Семь вредных советов для начинающих предпринимателей

Мой первый предпринимательский факап. Следуй этим советам, если хочешь вспомнить, как весело жить на 15 тысяч рублей в месяц и покупать продукты в супермаркетах по акциям.

Привет. Я Ангелина. Пишущий редактор, маркетолог и контент-менеджер. Почти как Нескафе — 3 в 1.

Да, вот это вот все — личный бренд.
Да, вот это вот все — личный бренд.

Последние четыре года совмещала работу по найму с фрилансом, а в апреле все же зарегистрировала ИП. Сначала дела шли более или менее нормально: я заключила договоры на оказание услуг со «старыми» заказчиками, привлекла парочку новых. Все было стабильно и безмятежно. До середины прошлой недели.

В четверг мне приходит напоминание от Эльбы о том, что пора уплачивать страховые взносы.

Бам.

На расчетном счете 1 800 рублей, так как пару дней назад я заплатила за учебу в вузе.

Бам.

На личных картах суммарно 5 000 рублей, а 3 октября мне платить за квартиру.

Бам!

Заказчики, которым я уже сдала работу, морозятся с оплатой.

Нокаут.

К этому можно было бы добавить почти пустой холодильник, отсутствие горячей воды из-за подготовки к отопительному сезону и три сломанных ногтя. Но, думаю, на фоне сложившейся ситуации это выглядит «бабским нытьем», как иногда любит говорить мой папа.

Вчера я осознала реальный масштаб своего первого факапа. Была паника, а потом — анализ. Я поняла, что где-то допустила ошибку, причем не одну, которая и привела к таким последствиям.

Изложу эти ошибки в виде вредных советов, так как, на мой взгляд, они запоминаются лучше поучительных рекомендаций.

Совет №1: Не ищи новых клиентов

Если ты работаешь с 2–3 постоянными клиентами, искать новых необязательно. Отдыхать же тоже когда-то нужно. Появится больше клиентов — увеличится нагрузка. Ты начнешь срывать дедлайны, быстро выгоришь, испортишь репутацию, потеряешь деньги. Зачем тебе это?

​Перфекционизм и ответственность не дает включать того самого Чувака из фильма «Большой Лебовски». 
​Перфекционизм и ответственность не дает включать того самого Чувака из фильма «Большой Лебовски». 

Моя ситуация: в этом месяце вела проекты четырех клиентов. От двоих получила суммарно около 15 000 рублей, так как задач было мало. Остальные клиенты морозятся с оплатой. В «подвешенном состоянии» находится чуть больше 20 000 рублей. Прелесть.

Совет №2: Никому ничего не делегируй

Недаром говорят: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Сам пиши тексты для карточек товаров, сам готовь графику, сам подбирай релевантные запросы для текстов, сам размещай эти тексты через админку, сам мониторь конкурентов.

Куча дополнительных обязанностей по одному из проекту появилась на почве дружеских отношений с заказчиком. Сама не заметила, как он взвалил на меня почти весь контент, размещение текстов на сайте, аудиты и т. д.

Обязанностей стало больше, счета на оплату тоже стали больше. Последние месяцы этот заказчик пытается до последнего «прикинуться шлангом», когда доходит дело до взаиморасчетов.

Хочешь параллельно заниматься личными проектами? Например, стать фитнес-блогером в Инстаграм или привести в порядок личный сайт? Пожалуйста. Но делай все сам. Экономь бюджет.

Моя ситуация: просадки в доходах связаны с тем, что я убила кучу времени на личный профиль в Инстаграм и сайт.

Сайт взломали утром в четверг. Пришлось выяснять отношения с хостинг-провайдером полдня, сносить все, а потом…

У меня просто закончились силы, нервы и время, чтобы восстанавливать это дело из бэкапа. Хорошо хоть бэкап сделала накануне.

Профиль в Инстаграм пока висит. Слегка повысилась вовлеченность, так как успела протестировать кучу гипотез, а вот количество подписчиков осталось прежним. Нужно проверить парочку предположений, но для этого потребуется «бюджет, которого нет».

Совет №3: Начинай работать над новым проектом сразу же

Хочешь детально обсудить цели и задачи, подготовить и согласовать договор, определить способы и сроки оплаты? Зачем? У SEO-специалиста горят сроки, он доканывает тебя каждый день в Телеграм: «Когда начнешь писать текст? Там работы на 3–4 месяца. Заказчица переживает по поводу сроков. У тебя куча параллельных проектов сейчас?»

Видишь, все переживают. Садись за текст. Не дождавшись подписанного договора от нового клиента.

Моя ситуация: знакомый SEO-специалист предложил поработать над одним проектом. Проект и оплата заинтересовали. По просьбе знакомого написала первый «пробный» текст. Заказчица расплачивается со мной уже полторы недели с момента сдачи текста.

UPD: пока публиковала этот текст, деньги от этой заказчицы все же упали на счет. Почувствовала что ли?

Совет №4: Работай по постоплате. Всегда и со всеми

В digital-сфере куча мошенников, которые берут предоплату, а потом исчезают с ней в закате. Бизнесмены остаются ни с чем, формируют негативное мнение о специалистах. Просить предоплату — это моветон.

Моя ситуация: на самом деле риски одинаковые. И заказчики так же часто сваливают в закат, как и недоспециалисты, если не связаны по рукам и ногам условиями договора.

Совет №5: Делай больше, чем от тебя хотят/требуют

Выкладывайся на 120, 146, а лучше на все 200%. Даже если от тебя этого не требуют. Все должны видеть, какой ты ответственный специалист и как глубоко ты погружаешься в проект.

Как пережить череду мегасрочных и мегаважных задач? Литры кофе, бессонные ночи, пару часов сна под утро, опять работа, поход в зал, а вечером — вискарь до потери пульса.

Не хочешь? Держи тогда нервный срыв.

Моя ситуация: ощутила на своей шкуре минусы такого погружения в проект, когда один из заказчиков вдруг вспомнил, что я «обещала составить контент-план для Инсты и ВКонтакте». Хотя изначально речь шла о том, что было бы неплохо дополнять посты в соцсетях ссылками на страницы каталога интернет-магазина.

Совет №6: Выстраивай дружеские отношения с заказчиками

Субординация в деловых отношениях — это прошлый век. Сейчас многие общаются с заказчиками на ты, позволяют матюкаться в рабочих чатах, если происходит форс-мажор. Это норма.

Тут должен быть мем с Малышевой, но редакция его не одобрит.

Моя ситуация: один из заказчиков любит накидывать асапы ближе к выходным или даже НА выходных. Так было не всегда. В начале сотрудничества я могла отдыхать от проекта в субботу и воскресенье.

В эту пятницу заказчик снова подкидывает срочное задание, проигнорировав мое сообщение про перевод оплаты за этот месяц, и меня начинает бомбить. Уточняю дедлайн. Заказчик долго мнется, а потом признается, что дедлайна на самом деле нет, но статью он хочет. После этого я спокойно игнорю сообщения с его ценными рекомендациями и другими задачами. Потому что суббота и у меня выходной.

Совет №7: Не напоминай заказчику об оплате

Ни в коем случае. Даже если на твоих картах и счетах по нулям, а в холодильнике осталась только пачка творога, пару яиц и стручок красного перца. Теребить заказчика по поводу оплаты — еще один моветон.

​Один из плюсов ограниченного личного бюджета — прокачка кулинарного скила. К концу месяца ты можешь приготовить вполне съедобные вещи из того, что осталось в холодильнике.
​Один из плюсов ограниченного личного бюджета — прокачка кулинарного скила. К концу месяца ты можешь приготовить вполне съедобные вещи из того, что осталось в холодильнике.

Моя ситуация: теребить буду, но заранее просчитала несколько запасных вариантов.

Выводы из этого факапа сделала. Накидала план действий на ближайшие дни и приступила к его выполнению. Размазываться перед трудностями — не мой стиль.

А с какими проблемами вы сталкивались в начале предпринимательства? Рассказывайте :)

66
30 комментариев

покупать продукты в супермаркетах по акциям.

Как будто, что то плохое.

10
Ответить

Может имеет смысл работу найти? :)

8
Ответить

Камон, у меня доход гораздо больше, чем у автора, но продукты я покупаю всегда по акции.

Может в этом и есть главный фактор успеха - покупать по акции?))

7
Ответить

Может в этом и есть главный фактор успеха - покупать по акции?))Покупая товар по акции не разбогатеешь.
Это скорее другой принцип отношения к деньгам и тратам.
Полно людей с низким доходом которые которые никогда не купят что либо БУ поскольку "что люди подумают".
И людей с высоким достатком которые не видят в этом ничего плохого, а очень даже наоборот "смысл платить больше если можно меньше ща тот же функционал"

Ответить

Денег нет, ноготь сломался, денег нет. Нет денег, делай все сам. Блин, денег надо где-то добыть, как быть то? Ебашить, ебашить, ебашить. Сам, сам, сам. Не делегируй, а то денег не будет. Заказчик не оплачивает. Как быть то, деньги же нужны...о, приготовлю ка я...непонятно чего, но сфоткаю и выложу. Пусть все думают, что это такое, торт или какой-то хлебный пирог.

И, да, пренебрежительное "фи" к продуктам по акциям выдает в вас сноба, который отчаянно пытается резать понты, которым не соответствует.  

3
Ответить

покупка товаров по акции это всё же не про нищебродство, а про отношение к деньгам скорее.

2
Ответить

2. Делигируй, но контролируй. Я бы и сам мог тексты для своего сайта писать, но тогда бы я не начал на нём зарабатывать. 

3. Когда работал с клиентами, после нескольких случаев установил себе правило - "Вечером деньги, утром стулья" ))

1
Ответить