Как создать закрытое сообщество по подписке с помощью чат-бота в телеграм
В наше агентство Townsend обратился основатель ассоциации «Объединение «Рестоград». Он планировал поменять формат сообщества и сделать сервис по подписке, в котором рестораторы смогут обсуждать и решать отраслевые вопросы.
Особенностью проекта было то, что попасть в клуб могли не все, а лишь участники, соответствующие определенным критериям. И только после подтверждения заявки, они получали ссылку на оплату, а затем вступали в сообщество.
В этом проекте нам впервые пришлось столкнуться с непредвиденными обстоятельствами при подключении рекуррентных платежей. Но обо всем по порядку.
Этот кейс будет интересен всем, кто уже запустил или только хочет создать сообщество по подписке, а также автоматизировать прием платежей и управление доступом к клубу и чатам.
Как мы создавали сценарий для чат-бота в телеграме
Клиент хотел получить полноценного помощника в телеграме в виде чат-бота — чтобы он не просто следил за поступлением оплаты, но и автоматизировал приём документов, как на вступление, так и на инициативы участников сообщества.
Поэтому перед нами стояли следующие задачи:
— продумать цепочку сообщений так, чтобы подписчики могли познакомиться с целью сообщества, его правилами, оценить преимущества и подать заявку на вступление, оплатить и затем активно участвовать в событиях сообщества;
— автоматизировать процесс прохождения верификации и сбор данных перед вступлением в сообщество;
— подключить платежную систему с рекуррентными платежами — мы использовали ЮKassa;
— отслеживать поступление оплаты и отправлять соответствующие напоминания о наступлении даты платежа, удачном продлении подписки или её отмене.
— дать пользователю возможность отменить подписку и удалять его при отсутствии оплаты;
— автоматизировать приём заявок на инициативы и голосование.
Мы разработали структуру чат-бота таким образом, чтобы подписчик мог получить полное представление о сообществе, и с помощью кнопки “Меню” перейти в интересующий его раздел о:
🔹 преимуществах;
🔹 правилах;
🔹 стоимости участия;
🔹 как подписаться;
🔹 или попасть в личный кабинет.
Кнопка “Меню” была создана внутри самого бота через BotFather. Благодаря этому подписчик мог вызвать меню в любой момент, а не только по кнопке, прикреплённой к сообщению. Достаточно было нажать на кнопку слэша, чтобы увидеть все разделы меню.
Прохождение верификации для вступления в сообщество
Чтобы попасть в закрытое сообщество, участникам нужно было верифицировать свою компанию в чат-боте. Только после прохождения данной процедуры, подписчик получал ссылку на оплату и мог вступить в клуб.
Как это было?
1. С помощью чат-бота в телеграме мы запрашивали данные о руководителе и организации;
2. Принимали сканы подтверждающих документов прямо в мессенджере и на почте клиента.
3. Собирали согласие на использование полученных данных.
4. Передавали всю информацию на почту клиента и в гугл-таблицу.
При положительной верификации на почту пользователя вручную высылалось письмо со ссылкой на чат-бот, в котором проходило оформление подписки.
- Подписчик получал в телеграм договор-оферту и нажимал кнопку «Даю согласие».
- Чат-бот высылал индивидуальную ссылку на оплату, по которой пользователь попадал в кабинет ЮKassa.
Если подписчик не оплачивал участие в клубе в течение часа, то получал напоминание, что его ссылка перестала действовать, но он может в любой момент получить новую и продолжить оформление подписки.
При успешной оплате для подписчика открывалась возможность попасть в личный кабинет, о котором расскажем чуть ниже.
Чат-бот, как помощник закрытого сообщества
После подписки на сообщество, пользователь попадал в новый бот. В нём также было меню, чтобы подписчик мог:
🔹 задать вопрос администратору сообщества;
🔹 изучить базу данных с полезным контентом и документацией;
🔹 создавать свои инициативы или голосовать за инициативы других участников сообщества.
Для тех, кто хотел проголосовать за инициативы других подписчиков, чат-бот отправлял специальную форму, которую нужно было заполнить. Далее пользователь мог отправить файл в чат-бот или на почту организатора сообщества. В обоих случаях информация об отправлении заявки передавалась в гугл таблицу и администратору на почту.
Особенности рекуррентных платежей в чат-ботах
В ходе работы с проектом мы создали чат-бот в Телеграме, который:
— принимал оплаты прямо в мессенджере без перехода на сторонние сервисы;
— ежемесячно контролировал поступление средств от подписчика;
— напоминал о необходимости внести платеж, если оплата не проходила;
— удалял из канала тех подписчиков, от которых не поступила оплата.
Но спустя месяц работы столкнулись с тем, что оплата за клуб не всегда проходила. Подписчиков исключали за неуплату, хотя они вовсе не намеревались отписываться.
В результате выяснили, что ЮKassa, с которой мы работали, может отменить платеж по 20 разным причинам! Например, истек срок действия карты, закончились деньги на карте или срок жизни сделки и т.д. И обо всем это пользователь мог даже не помнить.
Сейчас мы знаем причины каждого случая неудачной транзакции и можем отправить пользователю сообщение с конкретной инструкцией, что нужно сделать, чтобы его платеж прошел.
Что в итоге получил клиент с помощью чат-бота в телеграме?
Клиент получил чат-бот, с помощью которого удалось:
- организовать закрытое сообщество с удобной навигацией и понятными шагами;
- освободить колоссальное количество времени от сбора информации и приёма заявок;
- подключить рекуррентные платежи и не упустить пользователей, у которых отвалилась оплата.
Мы выполнили все поставленные перед нами задачи и создали полностью автоматизированный инструмент, который будет вовлекать, продавать и предоставлять эксклюзивный контент.
Подписывайтесь на нас
Если вам было полезно, подписывайтесь на наш телеграм-канал: там мы делимся подробными кейсами, заметками, новостями и анонсами в сфере мессенджеров и чат-ботов.
Читайте другие наши статьи на VC
Будем рады вашим лайкам и вопросам по теме статьи 👇