Дети с агрессией
Почти в любом коллективе встречаются дети, в той или иной степени склонные к агрессии. Они могут демонстрировать её как физически, так и словесно. Кроме того, есть задиры-тихони, которые не нападают в открытую, а выступают в роли провокаторов, инициируя конфликты и подначивая окружающих.
Психологически агрессия бывает обусловлена разными причинами. У одного ребёнка она возникает как реакция на мнимую или реальную угрозу, тогда как у другого является попыткой привлечь к себе внимание или самоутвердиться в группе. В каждом случае нужно разбираться индивидуально, и делать это должен квалифицированный специалист.
Чаще всего детская агрессия скрывает следующие проблемы, которые сочетаются друг с другом.
- Нарушенная самооценка
Некоторые дети пытаются повысить свою значимость и избавиться от чувства стыда, унижая и обесценивая других — этому, как правило, они учатся у взрослых. Иногда ребёнок в целом оценивает себя негативно («Я — плохой!») и ведёт себя соответствующим образом («Раз я такой, буду драться, обзываться и пакостить»).
- Страх и защитная реакция
Сталкиваясь с угрозой, мы атакуем, спасаемся бегством или впадаем в ступор — это инстинктивные защитные реакции, заложенные в нас природой. Агрессивное поведение может свидетельствовать о том, что ребёнок воспринимает ситуацию как угрожающую и действует по принципу «бей первым».
- Дефицит внимания
Вербальная агрессия — эффективный способ привлечь внимание аудитории. Если «удачные» остроты вызывают в коллективе хохот, задира чувствует себя комфортно, ведь такое поведение обеспечивает ему популярность.
- Нервно-психическое напряжение
Иногда агрессия указывает на общее эмоциональное, физическое или умственное переутомление, возникшее на фоне повышенных нагрузок и/или физиологической неустойчивости нервной системы.
- Агрессия как способ добиваться своего
Если дома ребёнок привык получать желаемое, демонстрируя гнев или ярость, в обществе он действует аналогично. Для него агрессия — атрибут власти и инструмент достижения целей.
Добавлю также, что для агрессивных детей характерен низкий уровень эмоционального интеллекта. Им сложно осознавать и принимать негативные чувства, не говоря уже о том, чтобы поставить себя на место оппонента. С развитием эмоционального интеллекта ребёнок обретает способность к эмпатии и конструктивному диалогу.