Советы вредного судебного юриста: как расторгнуть контракт с токсичным госзаказчиком

Сей триллер основан на реальных события. Мой доверитель –IT компания, победила в гостендере на разработку системы обучения. Приступила к исполнению и ее начал жестко сливать госзаказчик. В чем причина? Как происходит слив? И как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков («РНП»)?

Тендер: темные стороны ТЗ

Одно скромное ФГБУ (федеральное гос. богоугодное учреждение) объявило тендер на создание системы дистанционного обучения («СДО»). Сроки 5 мес., цена 4,5 млн. рублей.

Создание СДО проходило в 4 последовательных этапа:

1. Анализ Исполнителем инфраструктуры Заказчика и создание по итогу уточненного ТЗ в форме техпроекта.

2. Собственно создание СДО и проведением «боевых испытаний».

3. Создание мобильного приложения к СДО.

4. Внедрение СДО в инфраструктуру Заказчика и гарантийное обслуживание.

Исполнение: кодеры вангуют

Итак, наше ТЗ предусматривало, что СДО должно «бесперебойно функционировать при одновременно использовании 10 000 пользователей». Требование не страшное, если Заказчик обладает нужным объемом вычислительных мощностей и персоналом для администрирования СДО.

Поскольку ТЗ написано «широкими мазками», то и родился в нем первый этап услуг – анализ инфраструктуры, который проводит Исполнитель. Исполнитель проводит анализ и видит, что имеющихся мощностей Заказчика явно не хватит для «бесперебойного функционирования СДО» ни что при 10 000 пользователей, а даже при 5 000.

Заказчик подливает масла в огонь новой вводной, которой не было в ТЗ – объемом курсов обучения. Мы помним, что разрабатывается система обучения, в которую Заказчик зальет контент (аудио, видео, текстовые файлы). Так вот, объем курсов, оказывается, – 8 Gb.

Исполнитель вглядывается в инфрастуктуру Заказчика, делает перерасчет и ужасается. Такой объем помноженный на кол-во пользователей приведет к коллапсу системы.

Какие выходы есть?

Полмиллиона долларов США и все будет хорошо

Правильно. Взять мощности в аренду у ЦОДа. Только цена аренды искомых мощностей за один год около 30-40 млн. рублей, которые в смету Госконтракта не включены)))

Соль конфликта в том, что Исполнитель разработку и боевые испытания СДО еще осилит, взяв на период испытаний мощности в аренду за свой счет. А вот куда ему устанавливать на этапе 4 все это хозяйство и как обеспечить его функционирование?

Резюме: контракт с имеющимся железом госзаказчика физически не выполнил. Сведения довели до госзаказчика, который впал в транс. А затем….

Госзаказчик атакует

Избрал самую верную и древнюю в России стратегию сделать крайним Исполнителя. Пока шло обсуждение «светлого будущего» 4 этапа услуг Исполнитель 32 дня ждал утвержденного/подписанного техпроекта, в котором согласовывалась платформа разработки и техтребования к серверам. Без техпроекта Исполнитель не мог приступить к основным работам по разработке СДО.

Исполнитель неоднократно запрашивал утвержденный техпроект в рабочей переписке и всегда получал ответ из серии (что примечательно в телефонных переговорах): «Завтра», «техпроект подшит к отчетной документации и мы можем снять копию».

Аналогичное поведение наблюдалось по отправленным макетам СДО. «Не подходят», «требует доработки».

Спустя 46 дней после начала работ Заказчик выдал в рабочей переписке: «Представленные макеты/прототипы, расчет по серверам и заявленная платформа разработки интереса не представляет. Ждем новых предложений, макетов и расчетов».

Теперь «завтра» грозило срывом госконтракта, , что равно взысканию штрафов по контракту и запрету участвовать в тендерах по 44 и 223 ФЗ. Вот тут Исполнитель и почувствовал потребность в твердом юридическом плече.

Защита от атаки

Поведение Госзаказчика говорило мне, что он «рисует» образ недобросовестного Исполнителя для грядущего судебного спора и комиссии ФАСа РФ. Как этот образ изменить?

Во-первых, нужно выявить действия и бездействия госзаказчика, которые препятствуют /делают невозможным исполнение договора, т.е. уличить в нарушении статьи 328, 718 и 719 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, вступить в активную письменную претензионную переписку. Так, мы сразу направили Заказчику уведомление о приостановлении оказания услуг согласно статье 719 Гражданского кодекса РФ, претензию согласно госконтракту. В них описали все «грехи» госзаказчика: и отсутствие утвержденного техпроекта, и немотивированный отказ утверждать макеты, и незаконные требования оказать допуслуги.

В-третьих, направить уведомление об одностороннем расторжении договора. Важно помнить про порядок его направления госзаказчику: по почте с описью вложений + по адресу эл. почты, указанному в госконтракте или официальной эл. почте госзаказчика.

Госзаказчик стал фантанировать документами в ответ: претензии, акт осмотров, мотивированные отказы посыпались из рога изобилия. Но важно не это. Важно, что в них госзаказчик проявляет непоследовательность в своей позиции.

В – четвертых, подать и выиграть иск о признании договора расторгнутым. Судебное решение в ваше пользу – 100% гарантия от риска внесения в РНП.

P.S. Борьба еще продолжается. Скоро нас ждет суд….

Управляющий партнер юрбюро Artilex

Адвокат Васюков Иван

5
2 комментария