует именно решение сложных и невыполнимых задач. Я понимала, чтобы пройти конкурс на участие в этой крупнейшей ярмарке, прежде всего необходимо создать свое уникальное художественное высказывание. Как его найти? А как попасть в число участников? Что нужно, чтобы пройти конкурс? Нужны ли связи? Как все организовать? Вопросов было больше, чем ответов. Понятны были начальная и конечные точки, а путь – полная неопределенность.
Разложив для себя все возможные дальнейшие шаги, я поняла, что первостепенной задачей для меня должно стать изучение современного искусства и создание собственной концепции и достойного творческого проекта. То есть нужно стать автором такого искусства, которое будет меня отличать и выделять среди сотен и тысяч других художников, будет актуальным и интересным сегодняшнему зрителю.
Прошел месяц. Как раз подходило к концу мое обучение на МВА в области международных отношений в МГИМО. Как говорится, если образуется пустота, то она непременно очень скоро заполнится чем-то интересным. И тут мне встретился курс о современном искусстве и арт-среде. Даже не раздумывая, я присоединилась к потоку обучающихся. Хотя, честно скажу, что мое классическое художественное образование, которое освещало многовековую историю искусства от древнего мира до постимпрессионистов и советского реализма, никак не позволяло мне принять и понять современное искусство. Поэтому были сомнения, что я со своей классической акварелью просто не смогу примкнуть к современным художникам. И вначале я слушала даже больше из любопытства. Не буду в этой статье вдаваться в подробности, что за год прошла от стадии полного непринятия до глубокого интереса и удовольствия от современного искусства. Мотивировал меня интерес – почему же столько людей живут современным искусством и что именно в нем видят захватывающего. Как-нибудь напишу об этом отдельный очерк.
Самое главное, что я поняла, что современное искусство – это настоящая свобода. Свобода от заученных шаблонов живописи и композиции, это отсутствие каких-либо академических канонов. Здесь не важно, как ты рисуешь, да и вообще умеешь ли ты вообще рисовать. Главное – это иметь собственное уникальное художественное высказывание, свое мнение, свой неповторимый стиль. Делать то, что близко именно тебе. Не оглядываться на мнения других, а просто быть собой. Вот над поиском себя я трудилась несколько месяцев. Вспомнила все то, что я знаю, умею и люблю. Но даже не как художник, а как разносторонний человек. Свою еще со школы любовь к математике и университетский диплом математика-экономиста, свое детское увлечение вязанием и любовь к конструкторам, свое увлечение архитектурой уже во взрослом возрасте. И все это в какой-то момент собралось воедино и положило рождение моему новому искусству – художественному проекту «Конструктивный город». Проекту о поисках точек опоры, родившемуся в непростой 2022 год. Когда я, как и многие мои знакомые просто ходили по городским улицам, вглядывались в окружающие здания и искали ответы на непростые вопросы о будущем. В «Конструктивном городе» я представляю свое видение архитектурных объектах эпохи конструктивизма – Дом архитектора Мельникова, Редакция газеты «Известия», Стадион «Динамо», Типография журнала «Огонек», Шуховская телебашня и других. Каждый объект я представила в двух медиумах – строго геометрически на холсте и тепло и эмоционально через вязанные скульптуры.
Я оформила свои художественные работы и вязанные скульптуры в единое портфолио художника, написала к ним тексты. Тексты – это описание работ, высказывание художника (Artist Statement), биография художника и моя выставочная деятельность. Кроме того, я сделала визуализацию стенда для ярмарки современного искусства ArtRussia. Размеры стендов и требования можно посмотреть на сайте ярмарки, там все достаточно понятно. А далее я просто набралась смелости, заполнила заявку для участия в ArtRussia и стала ждать.
Прошел месяц. Месяц бесконечных ожиданий. У меня были очень большие сомнения. Не в качестве моего искусства – здесь полная уверенность что такого ни у кого нет. А в том, что художник я никому еще не известный, выставок совсем мало. Оставалось только надеяться на лучшее и ждать, ждать, ждать…
Но усилия мои не прошли даром, и долгожданное письмо пришло. Меня поздравляли с подтверждением моего участия на самой масштабной ярмарке современного искусства в России!
На дворе стоял февраль 2023 года, до открытия оставалось еще 1,5 месяца. Так много надо было сделать! Заказать мерч – фирменные пакеты, магнитики, наклейки. Этикетки, колонны для вязанных скульптур. Выбрать дополнительные услуги от организатора ярмарки и заключить с ними договор. Доделать вязанные скульптуры и создать еще как можно больше графических работ. У меня была просто сумасшедшая весна!
Почти все у меня было впервые – первое публичное меропритие, первый мерч, первый крупный проект в искусстве. Когда ты приходишь в новую область, обычно даже не понимаешь как подступиться. Как и где заказать пакеты? Как напечатать наклейки, этикетки? Выполнить печать художественных работ на холсте. Как заказать грузовую машину и где найти тележку для перевозки работ в Гостином дворе? Это был сплошной квест длинною в 1,5 месяца. Не все с первой попытки, но все в итоге получилось наилучшим образом. Я все-все-все успела.
Скажу с гордостью, что мой стенд D1 был одним из самых стильных. Стены я покрасила в асфальтовый серый цвет, а все мои работы выполнены в черно-белой гамме. Причем мне удалось создать глубину пространства не только на поверхности стен, но и в 3D с помощью геометрических колонн и вязанных скульптур.
Все 4 дня (первый день для прессы и коллекционеров, а три для широкой публики) я провела лично, находясь в пространстве своего стенда. Я общалась с каждым зрителем, который заходил ко мне, рассказывала ему о своем проекте. Это был классный опыт по преодолению себя и развитию коммуникационных навыков. Я посчитала, что за эти четыре дня рассказала о своем проекте около 1000 раз.
Что же в итоге я получила? Бесценнейший опыт, драйв и заряд бодрости на весь год. Множество ошеломительных идей, сотни новых знакомств. О моем проекте узнало точно более тысячи человек, а увидело еще точно не менее 15 000, проходящих и наблюдавших со стороны зрителей. Я продала 38 работ! Большая часть из которых была акварельная графика. Я более чем довольна результатами!
В настоящее время работаю над продолжением своего проекта и активно участвую в выставках. Но об этом чуть позже)
Если мой опыт был вам интересен, приглашаю подписаться на на мой канал, где я делюсь своим искусством и рассказываю об интересных моментах из жизни художника.