Личный автомобиль в России по-прежнему останется роскошью
Количество автомобилей в России превысило 52 миллиона единиц. Это примерно в 5 раз меньше, чем в США, обладающих крупнейшим автопарком в мире. У российского авторынка пока нет хорошего будущего. Разбираемся в причинах.
По последним данным, на основании которых "Автостату" удалось оценить размер российского автопарка, на 1 июля 2019 года в Российской Федерации было 52,4 миллиона автомобилей.
Легковые автомобили занимают в России долю в 84%, что соответствует 44,1 миллиона экземпляров. Для сравнения – в США около 200 миллионов легковых автомобилей с долей около 80% от общего автопарка в стране.
В России на легкую коммерческую технику приходится почти 8% парка, или более 4,1 миллиона машин.
Плюс, в России зарегистрировано почти 3,8 миллиона грузовых автомобилей, их доля в парке - более 7%. Менее 1% российского парка занимают автобусы, которых в России насчитывается 0,4 миллиона единиц.
В России из 44,1 миллиона легковых автомобилей на долю иномарок приходится 62,4%, что составляет 27,5 миллионов единиц. Более 22% от общего количества легковых машин занимают автомобили японских брендов (9,9 миллионов единиц), на долю марок Южную Корею приходится 11,4% или более 5 миллион машин.
Каждый десятый автомобиль в российском парке принадлежит брендам из Германии, а их число превышает 4,5 миллиона машин. Долю менее 10% занимают в российском автопарке американские (7,4%), французские (5,4%), чешские (1,9%) и китайские (1,4%) марки. Другим зарубежным брендам принадлежит менее 1% российского автопарка. Самыми распространенными в России остаются легковые автомобили отечественных марок - их доля 37,6%, или 16,6 млн единиц.
Автомобилизация
По количеству автомобилей на 1000 жителей страны – это показатель автомобилизации – Россия занимает скромное 54-е место с показателем 300 автомобилей.
На первом месте по автомобилизации среди развитых стран - США – около 800 автомобилей на 1000 американцев.
И если Китай периодически отбирает у США лидерство по количеству продаваемых автомобилей, то по автомобилизации Поднебесная практически на одном уровне с Россией – около 320 автомобилей на 1000 проживающих в Китае.
За последние годы Россия совершила гигантский рывок в автомобилизации – в начале 1990-х, когда страна открыла ворота для потока иномарок, в стране было всего лишь 8 миллионов автомобилей (58,5 машины на 1000 россиян).
"АвтоВАЗ", стоявший на гране разорения, воспрянул и успешно выпускает новые модели, разработанные совместно с Renault. В России успешно работают заводы практически всех мировых автомобильных концернов.
Что дальше?
Автопарк в России продолжит расти, но медленными темпами. Автовладельцы чаще будут покупать машины на вторичном рынке.
Причин несколько:
- экономические (не растут реальные доходы населения, повышаются цены в автосалонах, растет стоимость владения автомобилем, повышен НДС, сокращены субсидии автопрому);
- транспортные (конкуренция каршеринговых компаний, такси, недостаток бесплатных парковок, неиссякаемые пробки в больших городах).
Сейчас автомобильный рынок России переживает плохие времена – падение продаж чередуется с ростом, но в целом продажи новых легковых автомобилей в стране снижаются после двух лет непрерывного посткризисного роста – в январе-августе рынок снизился на 2,3%, подсчитал ранее комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По оптимистичной оценке PwC, в 2019 году продажи новых легковых автомобилей в России вырастут на символические 0,5% - до 1,68 миллионов машин, по базовому, пессимистичному сценарии, ожидается снижение продаж на уровне 2% до 1,65 миллионов единиц.
Такой примерно уровень продаж и сохранится при неизменности ситуации.
Рост продаж зависит от многих факторов, основной из них – рост экономики. Экономика России уже несколько лет топчется на месте и по последним прогнозам правительства это продолжится и в следующем году. А если не растет экономика темпом более 2%, то не растут и реальные доходы населения (после вычета обязательных платежей). По данным "Автостата", средняя цена автомобиля с 2013 года выросла в 1,8 раза. Для сравнения: если в докризисном 2013 году реальные доходы населения выросли на 4%, по оценке Минэкономразвития, то затем началось их ежегодное снижение. В 2019 г. реальные располагаемые доходы населения вырастут всего на символические 0,1%. Такая же ситуация ожидается и в будущие годы. Поэтому автомобильный рынок России также будет топтаться на месте и вид из окна персонального автомобиля будет доступен лишь каждому третьему.