Горький опыт SEO продвижения. 1000 обещаний вместо результата
На связи Гужаев Мурад и как бы смешно не звучало, владелец студии «Galeon» из 4 человек в штате. Мы с горного Дагестана, город Махачкала. Прежде всего, хочу сказать, что данная статья — исключительно мой горький опыт работы с агентствами/фрилансерами по SEO продвижению.
Я прекрасно понимаю, что гарантий по SEO быть не может. То, что тут много зависит от алгоритмов ранжирования, конкуренции.
Но всегда представляя состояние клиентов после негативного опыта – задаюсь вопросом, нужно ли вообще SEO продвижение в наше время? Люди тратят по 200-250 тыс. за пол года и получают мизерные результаты. Не достаточно ли просто провести базовую оптимизацию, генерировать страницы по низкочастотным запросам, пускать трафик иными способами и сайт не начнет расти?
Никакого прямого отношения ко всем SEO студиям – не имеет. Поэтому, прошу не принимайте близко к сердцу))
Навигация
И так, погнали.
Почему я решил написать статью
Скажу честно – накипело. Хотелось поинтересоваться у вас, что мы делаем не так при поиске исполнителей. Основная специализация нашей студии это дизайн и разработка на фреймворках. Как это обычно и бывает, после разработки сайта заказчики просят заняться продвижением сайта (контекст, таргет, SEO). По части контекста мы закрываем потребности, а вот с таргетом и SEO — очень сложно. Взглянем на все со стороны "студии-разработчика" и со стороны "клиента".
Мы несколько раз пробовали подключать сторонние агентства (ТОПы рейтинга рунета) и фрилансеров (ТОП-1-3), которые помогут заказчикам в этом. Всего мы перепробовали 3 студии и 3 фрилансеров. Каждому давали возможность проявить себя на протяжении 6 месяцев. И все это не увенчалось успехом. Конечно же, раскрывать имен/названий я не стану, дабы не получить критики от менеджеров или владельцев студий.
Как мы подбирали агентства/фрилансеров
Факторов для выбора исполнителя немало, среди которых мы выделили 4 основных:
➖ Первое на что смотрели — это кейсы. Особенно круто, если есть кейсы на похожую тематику. Когда заходишь на сайты агентств по SEO продвижению – первое что нас встречает, это нереально крутые результаты:
x20 посещений
x10 увеличение заявок
+100 запросов в ТОП-10
Это действительно очень заманивает. Но нам хотя б x1.5-2 )). Еще прикольный трюк - написать в кейсе рост x20, при том, что всего до начала продвижения ежедневно было 5-10 посещений 😁
➖ Второе на что смотрели — это отзывы. Какие бы не были кейсы в портфолио, мы прекрасно понимаем, что мы видим только успешные кейсы. А вот про неудачные — умалчивают 99% агентств (понять можно, в принципе везде так).
➖ Третье на что смотрели — это рейтинги. Рейтинги (как мне кажется) составляются по отзывам, результатам, росту, клиентам. Проще говоря по общему показателю эффективности.
➖ Четвертое на что смотрели — это отчет (аудит). По отчету мы понимаем сразу, какие слабые места исполнитель нашел на текущем сайте. И вообще круто, когда отчет составлен «от души», с указанием проблем именно по текущей тематике, с предложениями (например как расширить семантику), а не запустив очередной скрипт, похожий на множество «SEO аудиторов» и выдающий шаблонный отчет (зато с крутой стилистикой и логотипом).
И таким образом, подбор исполнителя может затянуться на 3-5 дней, пока получим отчет, взвесим все за/против и сравним кандидатов.
Исполнителя подобрали, как проходит работа?
Весь процесс работы, при взгляде со стороны, могу поделить на 2 этапа. Это происходило со всеми подрядчиками.
Первые 1-2 месяца ведется очень активная работа:
Пишется основной отчет по ошибкам на основе которого сразу дорабатываются ключевики на сайте, проверяется Sitemap, robots.txt, подключаются системы аналитики, поиск страниц дублей, поиск ошибок (иногда даже по UX), проверяется региональность в веб-мастере. Сравнительно это дает буст по позициям. Все круто, все довольны.
Но что начинается после 2 месяцев работ:
- провели анализ конкурентов
- провели анализ запросов
- провели проверку позиций
- и тд и тд
Ежемесячно какие-то отчеты, анализы, проверки, которые по факту кроме информации ничего не дают. Человек обратился к вам за продвижением, ему нужны только данные о текущих позициях и результаты роста.
Твои позиции вырастают со дна до 20-30 мест. Редко до ТОП-10, а еще реже попадают в первую пятерку. И чаще всего это низкочастотные запросы. А как многие знают, максимальная эффективность достигается при позициях в ТОП 1-3.
Частая проблема в продвижении сайта — это смена алгоритмов ранжирования поисковых систем – на нее можно свалить все беды, все проблемы. Это как козырь в рукаве)) Я не отрицаю этого, но при любом исходе заказчик остается расстроенным. После всего этого задаешься вопросом, зачем вообще этим заниматься, если эффект от контекстной рекламы +- такой же, даже при условии ее нынешней цены.
От чего накипает
- На проекты обычно подключают джуниор программистов/верстальщиков, чтобы решать все однотипные и рутинные задачи.
Ты можешь сделать крутой сайт, с крутым дизайном, с хорошим кодом и архитектурой. И тут подключается агентство которое начинает тебе в корень сайта заливать свои кастомные библиотеки, затем раскидывает иконки и изображения для своих библиотек в новые папки, начинают размещать JS скрипты как попало, плодят их, не соблюдают даже табуляцию в коде и все это начинает превращаться в помойку. Особенно раздражает, зимой, этот подключаемый JS имитации снега и гирлянд (привет топовому агентству, я надеюсь вы узнали себя))) - Минимальной соблюдение общего стиля при доработке сайтов/добавлении блоков. Я понимаю, что эти задачи нужно решать, но иногда это бывает реализовано настолько ужасно, что думаешь все что ты делал по дизайну — идет насмарку.
- Складывается ощущение, что многие намеренно замедляют процесс работы. Они как будто могут делать все быстрее и оперативнее, но не дают этого, так как оплата идет ежемесячная и никаких KPI не стоит. Постоянно нужно бывает проявлять инициативу самому и дергать их.
- Когда явно видно, что продвижение будет максимально сложным и малоэффективным – об этом не говорят на берегу, а кормят обещаниями и просьбой дождаться результатов после очередной порции «правок».
- Иногда нормальная страница превращается в такое. Переспам что такое? 😁
P.S. немного защиты в сторону SEO. Яндекс удивляет. Вы только посмотрите, я уменьшил масштаб страницы до 67% (Macbook Pro 15) и даже так я не вижу первых позиций по SEO. 1/4 страницы — это сплошная реклама. Причем, что больше всего бесит — что это супердорогая реклама. И такое не только в нише медицины (засчет большого текста противопоказания), все тоже самое наблюдается при других запросах, без этих текстовок.
К чему мы пришли
На многих сайтах (конечно же не на крупных) достаточно бывает провести базовую оптимизацию, для себя мы собрали некий чек-лист, который делаем почти с каждым сайтом клиента:
- Прописываем везде правильные ключевики
- Прописываем alt’ы изображениям, оптимизируем и используем webp формат
- Проверяем и исправляем все ошибки веб-мастера (дубли, региональность и тд)
- Настраиваем генерацию карты сайта
- Составляем правильный robots.txt (особенно для избежания дублей)
- Настраиваем каноникал ссылки
И другие мелкие доработки. Там где слабая конкуренция, мы получаем стабильно ТОП 1-5 позиции по основным запросам. Один сайт на 2 города. Недавний пример сайта на тильде запущенный 3 месяца назад:
После эксперимента стали тратить несколько часов на каждый сайт и спустя некоторое время начали замечать хороший рост. Но всегда по базовой оптимизации есть потолок, который пробить нереально. Только засчет генерации страниц с фильтрами, рубриками. То есть наращивая страницы для низкочастотных запросов.
А следующей ступенью роста позиций является увеличение брендового трафика (то есть важно развивать компанию оффлайн, в соц. сетях, в СМИ), запускать платную рекламу, работать над отказами и поведенческими факторами и многое другое.
В заключение хотелось бы дополнить, я очень уважаю SEO студии за их адаптивность, за их возможность подстраиваться под алгоритмы ПС и за умение доносить все это до клиентов. Я прекрасно понимаю, насколько сложна данная сфера, так как я сам одно время увлекался этим и участвую в телеграм-чатах по SEO.
Но у меня ощущение, что скоро «SEO тренд» будет диктовать – клиенту нужны только заявки и продажи. То есть одним из критериев для отбора будет результат в «эффективности», а не в позициях. Но это лишь гипотеза))
Предполагая, что могут быть комментарии в формате "Не знаю кого вы выбирали, но мы …". Сразу хочу защититься, мы выбирали прям ТОПов рынка по многим параметрам.
А как вы подбираете подрядчиков в этой нише? К сожалению, а может и к счастью мы перестали советовать нашим клиентам подрядчиков, где мы не компетентны. Потому что весь негатив возвращается к нам. Расскажите про негативный и позитивный опыт, нам будет интересно все, что связано с этой темой. Потому что для нас — это боль.
Всем мир!
Что посоветуете маленьким проектам при подборе студий? На что акцентировать внимание студии если задача не продажи а узнаваемость, пользование сервисом?
Узнаваемость – я бы качал через социальные сети/рекламу у блогеров/статьи, реклама в лоб и т.д., но никак не SEO. В большинстве случаев, оно подходит когда вы размещаете что-то конкретное (товар, услуга, афиша, новости). А еще лучше, когда это "конкретное" в каком-то определенном городе, таким образом конкурентность сильно снижается.
Здравствуйте, Мурад!
У меня производственный бизнес. Я могу ответить вам с точки зрения заказчика различных услуг продвижения.
В целом вы все делаете правильно. Разве что надо больше попыток, чтобы найти специалиста который вам подойдет. 3 шт это мало. И вот почему.
Я бы обобщил общий тренд. Профессионалов, которые умеют считать и понимать статистику мало. Это распространяется на любые варианты продвижения. Работал с директологами, таргетологами, Авитолгами и еще кучей разных специалистов за последние пару лет. Это распространяется и на SEO, где объективных показателей вообще не возможно получить.
Если найдете подрядчика, который готов работать за заявки из органического трафика напишите мне. Я бы с ними с удовольствием пообщался и возможно поработал бы.
Артем, добрый день!
Возможно да, это мало. Мы перепробовали 6 исполнителей (3 агентства и 3 фрилансера). Все были зарекомендованы рейтингами, отзывами и результатами. Я уже боюсь себе представить, что будет, если взять малоизвестное агентство. Хотя, возможно, что именно такое агентство может дать результат лучше, за счет стремления к результату. Там где слишком много клиентов, обычно все стоит на конвейере и до нас там нет дела.
Обязательно напишу, когда встречу таких подрядчиков!
Спасибо за отклик!
Ну для меня это не открытие) Еще в далеком 2015м году мы запускали и тестировали достаточное количество сайтов и форматов в 2-3 нишах.
И тогда, пытаясь добиться адекватной обратной связи по проведенной работе SEO специалистов я понял, что по сути это такая мини-рассрочка за базовую настройку (это я не про всех, но точно про большинство).
За столько лет я могу сказать, что минимальный срок в 6 мес. обычно делится на 1-2 месяца активной работы, настройки "базы" и 4 месяца... ничего не делания, как по мне)
Самым правильным решением для нас было запускать сайты именно с базовой подготовкой и сотрудничество с хорошими авторами и дизайнерами, для наполнения сайта.
Хорошо сказано про мини-рассрочку. Все те же мысли и у меня. Я стал увлекаться SEO только после того, как клиенты стали жаловаться на подрядчиков, что они не видят никакого результат, кроме временного скачка. И после просмотров отчетов о проделанной работе – понял, что там по сути скачок всегда идет в первое время активной работы, а затем все упирается в потолок