Как найти ко-фаундера и не убить друг друга за полгода работы

Привет!

Меня зовут Максим, я ко-фаундер сервиса для AI-ретуши фотографий в е-коммерсе picturino.ai 🙌
CTO и отец-основатель проекта Джамиль, с которым мы «нашли друг друга» уже после запуска MVP.

Кажется, один из первых звонков-знакомств
Кажется, один из первых звонков-знакомств

«Нашли друг друга» в комментариях под постом в канале Ани Булдаковой и решили дальше развивать продукт вместе.

Под этим же постом было о-о-огромное количество сообщений от других фаундеров, с которыми я тоже успел познакомиться, с которыми мы искали точки соприкосновения и просто обсуждали свои идеи.

Плюс у меня уже был опыт ко-фаундерства, и в целом, я на стороне тех, кто считает, что две головы лучше, чем одна.

Поэтому я решил собрать топ советов из моего опыта и из других статей, как найти человека, с которым вам будет комфортно работать вместе над одним продуктом и не убить друг друга после «медового месяца».

  • Ищите человека, который не только поддержит вашу идею (или вы его), но и закроет в проекте те области, где у вас нет опыта или навыков.

    Чаще всего все сразу начинают искать продакта, если вы CTO или наоборот CTO, если вы продакт / дизайнер / кто угодно.

    Как по мне, то связка технический специалист + продакт — наиболее выигрышная, но не единственно возможная.
    Такую комбинацию чаще всего выбирают просто из-за того, что денег на разработку нет (или не готовы тратить), а на словах вашу идею не покупают.

    И все забывают, что чаще всего MVP можно собрать за 100-300к рублей (что на двоих или больше фаундеров поделить уже не так дорого), но еще чаще всем кажется, что MVP — это работающий код, хотя на самом деле это продукт, за который готовы заплатить, даже если вы просто продаете «фантазию» о будущем продукте с большими скидками за раннее участие.

  • Никогда не делите долю 50% на 50%

    На грабли «всем по равному кусочку» я натыкался и сам. Это изначально проигрышная стратегия.

    Во первых, в бизнесе всегда должен быть человек, у которого есть решающее слово. Это поможет в сложных ситуациях (а они непременно будут), например, когда вы не можете договориться о стратегическом видении, а все аргументы у сторон уже закончились.
    Если у каждого будет равный голос, то это ничем не закончится, кроме ультиматумов, споров до хрипоты в голосе, ссор и «разводе».

    Во вторых, на первых порах каждый будет вкладываться по максимуму и ответственность будет распределяться примерно так: ну че там, ты кодишь, я продаю. По мере роста продукта новые зоны ответственности будут только добавляться, распределять их строго поровну не получится, а отдавать свой кусочек доли другому уже никто не захочет.

  • Относитесь к поиску ко-фаундера примерно так же, как бы вы выбирали себе жену

    Кроме того, что она умеет вкусно готовить, классно выглядит, а в постели вообще «кошечка», вам должно быть с ней комфортно и классно проводить время.

    Если у вас все получится, то вам придется проводить друг с другом огромное количество времени и после «медового месяца», когда первый азарт пройдет, а сложных ситуаций будет становиться все больше, это сыграет ключевую роль.

  • Начните с малого

    Не нужно в первый день знакомства начинать делить доли, открывать ООО или клясться друг другу в любви до гроба.
    Возьмите маленькую задачу, которую вы можете вместе сделать за 1-2 месяца (а лучше 1-2 недели) и без лишней бюрократии просто начните ее делать, чтобы посмотреть друг на друга в процессе работы.

    Не бойтесь, что ваша работа может быть сделана зря или что ваши великие интеллектуальные труды достанутся другому.
    То, что вы узнаете о человеке — гораздо важнее и поможет вам как можно раньше понять, сможете ли вы сработаться. Лучше раньше, как можно раньше.

  • Заключите «пацанское» соглашение

    Итак, вы уже успели поработать вместе, поняли, что вам комфортно и кажется у вас случился тот самый мэтч. Вернитесь к пункту 2.

    Определите и на бумаге зафиксируйте зоны ответственности, доли, условия выхода из проекта, если кто-то захочет, денежные вложения в проект и другие щепетильные, но важные бюрократические вопросы.

    Не обязательно сразу бежать к нотариусу или открывать ООО. Важно, чтобы вы проговорили и зафиксировали ваши договоренности на бумаге.

    Она может не иметь большой юридической силы, но у вас будет артефакт, к которому вы всегда можете вернуться.
    Помните, что о таких вещах проще договориться на берегу, до момента, когда у вас возникнут первые споры.

    Сейчас вы отнесетесь к этому, как к простой формальности, а во время конфликта каждый из вас будет до последнего биться за свою правду.


    И напоследок, мой опыт, когда я нарушил почти каждый из перечисленных пунктов, привел к ситуации, когда за несколько часов до питча перед потенциальными инвесторами, мы с командой до хрипоты в голосе не могли договориться о том, давать ли в конце ссылку на полусырой продукт или нет.
    Вплоть до «или делайте так, как я хочу, или я выхожу из проекта».

    Не повторяйте моих ошибок и делитесь в комментариях вашим неудачным опытом ко-фаундерства, если он был 🙃
6
2 комментария