Стрессоустойчивость и юмор в работе менеджера

Сегодня я решил затронуть очень неоднозначные качества в жизни руководителя. Это один из тех моментов, когда наличие обоих качеств у кандидата увеличивает его ценность и потенциал как руководителя. Хотя оба относятся к личным качествам, а не к профессиональным.

Стрессоустойчивость и юмор в работе менеджера

Стрессоустойчивость

Очень модное слово. И про это обычно спрашивают еще на этапе первого собеседования с HR-специалистом во всех более-менее больших компаниях. Как бы подразумевая, что компания у нас отличная, работа у нас будет хорошая, но иногда нервная. Но тебе, мол, психовать на людях нельзя.

Мы кандидатам на руководящие должности такой вопрос тоже задаем. Но вот что оно значит? И что значит «Я стрессоустойчивый»?

Часто на эту тему отвечают: «Я стрессоустойчивый, потому как не психую».

В таких случаях хочется ответить просто: «Прости, но психуют все. Особенно когда болеют за свое дело, и оно идет наперекосяк. Если ты совсем никогда не психуешь, то ты не стрессоустойчивый, ты просто отъявленный пофигист. А в менеджеры таких не берут. Вернее берут по неопытности, но потом клянут себя при подсчете убытков».

Я для себя нашел вот такой ответ:

Стрессоустойчивость — это способность человека думать и действовать во время стресса.

Обратите внимание — ключевых слов два:

  • Думать.
  • Действовать.

Обязательно одновременное наличие обоих упомянутых качеств у человека в состоянии стресса. И он должен это понимать.

Менеджер может психовать. Может повышать голос или срываться на маты. Я не говорю, что это хорошо, просто у него стресс. Но при этом менеджер действует. И действует осмысленно.

Не стоит со стеклянными глазами, не строчит запросы или разрывает телефон начальства, не убегает, чтобы переждать издали в статусе «Да меня тут и не было». А наоборот — находится в центре событий, думает, берет на себя ответственность и действует, исходя из логики правильных решений (смотрите мои статьи на тему решений и выбора).

Когда ситуация уже разрешилась и уровень стресса и менеджера, и команды снизился до адекватного, наступает этап разбора и зачистки завалов. А также приведения в нормальный вид ситуации, проекта, отношений, бизнеса и так далее. Но кризис уже пройден. И пройден во главе с менеджером.

Так что на собеседовании кандидатов я с разных сторон затрагиваю тему кризисных ситуаций. Кто как действовал, что конкретно делал менеджер-кандидат и к чему это привело.

Признаюсь, что иногда провоцирую, мол, а как же риски, а почему ты не посоветовался. И проект реально развалился? А был потом анализ? И кто оказался виноват? Точно не ты?

Хороший кандидат в менеджеры может сказать:

Да, я принял вот такие решения, которые в данной ситуации, к сожалению, оказались неверными. Но мне не хватило знаний таких-то и в таких-то моментах, поэтому нам с начальством пришлось потом вот так разруливать все.

Анализ ситуации позже показал, что будь я чуть опытнее, то мог предусмотреть еще вот такие дополнительные риски. Но хочу отметить, что в том контексте все-таки мое решение было далеко не самым худшим, вполне осмысленным и более-менее обоснованным.

Кандидаты, которые не могут вспомнить ни одной стрессовой ситуации и как они в рамках нее действовали, вызывают некоторое недоумение. Или они совсем зеленые и с этим не сталкивались. Или они что-то замыливают и пытаются показать себя в лучшем свете, обвиняя всех вокруг или прикидываясь, что не помнят.

Ну или, возможно, они хорошие люди, но у них что-то с памятью — голова не всегда работает ясно. Что в общем-то тоже не очень хорошо для руководящего состава, особенно в состоянии стресса.

Чувство юмора

У менеджера чувство юмора должно быть.

Я считаю это большим плюсом. На это есть несколько причин:

  • Именно юмор помогает разрядить обстановку и в любой тяжелой ситуации поддержать людей. Все вот эти «Ну ты держись» и «Мы в тебя верим» слабо работают на человека, когда у него стресс. А вот вовремя прокомментировать в стиле «Да-а-а, тут ситуация, как говорится — мы с Иваном Ильичом работали на дизеле…» (и дальше по смыслу), и человек улыбнется, на мгновение его отпустит. Во-первых, юмор, а во-вторых, командность, так как ты разделил в шутке с ним ответственность, а не начал искать виноватого.

  • Хорошее чувство юмора служит дополнительным признаком того, что мозги у кандидата работают. Конечно, не напрямую зависит, но все-таки опыт подсказывает, что корреляция есть.

  • Работать с очень умным занудой простому смертному тяжело. Вроде все правильно говорит и делает. Но если менеджер всегда строгий, команда будет держаться от него в стороне. Просто потому как ей, команде, без менеджера хорошо и задорно. А с ним — непонятно.

Так что на собеседовании я пробую пошутить, посмотреть, как человек поддерживает эту тему или хотя бы просто реагирует на шутку. Я не стесняюсь напрямую спрашивать: «Как у вас с чувством юмора? Точно есть? А что нравится читать или смотреть на эту тему?»

Заодно оцениваю и литературные пристрастия (условно anekdot.ru — Зощенко) и телевизионные (условно Петросян — «Камеди» — Луи Си Кей). Я не говорю, что одно прям плохо, а другое хорошо (хотя, конечно же, говорю, но это лично мое мнение). Главное понимать, совпадает ли хотя бы частично чувство юмора мое и кандидата. Иначе, как говорится, могут быть нюансы в совместной работе.

Если же я уже взял менеджера на работу, то тут обращаю внимание на то, как он шутит и над кем или чем он шутит.

  • Опасен сарказм, особенно направленный на нижестоящих в должностной иерархии. Сарказм вообще хорош только в одном случае — когда так зло шутишь про себя. И только в случае сильных эмоций. В остальных случаях чаще всего это какая-то неудовлетворенность, которая прорывается наружу. Та же жажда власти.

  • Хорош юмор добрый. Когда есть просто шутка или анекдот, смешные сами по себе. Обычно они вспоминаются во время общего веселого настроя и условных «посиделок» — будь то чай на кухне, пиво в баре или просто завершение рабочего дня в кабинете.
  • Отлично, если у менеджера получается шутить так, чтобы вывести ситуацию на позитив. То есть своевременность шутки (не перевод все в балаган, а снижение градуса разговора) и ее уместность в контексте разговора.

Чувство юмора — еще один инструмент повседневной работы менеджера. И его тоже хорошо бы попробовать воспитывать хотя бы в себе как отдельную черту характера. При этом это один из действительно эффективных инструментов по снижению командного и личного стресса во время кризисных ситуаций.

Как говорил незабвенный и мудрый барон Мюнхгаузен: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»

P. S. Если вам понравился этот текст, не исключено, что другие тоже будут интересны.

В менеджерском цикле True Engineering уже вышли такие статьи:

3232
6 комментариев

Тестовое задание на пошутить даете?)

6
Ответить

Хм, странное у вас определение стрессоустойчивости. Подобное возможно только на ключевых позициях, да и то с оговоркой. Неорганизованные действия (в том числе и не предупредив) могут ещё больше навредить ситуации. 
Управленец также обязан быть пофигистом до определённого уровня, который позволяет проекту существовать. Если будет ниже, то это будет постоянная муштра и снижение мотивации у сотрудников, выше - титаник затонет. Пофигизм в работе - это не природное качество, а приобретённый опыт и умение предсказывать ситуацию. 

3
Ответить

С моей точки зрения рациональное зерно в этом есть. Определение стрессоустойчивости полезно, хотя и не бесспорно. Юмор и особенно умение посмеяться над собой - показатель психического здоровья.

Вот что в этой всей истории смущает, так это пресубпозиция о том, что стрессовые ситуации должны быть, что они неизбежны и нормальная часть рабочего процесса. Это далеко не так - хотя есть люди, которые такие ситуации провоцируют постоянно. Когда они оказываются в позиции руководителя - от них них лучше держаться подальше...

1
Ответить

Пока не давали, но идея, в целом, интересная)))

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

а другие навыки их не интересуют, впрочем как и интеллект? так может им сразу комиков нанимать?

Ответить