Рост рынка онлайн-образования рискует обернуться неконтролируемой стихией

Экспертиза и квалификация преподавателей, кажется, уже не в тренде. Краткий обзор развития сферы онлайн-образования, парочка тревожных тенденций и рекомендации, как не поддаться массовому безумию от основателя коммуникационного агентства Biznesmuza Марины Соболевой.

Рост рынка онлайн-образования рискует обернуться неконтролируемой стихией

Аналитики оценивают ежегодный рост мирового рынка онлайн-образования на 5-15%. Уверенные темпы роста и рыночная оценка ведущих западных образовательных онлайн-платформ в более чем $1 млрд – неудивительно, что сфера стала лакомым куском для инвесторов и крупных корпораций всего мира.

В России до некоторого времени на инвестиции в образовательные технологии смотрели с опаской. Проекты, получавшие поддержку, не оправдывали ожиданий в силу неготовности рынка и нехватки специалистов. Согласно данным «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», за период 2014-2016 год зафиксировано крайне мало инвестиционных сделок на небольшие суммы. Общее число сделок предположительно может быть выше за счет тех, которые не раскрывались. Но по открытым данным – это 65 сделок, и лишь несколько из них превысили $1 млн.

Ситуация начала меняться с выходом на рынок корпораций. В 2016 году компания Mail.ru Group объявила о поглощении онлайн-платформы для разработчиков GeekBrains. В том же году издательский дом «Просвещение» анонсировал инвестиционную программу поддержки проектов в сфере образовательных технологий в размере нескольких десятков миллионов долларов.

Кто есть кто в онлайн-образовании?

До 2019 года российский рынок онлайн-образования пополнялся специализированными платформами: для предпринимателей, топ-менеджеров, разработчиков, профессиональная переподготовка и пр. Кроме того, на рынок вышли вузы. Бесплатные дистанционные курсы запустили западные университеты Стэнфорд, Гарвард, Йель и др. В 2015 году появилась платформа курсов ведущих вузов России «НПОО». Квалифицированные преподаватели, сертифицированные программы, непрерывное образование в действии – на это старались ориентироваться все создатели платформ дистанционного образования.

И все бы хорошо, но в активно развивающейся сфере онлайн-образования появились тревожные тенденции. Неоспоримые преимущества и мифы стали привлекать в нее тех, чей профессионализм и польза другим требуют дополнительной проверки. А обещанный результат после прохождения курса – красивая и наполненная жизнь вместо конкретных навыков. Последовала волна негодования от экспертов рынка. В среде интернет-пользователей прочно закрепился термин «инфоцыганство». Некий ярлык для тех предпринимателей, у кого нет иных проектов и измеримых результатов, кроме как инфобизнес и все, что вокруг него.

Так называемое инфоцыганство быстро приобрело черты эпидемии. Курсы «без определенного содержания» стали предлагать и активно рекламировать во всех социальных сетях.

Но возможность заручиться поддержкой соцсетей в этом направлении... Пожалуй, можно говорить о прецеденте. В начале октября 2019 года «ВКонтакте» пообещала запустить образовательную платформу с контентом от пользователей. По словам представителя социальной сети, любой создатель контента сможет сделать свой марафон. Безусловно это лишь первая ласточка, но добрый ли знак?

«Предполагаю, что к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом будет образовательная компания, о которой еще никто не знает»

(из интервью Business Insider)

Томас Фрей, Ведущий футуролог института Да Винчи (США, Колорадо)

Кто нас учит?

С одной стороны, с появлением агрегаторов онлайн-курсов «на свободную тему», как предлагает «ВКонтакте», мы получаем дополнительный комфорт. Вопрос об онлайн-преподавании закроется для очень многих людей без специальных технических, маркетинговых и пр навыков. По сути, ряд качественных профессионалов и владельцев бизнеса не могут перевести процессы в онлайн в силу страха и незнания, как привлечь целевую аудиторию на просторах интернета. Куда удобнее взаимодействовать и дальше с устоявшейся клиентской базой.

С другой стороны, мы получаем некую «доступную среду» в сфере онлайн-образования, куда добраться сможет любой желающий. И вместе с тем, растет риск открыть условный ящик Пандоры, выпустив наружу еще больше некомпетентных и замотивированных исключительно на быструю прибыль людей – не имеющих ничего общего с образовательными процессами.

Вопрос содержательной части таких платформ остается открытым: привлекательность курса от энтузиаста и профессионала может быть, на первый взгляд, схожей за счет харизмы и подачи материала у первого. И при этом – существенно отличаться по качеству. Но как на старте уловить разницу между преподавателем и предпринимателем? Как быть с тем, что у специализированной образовательной платформы изначально выше кредит доверия в сравнении с условным продающим лендингом, выпадающим в рекламных сообщениях? Остается надеяться, что «ВКонтакте» задаст достаточно высокую планку, и у платформы будет серьезный фильтр входящих на нее авторов. В ином случае – гарантированное удобство доступа к тому, что и так никому не нужно.

Остается надеяться, что «ВКонтакте» задаст высокую планку, и у платформы будет серьезный фильтр входящих на нее авторов. В ином случае – гарантированное удобство доступа к тому, что и так никому не нужно.

Рост рынка онлайн-образования рискует обернуться неконтролируемой стихией

Как не пополнить ряды псевдо-экспертов

В конечном итоге, в условиях мощной конкуренции выживает сильнейший. Востребованные курсы удерживают популярность, слабые – отсеиваются и моментально забываются. Если вы настроены на игру в долгую, лучше все же не допускать ошибок экспертов-однодневок, глубоко убежденных в том, что эти нюансы не считываются аудиторией.

  • Глубина. Формируется из знаний в конкретной области, помноженных на опыт. Это глубина суждений. Глубина результатов, которых можно достигнуть с вашим участием – не сверхобещания, а передача конкретных практических навыков, структурные знания.

Вопрос, который нужно себе задать: есть ли у вас профильные знания, подтвержденный практический опыт и, возможно, собственные экспертные исследования?

  • Актуальность. Жизнь = движение. Останавливаясь в развитии, специалист «умирает». Важно сохранять пытливость ума. Усовершенствовать методы, проводить исследования, следить за взаимосвязями актуальных событий в сфере и делать прогнозы. И соответственно менять, по необходимости, вектор.

Вопрос, который нужно себе задать: вы актуальны в своих знаниях и навыках? Ситуация в мире, влияющая на изменения в сфере и прочее – без пониамания этого вы моментально выпадаете из «обоймы».

  • Демонстрация. Грамотное позиционирование себя и передача знаний (всесторонне: при общении со СМИ, клиентами, сотрудниками и последователями).

Вопрос, который нужно себе задать: умеете ли вы давать ценность, прежде чем продавать? Умеете донести понятным языком и замотивировать человека внедрить в жизнь полученные знания максимально оперативно? Что потенциально может вас дискредитировать и как это исправить/избежать? Это может быть банальное несоответствие созданного образа и личности, что сведёт все усилия на нет.

  • Подтверждение. Профессиональные награды, членство в профильных организациях, успешные проекты, мощные кейсы, выступления в роли спикера на знаковых мероприятиях. Подтверждение должно быть линейным. Грубо говоря, эксперт – это ответ на вопросы из одной области. Той, в которой у него есть определенные достижения.
44
4 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Никогда-нибудь © 

Так? Или, может, вы обучаете этому? 🙃

Ответить

Фильтров просто нет.
Этой рекламой засрали все.
Смотришь интересное видео на Youtube о параллельных вычислениях на модели акторов, а тебе посередине видео вставляют рекламу курсов от новичка до  профессионала С# Unity за 10 занятий от двадцатилетнего писюна.
Гуру мать его разработки с отличными отзывами.
Что потом ржешь час и не отпускает.

Ответить

Фильтров, по всей видимости, не появится в ближайшее время. Сфера доходная, и "выжимать" ее будут до последнего все, кому не лень. 

Ответить