Джек Ма уходит на пенсию: какие проблемы основатель Alibaba оставил новому главе совета директоров и как их будут решать

Дэниел Чжан не боится заменить Ма и хочет переизобрести розничную торговлю, пока этого не сделал кто-то другой.

10 сентября председатель совета директоров Alibaba Джек Ма уйдет на пенсию, его заменит генеральный директор холдинга Дэниел Чжан. Он работает в Alibaba с 2007 года — пришел на должность финансового директора торговой площадки Taobao, а уже в 2008 году возглавил её. В 2011 году Чжан возглавил маркетплейс Tmall, в 2013 году стал финдиректором холдинга Alibaba стоимостью в $460 млрд, а в 2015 году — его гендиректором.

На посту Чжану предстоит поиск новых направлений развития Alibaba в то время, когда основной бизнес в области электронной коммерции испытывает проблемы — рост объема розничных продаж в Китае сократился вдвое по сравнению с 2018 годом.

Джек Ма уходит на пенсию: какие проблемы основатель Alibaba оставил новому главе совета директоров и как их будут решать

По словам Чжана, его основная задача на новом посту — «заново изобрести розничную торговлю, пока этого не сделал кто-то другой».

В отличие от всемирно известного Джека Ма, новый глава очень тихий и незаметный, и не любит публичность — его не знают даже в Китае, а родитель одного из сотрудников Alibaba принял его за уборщика, пишет Bloomberg. Но это не мешает ему быть таким же амбициозным и идеологически сильным, как и Ма — Чжан работает до тех пор, пока не добьётся поставленных целей.

Какие сложности возникли у Alibaba

Издание Reuters приводит несколько неудач Джека Ма в развитии Alibaba, которые теперь должен исправить Чжан:

Проблемы с расширением Alibaba на международном рынке

Ма обещал, что Alibaba будет получать около половины доходов за пределами Китая, но не достиг цели, несмотря на большие затраты. Например, Alibaba потратила $4 млрд на покупку и развитие сингапурского оператора электронной коммерции Lazada Group для расширения в Юго-Восточной Азии, но столкнулась с проблемами в Индонезии — в марте 2019 года в Lazada сменился третий гендиректор за девять месяцев.

Также Alibaba не смогла купить американскую систему денежных переводов MoneyGram — в 2017-2018 годах дочка Alibaba Ant Financial предлагала за MoneyGram $1,2 млрд, но правительственная комиссия США отклонила сделку по соображениям национальной безопасности.

Замедление роста экономики Китая

В первой половине 2019 года объем розничных продаж в Китае вырос на 17,8%, что почти вдвое меньше, чем в 2018 году, когда темпы роста составляли 32,4%. В долгосрочной перспективе это может негативно отразиться на основном бизнесе Alibaba, так как потребители снижают расходы на товары, а рекламодатели — на рекламу, пишут Reuters и Bloomberg.

Кампус Alibaba Bloomberg
Кампус Alibaba Bloomberg

Также агентство Reuters рассказало, что Alibaba была вынуждена отложить размещение акций в Гонконге на фоне протестов — компания планировала привлечь дополнительные $10-20 млрд в августе 2019 года. Новая попытка может пройти в октябре 2019 года.

Привлечение новых пользователей

Самая большая проблема Alibaba — привлечение новых пользователей, считает аналитик гонконгской брокерской фирмы ICBC International Вики Ву. Например, два крупных конкурента Alibaba от Tencent — JD.com и Pinduoduo могут пользоваться сервисом WeChat для привлечения клиентов, так как он также принадлежит Tencent, а у Alibaba подобных рычагов воздействия на аудиторию нет.

Например, в слаборазвитых сельских регионах Китая Alibaba интегрировала услуги электронной коммерции в приложение для записи коротких видео Douyin, чтобы получить новых клиентов, но за последние месяцы Douyin также начал сотрудничать с JD.com и другими площадками, что также мешает Alibaba.

Контрафакт на площадке Taobao

Иностранные продавцы предметов роскоши обвиняют торговую площадку Taobao в распространении подделок. Несмотря на использование алгоритмов определения подделок, с 2017 года Taobao входит в американский список «пиратских площадок» (Notorious Markets), на которых нарушаются авторские права и слишком медленно модерируют объявления от продавцов-нарушителей.

Планы Чжана на развитие Alibaba

По мнению Чжана, Alibaba обладает уникальными возможностями по объединению онлайн и офлайн-миров как в продуктовых магазинах, так и за их пределами — его инициативы направлены на поиск новых направлений для развития бизнеса в здравоохранении, кино, музыке и финансовой сфере. Это пугает некоторых инвесторов, но Чжан считает расширение вопросом выживания.

У каждого бизнеса есть жизненный цикл. Нужно быть инновационными и создавать новые проекты с новыми технологиями и бизнес-моделями, чтобы сделать весь наш бизнес устойчивым. Мы всегда говорим, что хотим построить устойчивый и долгосрочный бизнес, но большая его часть не может жить вечно.

Я твердо верю: если мы не убьём наш существующий бизнес — это сделает кто-то другой. Поэтому я бы предпочел, чтобы именно наши новые проекты убили наш существующий бизнес.

Дэниел Чжан

Например, в 2016 году Чжан совместно с автором идеи Хоу Йи (Hou Yi) запустил внутри Alibaba стартап Freshippo, в котором объединились продуктовый магазин, ресторан и приложение для заказа и доставки еды и товаров. Логистика и оплата ускорялись с помощью робототехники и системы распознавания лиц. Сейчас открыто более 150 магазинов Freshippo в 17 городах Китая, а доставка заказа в радиусе 3 км до двери клиента происходит за 30 минут.

Freshippo стал основой NewRetail — концепта будущего от Alibaba, где магазин становится логистическим центром, супермаркетом, интернет-магазином и офлайн-рестораном одновременно. По мнению гендиректора Freshippo Хоу Йи, этот проект может превзойти Tmall, и сейчас разрабатывает полноценную бизнес-модель предприятия.

Ещё одно направление развития Alibaba — доставка еды. В апреле 2018 года холдинг купил стартап Ele.Me, который оценивался в $9,5 млрд и теперь конкурирует с технологической платформой Meituan Dianping, которой к концу 2018 года принадлежало около 63% рынка доставки еды в Китае.

Но Чжан не рассматривает этот бизнес в отдельности. По его мнению, он служит расширению системы электронных платежей и формирования сети доставки по требованию, которая имеет отношение не только к доставке еды, но и к исполнению любых заказов из магазинов и доставке «последней мили».

Несмотря на заявления основателя Meitual Ван Сина, что Alibaba не способна бороться на этом рынке, Чжан считает, что тот ошибается и хочет занять не менее 50% рынка доставки еды, чтобы развивать на его основе смежные бизнесы.

Новые инициативы и направления сказываются на Чжане. Даже по стандартам ИТ-компаний Китая с форматом работы «996» (с 9 утра до 9 вечера, 6 дней в неделю) его рабочий график перенасыщен: например, по выходным он встречается с двумя или тремя руководителями направлений.

Чжан потребуется не только сражаться с соперниками, но и бороться с памятью о Ма, считает Bloomberg, ведь преемников культовых руководителей часто отстраняют, когда бизнес сталкивается с трудностями и наступает ностальгия. По мнению представителя Йельской школы управления Джеффри Сонненфельда, трудно идти по пути основателей, ещё труднее — когда ты идешь за кем-то с мировым именем.

3535
22 комментария

Стоп, стоп, стоп! Какая пенсия?!
А работать 60 часов в неделю, кто будет?!

20
Ответить

Сакуры цветы
Кружит ветер
Дебилов тут нет

30
Ответить

Когда у тя лярды и ты сам себе начальник можно забить на работку и в писят пять

Ответить

Возможно меня закидают, но я не знал о Ма, до интервью с Илоном Маском, и не пожалел. Но однозначно надо иметь что-то чтобы создать такую компанию.

Ответить

И чем же он тебя так впечатлил в этом интервью?
Маск рассуждает про технические детали, фантазирует о будущем и технологиях, Ма несёт какую-то чушь в стиле "забраться на марс легко, нужно идти вверх, забраться на крышу здания, еще один шаг и ты на марсе".
В комментариях очень точно описали "Разговор инженера точного приборостроения с директором овощебазы....."

17
Ответить

Дизайн надо бы сменить на сайте алибаба, уже почти 2020 а они застряли в 90х.

2
Ответить

Будем смотреть чем удивит новый руководитель!

1
Ответить